12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хрунина Наталия Валерьевна21



Урок русского языка в 1 классе

(система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тема урока : «Работа гласной буквы в разных позициях»

Цель: систематизация знаний о работе гласных букв

Задачи:

1. Сформировать представление о работе гласных букв;

2. Обобщить соотношение между звуковым и буквенным составом гласных букв;

3. Давать характеристику гласным звукам и буквам;

4. Развивать умение составлять звуковые записи к словам;

5. Учиться находить ошибки в звуковых записях;

6.Развивать умение строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;

7. Развивать фонематический слух;

8. Формировать умение работать в парах, в группе;

9. Развивать навыки самооценки, самоконтроля;

10. Формировать умение вести диалог, слушать и слышать собеседника;

11. Ставить и формулировать проблему.


Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны:

1. Анализировать «работу гласных букв»;

2.Уметь составлять звуковые записи к словам;

2. Знать соотношение между количественным составом гласных букв и звуков;

3. Аргументировать, для чего одинаковые звуки обозначаем разными буквами;

4. Уметь составлять задания по работе гласных букв для товарищей;

5. Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения;

6. Уметь работать в парах, в группе;

7. Ставить и формулировать проблему;

8. Видеть и исправлять ошибки в записи;

9. Понимать необходимость применения полученных знаний.


Оборудование: схема «Работа гласных букв»; презентация «Работа гласной буквы в разных позициях», мультимедиапроектор, ноутбук, экран.

Раздаточный материал: карточки, обозначающие звуки; модели слов; карточки, для индивидуальной работы, работы в группах, листы самооценки.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1

Мотивация

(3-4мин)

-Здравствуйте, ребята.

Проверьте готовность к уроку.

Чтобы наша речь была четкой и красивой, начнем наш урок с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика.

Дети парами произносят скороговорки и чистоговорки с ускорением 2 раза.

Хором всем классом: «У ёлки иголки колки».

- Какую работу выполняет буква ё в слове «ёлки»? А какую работу выполняет в этом слове буква и ?

-Молодцы!


Работа в парах со скороговорками.

Чтение с ускорением и быстрым проговариванием.

1.До города дорога в гору, от города – с горы.

2.У елки иголки колки.

3.Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

4.Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

5.Бублик, баранку

Батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

6.Хорош пирожок, внутри творожок.

7.Рыбу ловит рыболов,

В реку весь уплыл улов.

8.Наварила щука щей, угощала двух лещей (Г.Сапгир)

9.Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.


Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения.

Владеть монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Интересоваться звуковым составом русской речи.

Владеть четкой артикуляцией.

2

Актуализация

знаний

(8-9мин)

-Приготовьте светофоры.

Посмотрите на доску.

Запишите слова буквами:

[л'уд'и]-

[луна]-

[д'а д'а]-

[дата]-

У доски работает 1 человек.

Индивидуальная работа по карточкам -3 человека.

Для чего одинаковые гласные звуки вы обозначили разными буквами? (Каждая гласная буква выполняет разные работы в разных позициях). Подчеркните эти буквы.

-Молодцы!

- Чего же больше: гласных звуков или гласных букв? Почему? (В русском языке есть буквы, которые обозначают одинаковые звуки.)

-Ребята! У вас на столах лежат модели звуков.

Давайте составим звуковые модели слов.

Каждая группа получает своё слово.

Молодец, малыш, клюква, умница.

Теперь все четыре группы составляют модель слова «апрель».

Какую работу выполняют гласные буквы в этом слове?

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня работаем?

Обозначить тему на доске. Нам предстоит работать в тетради. Разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «сороконожки».

- Откройте учебники на с 10.

Работа с учебником. Задание 4 с.10

На доске слова

Астра, сел, ел.

Какие гласные буквы могут выполнять то одну, то две работы? А какие гласные буквы всегда выполняют одну работу?

Работа с таблицей гласных букв.

У доски работают 2 человека.. Дети сигналами светофоров говорят о согласии или несогласии.

[л'уд'и]-

[луна]-

[д'а д'а]-

[дата]-

Индивидуальная работа по карточкам – 3 человека.

Остальные выполняют задание на карточках.
















Работа в группах

(4 группы) Составление звуковых моделей слов. Анализ работы гласных букв в слове «апрель».

Пальчиковая гимнастика: дети пальчиками изображают бегущих по парте сороконожек. И хором произносят гласные, указывающие на твердость предыдущего согласного. А затем – на мягкость предыдущего согласного.

В тетради записывают слова: астра, сел, ел. Показывают работу гласных букв.

Сигнализируют светофорами.

Используя таблицу «Работа гласных букв» отвечают на вопросы учителя.



Подбирать определенную звуковую модель к буквенной записи.

Определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух.

Строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав.

Давать характеристику звукам речи. Определять работу гласной буквы в разных позициях.

Давать оценку своей работы в группе.


3

Проблемная

ситуация

(5 мин)

Работа в группах.

Обычно задачки решают на уроках математики. А бывают ли задачки на уроках русского языка?

Попробуйте решить несколько задачек про гласные звуки и буквы.

1) Сколько одинаковых гласных букв в каждой паре слов:

Ёжик- клён,

Юра – клюнул.

Одинакова ли работа у этих букв?


