Урок русского языка в 4 классе «Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова»
Русский язык 4 класс (коррекционная школа)
Тема: Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова (6 урок по теме)
Цель урока: создание условий для закрепления умения объяснять написание парных согласных на конце слова
Задачи урока:
- повторить парные звонкие и глухие согласные; способствовать развитию умения различать звонкие и глухие согласные;
- учить объяснять правописание звонких и глухих согласных на конце слова, пользуясь проверкой-путём изменения формы слова.
- развивать фонематический слух; зрительные и слуховые анализаторы;
- развивать связную устную речь;
- воспитывать аккуратность при письме; интерес к учебе, умение работать в паре;
Тип урока: закрепление изученного материала.
БУД
Предметные:
знать понятия «парные звонкие и глухие согласные»
учиться объяснять правило и приводить примеры;
разграничивать слова
Личностные (Л):
проявление познавательной инициативы; выражать положительное отношение к учёбе, проявлять желание узнать больше.
Регулятивные (Р):
коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу;
использовать речь для регуляции своих действий;
оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Коммуникативные (К):
развитие умения выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
Тип урока: закрепление
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, снежинки с буквами, снежинки со смайликами для детей
Этапы урока. | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация класса. | Приветствие -Желаю - успеха - большого - во всём - и везде - Здравствуйте! - Отчёт дежурного. | Создание положительного настроя учащихся на урок. | Приветствуют друг друга (соединяют пальчики, начиная с большого) Называет число, день недели, рассказывает о погоде, |
II. Актуализация знаний. 1. Пальчиковая гимнастика 2. Каллиграфическая минутка | Чтоб красиво написать, Надо пальчики размять. Упражнение “ Ладошки на столе”. Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок. - Открываем тетрадь, записываем число. - Ребята, выделите в кружок правильно и красиво написанную букву. Буква З дежурит у нас на уроке неспроста, с этой буквы начинается слово, а какое вы узнаете, отгадав загадку. Запорошила дорожки, - Отгадали правильно – это зима. И сегодня она приглашает в гости. А в гостях принято дарить подарки, и я думаю, что лучшим подарком будет наши хорошие ответы и красивое письмо. 3. Словарная работа. Даны слова вам странные, Почти как иностранные. На них вы посмотрите И переведите М…дв…дь, С этим словом что-то сталось- Буква лишняя закралась. Эту букву отними Слово ты освободи. мрмамсмсмкмамзм, д а г р т б к у в з ф- зачеркнуть парные согласные буквы карандаш – тонкая палочка графита, вделанная в дерево для письма, черчения и рисования (лексическое значение слова) - Ребята, нужно выбрать «лишнее слово» - Верно, молодцы! Замечательный подарок. - Давайте составим предложение с одним из этих слов | Читает стих-е и показывает упражнения Следить за посадкой Картинку Зимы на доску Читает загадку Обращает внимание детей на записи доске Выдвигает проблему | Выполняют гимнастику Записывают число, Прописывают букву З Дают характеристику звуку [з] по схеме. Самооценка. Отгадывают загадку Вставляют пропущенные гласные Вычёркивают лишнюю букву. Выделяют в кружок парные согласные буквы Записывают слова на доску и в тетрадь, ставят ударение. Медведь – отвечает на вопрос кто?, ост. на вопрос что? - Карандаш – в нём 3 слога; - арбуз – начинается с гласной буквы; |
III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока | - На листочках необходимо нарисовать то, что мы сейчас изучаем. - Сформулируйте тему урока. - Верно, написание слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Записать тему урока | Раздаёт листочки, оказывает помощь (слова из дом. работы) | Рисуют предметы, где на конце есть звонкие и глухие согласные. Объясняют выбор предметов. Называют тему урока Записывают тему |
IV. Закрепление Физминутка Работа у доски. V. Физминутка VI. Контролирующее задание. Работа по учебнику VII. Итог урока. Рефлексия | - Стою и снежинки в ладошку ловлю Я зиму, и снег, и снежинки люблю, Но где же снежинки? В ладошке вода, Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи. - Перед уроком я проветривала класс и к нам залетели снежинки, но они не растаяли, это непростые снежинки, на них буквы. Они были в парах, но в полёте потеряли пары. Давайте соединим их обратно. - Это парные звонкие и согласные. - 12 согласных образуют пары. Они похожи при произношении. Поэтому на письме мы часто их путаем и делаем ошибки. Произнесём. Как произносятся верхние согласные, нижние? - Ответили верно, хороший подарок Зиме. - Ребята, назовите признаки зимы. (снег, сугроб, мороз, лёд, снегопад, снеговик) - Посмотрите на доску. В этих нужно выбрать правильную букву, для этого необходимо подобрать проверочное слово и записать. - Но сначала вспомним способы проверки правописания звонких и глухих согласных. Есть несколько способов. 1. Один – много. 2. Называем предмет ласково или маленький предмет. 3. Не соглашаемся, говорим «нет». - Сейчас мы с вами попробуем применить эти способы. Я называю слово, а вы называете много предметов. Глаз – глаза, гриб – грибы, лошадь – лошади. Я говорю слово, вы называете маленький предмет или говорите ласково об этом предмете. Дуб – дубок, ёж – ёжик, лист – листик. - И 3 способ вы не соглашаетесь со мной, говорите «нет». Сад – нет сада, хлеб – нет хлеба, лес - нет леса. Сне-г моро-с снегопа-т к з д снегови-к сугро-п лё- т г б д - Составим предложение и запишем. Н. у. и. п. с. ----- ------ ------- ------- ----- . - Очень хорошо! Подарок зиме сделали. - Выполним зарядку, это подарок зиме. Здравствуй Зимушка-зима! Белый снег пушистый Лыжи, санки и коньки
- Молодцы! Ещё задание. Откройте учебник на странице 78, найдите упражнение 2. - 1 группа выполняет 2 предложения 2 группа – 1 предложение - Все справились, молодцы. Дом. задание с.79 упр. 4 - Чему мы учились на уроке? Проанализируем урок. Большой пальчик – для меня было важно узнать…. Указательный – Средний – Безымянный – моё настроение на уроке…. Мизинец – я ещё не умею….. Зима довольна вашими подарками и решила тоже сделать вам подарки. | Проговаривает и показывает движения Снежинки на доске Сне.., моро... лё.., сугро..., снегови... Называет слово, дети проверочное Помогает ученику На улице идёт пушистый снег. Оценивает ученика Показывает упражнения Проверяет работу в тетради, помогает при необходимости. Объясняет выполнение дом. задания по группам Оценивание детей Помочь словесно выделить работу учеников Снежинки со смайликами в тетради. | Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать На первый вопрос сжать кулаки ,на второй — разжать. Мелкие потряхивания расслабленными ладонями. Составляют пары звонких и глухих согласных Характеризуют звуки: звонко и глухо Подбирают слова, характеризующие зиму. Называют способы проверки слов Отвечают хором Работают в тетради, один ученик у доски Проговаривают громко, затем вполголоса и шёпотом. Записывают на доске и в тетради с объяснением Кланяемся, разводим руки в стороны, приседаем, проводим руками по воображаемому снегу. встаём, поднимаем руки вверх имитируем движения лыжников и конькобежцев Читают задание, разбирают с учителем и записывают предложения в тетрадь. Работают с учебником, разбирают задание. Анализируют свою работу на уроке, отмечают положительное, и что необходимо повторить. Читают записи на смайликах (молодец, умник, постарался) |