Урок русского языка в 4 классе на тему «Сочинение по сюжетным рисункам»
Русский язык.
Тема: Сочинение по сюжетным рисункам.
Цель: формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам и плану.
Задачи:
Образовательные: учить составлять текст по серии сюжетных картинок.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; развивать внимание, память, мышление, речь; расширять кругозор и словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к чужому мнению.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательных: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативных: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивных: составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректировка плана и способ действия;
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
I. Этап мотивации учебной деятельности.
| Приветствие. Урок русского языка, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! - Вы готовы начать урок? - Молодцы! | Дети проверяют готовность к уроку. | 1. Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |
II. Этап актуализации учебного материала.
| 1. Пальчиковая гимнастика. Пальчик вышел погулять, Ключ забыл с собою взять. Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь. (Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать большие пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.) 2. Оформление тетрадей. - Запишите число. Классная работа. Минутка чистописания: ет ет ет Добрый пёс на ветер не лает. - Запишите. Объясните значение пословицы. (Хороший пёс не будет лаять просто так. Добрый пёс лает только в случае опасности, чтобы предупредить хозяина.) - Подчеркните орфограммы. - Объясните написание глагола «лает». 3.Загадка: Заворчал живой замок, - Отгадайте загадку и вы узнаете тему текста, который мы будем составлять сегодня на уроке. - О ком будем составлять текст? (О собаке.)
| Фронтально-индивидуальная работа.
«Лает» - 1 спр., не является исключением, значит, пишем окончание – ем.
Работа в паре. Обсуждение предложенных вариантов.
Выборочные ответы. | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания ( регулятивные УУД) 2.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД). 1.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом (регулятивные УУД). 1.Прогнозировать предстоящую работу (определять основной вопрос урока) (регулятивные УУД). 2.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД). 3. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении (коммуникативные УУД). | |
III. Постановка цели и задач урока. | - Определите тему урока. - Какую цель поставим? - Что нам необходимо для достижения цели? - Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке? | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы.
| 1.Принимать участие в обсуждении цели конкретного задания ( регулятивные УУД). | |
IV. Первичное усвоение новых знаний.
| Работа по учебнику. Упражнение 228, стр. 108. - Рассмотрите рисунки. - О чём будет рассказ? - Сколько частей будет в рассказе? (Три.)
| Работа паре. Выборочные ответы. (О том, как дети вырастили собаку и подарили её пограничникам.)
| 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. 2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию (познавательные УУД). | |
V. Динамическая пауза. | «Маленький щенок» Во дворе щенок играл, | Выполнение упражнений.
| Личностные УУД
| |
VI . Первичная проверка понимания. | Словарно-орфографическая работа. Карточка. .днажды в.звр.щались вдру. р.бята щ.нок др.сс.ровка к.манды р.шили п.д.рить п.грничн.ки в.енные - Найдите в словаре значение слова «пограничник».
| Работа в парах. Ученики объясняют пропущенные орфограммы. Выполняют задание на карточках. Пограничник – военнослужащий в войсках пограничной охраны. (Словарь Ушакова.) | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (регулятивные УУД). 2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию (познавательные УУД). | |
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
| Работа в группах. - Подготовьте ответы на вопросы. - Кого дети встретили однажды? - Какой был щенок? - Как ребята дрессировали щенка? - Какие команды выполнял щенок? - Каким стал пёс? - Кому решили дети подарить собаку? | Фронтально-индивидуальная работа. Ученики зачитывают несколько вариантов. | 1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом) (коммуникативные УУД). 2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД). | |
VIII Этап включения в систему знаний и повторения. | Фронтально-индивидуальная работа. - Составьте предложения по первому рисунку. - О чём вы будете рассказывать во второй части? Составьте предложения. - Составьте предложения к третьему рисунку. - Озаглавьте свой рассказ. - Запишите текст.
| Фронтально-индивидуальная работа. Несколько учеников по желанию зачитывают свои рассказы, остальные оценивают, учитель отмечает удачные моменты. | 1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД). 2.Самостоятельн о «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД). | |
Домашнее задание | Стр. 108, упр. 227. Составить сообщение по плану. | Самостоятельный выбор | Регулятивные УУД. | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Оцените свою работу. - Возьмите свою «лесенку успеха» и отметьте результат своей работы. | Оценивание себя на «лесенке успеха» | 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД). 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
Приложение
|
|
Источники:
https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-sobaku.html - динамическая пауза
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/941834 - словари и энциклопедии на Академике