Дети в группах по 4 человека обсуждают и указывают работу гласных букв.

Анализировать работу гласной буквы в разных позициях. Ставить и формулировать проблемы.

Владеть способами обозначения звуков на письме.

Аргументировать свое согласие ( несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

Выделять то, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Выделять и анализировать познавательную цель.

4

Решение

проблемной

ситуации

(7 мин)


2) Видеофрагмент. (http://school- collection.edu.ru/catalog/rubr/5e7661cd-7d7d-42a7-b573-c506010cb6ed/56811 /)

Сколько разных гласных звуков в слове утюги? Алеша считает, что два, Маша – пять, а Петя – три. С кем вы согласны?

Чтобы решить эту задачу, запишите звуковой состав этого слова. Какой звук в нём обозначен разными буквами?

Физкультминутка.

Вы хорошо поработали. А теперь немного отдохнем.

1.Самолет

2.Зарядка для глаз.

Работа в парах (дополнительное задание)

3) Сколько одинаковых гласных звуков в каждой паре слов:

[лужа]-[л'ус'а]

[вол]- [в'ол]

А сколько одинаковых гласных букв? Что вам нужно сделать. Чтобы решить эту задачу?

А теперь попробуйте сами придумать такие же задачки для своих товарищей.

- Молодцы!

Работа по электронному тренажеру.


Дискуссия.














Физкультминутка.

1. Руки в стороны в полет

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

2. Упражнения для глаз.


Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя.

Анализировать «работу гласных букв».

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить логическую цепь рассуждений.

Определять количество гласных звуков в слове.

Находить одинаковые гласные звуки в парах слов.

Уметь составлять задачки про звукобуквенный состав слова для своих одноклассников.

Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Ставить и формулировать проблему.

5

Первичное

закрепление.

Создание

ситуации

успеха.

(8 мин)

Работа в парах.

Работа по карточкам.

Ребята.! У вас на столах лежат карточки с заданиями. Составьте по 2 звуковые записи к каждому слову (правильную и с двумя ловушками)

Обменяйтесь листочками.

Оцените друг друга с помощью волшебных линеечек. (Критерии: правильность, аккуратность)

4.Работа в группах.

Игра «Живые схемы» (4-5 мин)

Составление слов и предложений со словами из карточек: Юля и Женя.

Каждая группа составляет высказывание и демонстрирует с помощью «живых схем» у доски.

Если группа готова – сигнал: «готовы».

Остальные группы подают сигналы светофорами.

Дети работают по карточкам: Составьте по 2 звуковые записи к каждому слову «Юля , Женя» (правильную и с двумя ловушками.)Обведи ловушки. Обмениваются карточками. Взаимооценка.

Оценивают друг друга с помощью волшебных линеечек.




4.Работа в группах.

Игра «Живые схемы» (4-5 мин)

Составление слов и предложений со словами из карточек..Каждая группа составляет высказывание и демонстрирует с помощью «живых схем» у доски.

Если группа готова – сигнал: готовы.

Остальные группы подают сигналы светофорами.

Составлять звуковые модели слов. Уметь составлять ловушки к записям.

Владеть навыками самоконтроля и самооценки. Уметь выделять в словах гласные и определять их работу. Определять количество слов в предложении. Составлять схемы предложений. Различать самостоятельные слова(названия предметов, действий, признаков). Контролировать и оценивать правильность построения высказывания.


6

Самостоятельная работа

( 5мин)


1.Проектная задача.

Работа с учебником с 20 – 22.

3.Доп. задание ( для тех, кто быстро справился с работой)

Напиши «соседей» по алфавиту.

Дети:

1.Составляют слова с помощью семафорной азбуки.

3.Дополнительное задание. Напиши «соседей» по алфавиту


Владеть навыками самостоятельной работы. Контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи. Видеть и исправлять ошибки в записи.

7

Самооценка

(3 мин)

- Над какой темой мы сегодня работали? Давайте оценим качество своей работы с помощью оценочных листов. Посмотрите на свои оценочные листы. Каждый про себя подумает, над каким умением вам еще надо поработать на следующем уроке, чтобы результат был еще лучше.

Дети заполняют лист самооценки.

Уметь оценивать качество работы над темой, аргументировать свою оценку. Ставить учебную задачу на будущее.

8

Рефлексия

(3 мин)


Итоговая беседа о работе гласной буквы в разных позициях.

-Какую работу могут выполнять гласные буквы?

- Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Дети аргументировано отвечают на вопросы.



Обобщать, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

9

Итоги урока

(2 мин)

-Чему научились сегодня за урок? Что узнали?

-Что понравилось?

-Что особенно запомнилось?

-Что стало самым неожиданным для вас?

- Что осталось непонятным?

Дети делают выводы.

Подводить итог работы. Строить логическую цепь рассуждений. Рассуждать. Делать выводы.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 04.02.20 в 16:10 0Ответить Пожаловаться
Наталия Валерьевна, спасибо за подробный конспект урока. Все этапы продуманы, используются разные формы работы. В оборудовании Вы указываете презентацию, а её нет. Ссылка на видеофрагмент выдает ошибку.
Хрунина Наталия Валерьевна, 16.02.20 в 21:46 0Ответить Пожаловаться
Ссылку можно скопировать полностью и открыть через яндекс.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.