12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльмира10

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Склонение имен существительных в единственном числе

Цель урока:

1. Создавать условия для формирования представлений падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.

2. Формировать умения изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе;

3. Прививать систему ценностей, связанных с понятием «уважение к культуре речи»

Тип урока: урок закрепления

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока.

1.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

(Открытие темы урока)

Дорогие мои юные знатоки русского языка!

Я приветствую вас сегодня.

Всем пожелаю достичь своей цели на уроке: кому-то приобрести новое знание, кому-то новые впечатления, а кому-то конструктивное общение.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- А начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое)

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаем и используем.

Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Помните всегда и заботьтесь о пополнении своего сундучка!

Ребята, я предлагаю вам составить прогноз темы урока русского языка.

А поможет вам в этом схема.

-t1677345745aa.jpg

Предлагаю поставить перед собой цель нашего урока.

Чему мы должны научиться?

2.

 

Актуализация знаний

Внимание! Внимание!

В эфире экран утренних новостей!

Чрезвычайное происшествие! По всем каналам телевидения пропала надпись программы Экран утренних новостей!

Ребята, я предлагаю вернуть надпись на экраны.

Обратите внимание на буквы, которые остались от всей надписи названия программы. Пропишите их по образцу в тетради. Ну, а затем вернём потерянную надпись. Работаем по образцу в тетради.

Ребята, а почему именно утренних новостей? Что конкретизирует это слово по отношению к предложению? Предлагаю произвести морфемный анализ. Какие морфемы могут встретиться в слове? Разбор слова утренних.

 

 

Чистописание

 

Ээ Сс

Экран утренних новостей

 

Правописание непроверяемых имён существительных через решение проблемных ситуаций

Программа передач благодарит вас за помощь и желает вам успехов в дальнейшей работе.

Ой, ребята, кто-то подбросил нам мешок.

Посмотрите на надпись «Мешок проблем».

Только этого нам не хватает. Но мы – ребята смелые – мы не привыкли отступать. Все проблемы решаем сообща!

Словарная работа.

мешке картинки с неправильным правописанием словарных слов/

Объяснение с комментированием/

Вывод: почему мы не могли подобрать проверочное слово к любому из данных слов?

- А для чего вообще нужно знать словарные слова на память?

Ребята, обратите внимание на записанные слова. Что их объединяет?

Это все имена существительные.

 

Построение модели имени существительного

Что мы знаем об этом понятии?

Предлагаю построить устно модель этого понятия /составление рассказа об имени существительного по предложенной модели/

Вывод: Для чего в русском языке используют имя существительное /для конкретизации речи/

3.

Закрепление

-Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке? (Познакомились с падежами, узнали в русском языке их 6).

-На какие вопросы на данный момент вы знаете ответы? (Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются? Что значит изменить имя существительное по падежам? Для чего нужно изменять имена существительные по падежам?)

-Как вы считаете, чему еще необходимо научиться?(формируют задачи урока) -Продолжите предложения:

Учиться определять…(падежи у имен существительных) Ставить…(имена существительные в нужный детей падеж)

Склонение имён существительных по падежам.

Но, прежде, необходимо вспомнить падежные вопросы.

Давайте поиграем в игру «Поймай вопрос»

Среди вас находятся эти вопросы. Найдите их. И восстановите на доске полную картину падежей имени существительного.

/ребята находят на парте падежные вопросы и крепят их на доске/

Работа в парах

Ребята, предлагаю по рядам в парах выполнить задание. Просклонять предложенные имена существительные.

1 ряд – слово мост

2 ряд - слово звезда

3 ряд – слово море

/ Проверка, озвучивание выполненных заданий/

 

 

Комментированное письмо

Записать предложения. Определить падеж слова лиса.

 

Но прежде давайте вспомним, как определить падеж имени существительного.

1-й шаг:

Находим слово, от которого зависит существительное

2-й шаг:

Ставим от него двойной вопрос

3-й шаг:

Определяем падеж по вопросу.

4-й шаг:

Указываем падеж.

По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

 

 

Работа в группах

Ребята я предлагаю вам поработать с кейсами.

Для этого образуйте мобильные группы.

 

Кейс 1

Ученику было задано на дом определить у имён существительных падеж. Он выполнил задание и был доволен.

За свою работу получил двойку.

ж.р ж.р. мн. ч.

Белка на сосне орешки грызёт.

Рассудите ситуацию. Предложите выход.

 

Кейс 2

В магазине игрушек было объявление, у которого одни покупатели смеялись, другие плакали, третьи проходили мимо.

Уважаемые покупатели! Получайте нашу игрушкой прямо сейчас!

Рассудите ситуацию. Предложите выход

 

Кейс 3

Петя вчера был в цирке. Ему в цирке очень понравилось смотреть на тигров. Сегодня он решил написать сочинение про тигров. Но Петя был очень сообразительный и решил написать сочинение с секретом. Найдите этот секрет. Но всё же о чём-то Петя забыл, увлёкшись своим секретом. Что вы можете Пете посоветовать?

Был день очень именительный. Я его надолго запомнил.

Родился в цирке тигр.

Дали ему имя – Вини

Творил он всё, что хотел, особенно на сцене.

Я предложил тигру быть моим другом.

Ведь он мне очень понравился!

 

 

Самостоятельная работа

Растет (на чём?) дереве (……….), сидит (за чем?) за партой (……….), подарил (кому?) товарищу (……….) , поставил (на что?) на стол. (………), радоваться (чему?) зиме (………)


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 26.02.23 в 10:34 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо! Все этапы урока продуманы, интересные задания.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.