12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Данилина Наталья Алексеевна19

Урок русского языка во 2 «А» классе

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»


Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте; классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Задачи:

1.Образовательная – обучать умению распознавать одушевленные и неодушевленные предметы по вопросам и лексическим значениям.

2.Развивающая – развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь.

3.Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

4.Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Формируемые УУД:

Познавательные: находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать их от других частей речи; определять у имени существительного значение, распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками в различных ситуациях, работать в паре, в группе, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (планом), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности на уровне положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебники Русский язык, 2 класс, В.П.Канакина, тетради, карточки для парной и групповой работы, наглядный материал, аудиозапись с песней «Если видишь на картине».

Ход урока

1.Орг. момент

Настрой на работу:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Будем с вами мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным и полезным. (Учитель приветствует детей)

2.Минутка чистописания

Работа с антонимами.

-Для того, чтобы узнать какую букву мы будем писать на минутке чистописания, внимательно посмотрите на данную запись:

легкий - тяжёлый,

мягкий -… (твёрдый)

светлый - …(тёмный)

громкий - … (тихий)

-Подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.

- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания?

- Давайте дадим характеристику звуку т (Согласный, глухой, может быть твердым или мягким)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Пропишите заглавную и строчную буквы Тт до конца строки.

3.Словарная работа.

а) Повторение изученных словарных слов

Вставьте пропущенные буквы.

Т…релка, т…варищ, щ…вель, н…род, з…вод.

- А какая орфограмма объединяет эти слова? (написание непроверяемой безударной гласной)

- Как быть, если нельзя подобрать проверочное слово? (значит написание нужно запомнить)

- А какой частью речи являются эти слова? (именами существительными)

б) Работа над новым словарным словом

Упражнение №1

Послушайте отрывок из песни.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется: пейзаж.

- Что обозначают выделенные слова?

- Найдите эти слова в толковом словаре и прочитайте их лексическое значение.

Слово картина новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный.

в) Развитие речи

Составьте из слов предложение

висит картина стене большая на

(На стене висит большая картина.

Большая картина висит на стене.)

- Правильно ли оформлено предложение на письме? (нет)

- Давайте исправим и запишем предложение с комментированием.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Как сказать по-другому, что мы подчеркнули?

(грамматическая основа предложения)

- Это предложение распространённое или нераспространённое? Докажите.

(распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения)

4.Актуализация опорных знаний.

- Вспомним, как называются слова, которые обозначают предметы? (имена существительные).

- Что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)


- Прочитайте слова: художник, вьюга, шмель, сахар, топор, снегирь, карась, крапива, лошадь, тарелка, волк, тарелка.

- К какой части речи они относятся? (сущ.)

- Почему вы так решили?

- Разделите эти слова на две группы (отвечающие на вопрос кто? и что?) (Дети высказывают точки зрения. Выходят к доске и делят слова на группы)

5.Определение темы урока.

- Разделили слова, а как эти группы можно назвать?

- Предлагаю обратиться к учебнику.

Прочитайте тему нашего урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

(Будем учиться находить имена существительные, ставить к ним вопрос и определять одушевлённое оно или неодушевлённое)

6.Работа над темой урока

Работа в парах.

- Я приготовила вам задания, которые помогут научиться различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

- Найдите на листочках упражнение № 2.

Работая в паре, с помощью стрелок распределите слова на две группы.

заяц, коньки, собака, снегирь, тетрадь, карандаш, дорога, воробей

(Дети распределяют слова на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

- На какой вопрос отвечают слова 1 группы? (кто?)

- Почему?

- На какой вопрос отвечают слова 2 группы? (что?)

- Почему?

Проверяет выполнение упражнения. (Одушевленные: заяц, собака, снегирь, воробей. Неодушевленные: коньки, тетрадь, карандаш, дорога)

Какой вывод мы сделаем:

- К каким существительным ставится вопрос кто?

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

-К каким существительным ставится вопрос что?

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

Физминутка «Топни-хлопни»

- Я озвучиваю слова. Если это одушевленное имя существительное, то вы топаете.

Если неодушевленное - то хлопаете в ладоши.

Слова: яблоко, ручка, лебедь, кольцо, змея, филин, платье, повар, комар, трава.

Работа над темой урока (продолжение)

- А теперь хотелось бы проверить, насколько вы внимательны. Найдите упражнение № 3

- Продолжаете работать в парах, ведь недаром говорится: «Один ум хорошо, а два лучше».

- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

- Положите перед собой карточку, внимательно читайте, найденные слова подчеркните.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

- Проверяем, какие слова нашли?

дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима

- Какие из них отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?

- Полученные слова помогут нам в дальнейшей работе с текстом.

Работа в группе с текстом.

- Возьмите упражнение №4.

Перед вами текст, некоторые слова в нем пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст. Вместо точек вклейте подходящее по смыслу слово.

Наступила (что?) …… Белое пушистое (что?) …… укрыло землю. (Что?) …… украсил деревья. Вот (кто?) …… прыгает с ветки на ветку. А (кто?) …… стучит по верхушке дерева. Хорош (что?) …… зимой.

- Проверим работу.

- Прочитаем получившийся текст.

Наступила зима. Белое пушистое покрывало укрыло землю. Снежок украсил деревья. Вот белка прыгает с ветки на ветку. А дятел стучит по верхушке дерева. Хорош лес зимой.

- О чём говорится в тексте? (О зимнем лесе)

7. Контроль и самопроверка знаний.

Работа по вариантам

-А теперь давайте проверим как вы научились ставить вопрос к именам существительным и определять одушевлённое оно или неодушевлённое.

Я читаю слова, а вы записываете их.

1 вариант – одушевлённые существительные

2 вариант – неодушевлённые.

берёза, ворона, холод, бабушка, повар, лето, дятел, вторник, девочка, лисица, дуб, клён.

Проверяем написанное и оцениваем себя.

1 в. – ворона, бабушка, повар, дятел, девочка, лисица.

2 в. – берёза, холод, лето, вторник, дуб, клён.

8.Подведение итога урока.

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос что?

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? (люди и животные)

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос кто?

- Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? (все остальные предметы, которые не являются людьми и животными)

Рефлексия

У каждой группы на парте лежит набор полосок разных цветов. Оцените свою работу на уроке.

Зеленый – я хорошо поработал на уроке, был активен и всё понял.

Желтый – я хорошо поработал на уроке, но был недостаточно активен, и у меня не всё получилось.

Оранжевый – я не понял материал.

Прикрепите полоску с нужным цветом к плакату.

Выставление отметок

Домашнее задание: учебник с.50, упр.85



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.