Урок русского языка в 4 классе «Части речи. Обобщение изученного»
Презентация к уроку русского языка "Части речи"
PPTX / 3.89 Мб
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Организационная информация | |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Тема урока | Обобщение знаний по теме: «Части речи» |
Форма урока | Урок – путешествие |
Предмет | Русский язык, УМК «Школа России» |
Класс | 4 |
Автор урока | Виноградова С.И., учитель начальных классов. |
Методическая информация | |
Педагогические задачи | - закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе); - формировать умения различать слова по значению и вопросам; - совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи; - воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы; -воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий; - способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке; - развитие любознательности и интереса к учебной деятельности; -развитие творческих способностей, мышления, воображения, внимания; - формирование умения аргументировать своё мнение. |
Методы обучения: | аналитико-синтетический, игровой |
Технологии | методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения |
Планируемые предметные результаты | учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки. учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание, применять знания о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи на практике. |
Метапредметные УУД | Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. |
Личностные | Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников, ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока. |
Необходимое оборудование | Компьютеры для выполнения тестовых задания учениками и для демонстрации презентации, мультимедийный проектор; индивидуальные раздаточные карточки. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация начала урока | – Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся и поздороваемся, пожелаем всем успеха на уроке. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Кинезелогическая разминка | Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Проводят разминку | Понимать и слушать учителя Принимать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Игра «Узнай часть речи». | Уже октябрь. Идет золотая осень. Часто идут дожди. Осень не хочет радовать нас теплыми, ясными деньками. Мне захотелось разбавить серые краски яркими оттенками. Составьте такую палитру, которая бы объединяла слова, записанные на разноцветных листочках. Работать будете в группах.
На сколько групп разделили слова? В каком случае слово “ пила” – это глагол, а в каком – существительное? – Как называются такие слова? Омонимы. – Приведите свои примеры. | Отвечают на вопросы учителя. Разбивают слова на группы Вступают в подводящий диалог, выявляют противоречие: в одной группе слова пила – имя сущ., а у другой- глагол – Лена пила молоко. В этом случае “пила” – это глагол. ели, окуни, покрывала, пила, жгут, село и др. | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответствии с целевой установкой. Вступают в проблемный диалог, выявляют противоречие. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение темы Определение темы и целей урока | – Итак, ребята, как узнать к какой части речи относиться слово? – Какие вопросы по данной теме вы можете задать? | -Какие бывают части речи? -Что обозначают разные части речи? - На какие вопросы отвечают? | Вступают в подводящий диалог, анализируют. Делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте одну поговорку, которая вам больше всего понравилась. Определите части речи | Рассказывают о выполненной дома работе. Читают поговорки Указывают части речи | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация индивидуальной работы учащихся. Словообразование | Мы отправимся в путешествие и первым на пути у нас «сосновый бор» - Если приставки придут прогуляться в сосновый БОР, то во что они его превратят? | Образовывают новые слова, разбирают слова по составу | Осуществлять анализ объектов. Осуществлять контроль по результату | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах | А сейчас мы с вами отправимся на нашу реку Крушму слайд На слайд выходят слова Выпишите существительные В каждой группе подумайте и совместно примите решение, по какому признаку будете находить слова. Задание: найти основание классификации и сделать вывод- существительные изменяются по родам и числам, могут быть собственными и нарицательными Какой признак не нашли? -Найдите сложное слово, выполните разбор по составу (один ребенок на доске) | Надя прочитает стихотворенье жителя нашего села Дмитрия Пахомова: Сердитая Ока весенняя Когда бушует ледолом А я живу в деревне Сенево Где Крушма рядом, за окном А Крушма речка говорливая Не глубока, не широка. Приток Оки. И, знать, счастливая Своим притоком мать-Ока. А Крушма, кажется всесильная- От вешних вод- полны бока… И хорошо мне Русь былинная Где Крушма- тихая река! | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Выводят основание классификации и разбивают слова на группы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лексическая и орфографическая работа. | – Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы? 1-в. Внимательно прочитай слова, написанные после двоеточия. Спиши предложение, оставив только те, которые обозначают действия. Не ошибись! Я убирал свою комнату: вытирал, подметал, скандал, самосвал, поливал. 2-в. Пришёл мой друг Сашка и помог мне: подмёл, орёл, протёр, ковёр, шофёр. Делаем взаимопроверку. | Задание. Перед вами текст. После выполнения задания идёт проверка | Понимать Вступают в диалог, анализируют | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
самостоятельная работа | А теперь нас ждет очередное испытание. Мы отправимся в пещеру загадок. Возьмите на столе карточку, задание №2 Перед вами набор слов. Нужно выписать имена прилагательные. По каким признакам вы определили прилагательные? Какие морфологические признаки можете определить в своих прилагательных Сделайте вывод: Прилагательные изменяются по родам и числам | После выполнения задания идёт проверка | Выводят основание классификации и выписывают нужные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение и систематизация знаний Деятельность в группах, соответственно выбранным ролям. Работа с фразеологическими оборотами Работа в парах. | Молодцы! У вас есть хорошие знания о частях речи. А теперь я предлагаю поработать в группах. Распределим роли. 1-я группа: “Мыслители”. Я знаю, что вы очень любите решать головоломки, отгадывать загадки. Подобрать к данным словам родственные слова, относящиеся к другим частями речи. Указать части речи. 2-я группа: “Языковеды”. Чем занимаются языковеды? Изучение русского языка – дело сложное, но интересное. Мы трудностей не боимся. Вам предстоит поработать с фразеологизмами и объяснить их значение 3я группа “Практики”. Прочитай слова. Соедини их парами без ошибок. | Выполняют задания по группам При проверке выясняем, что такое синонимы | Осуществлять анализ объектов. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
физкультминутка | Кинезелогическая разминка | Выполняют упражнения | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Роль глагола в предложении. | Отправляемся в осенний березовый лес. Слайд Стихотворение - составим предложение со словом БЕРЕЗА На слайде и на индивидуальных карточках слова: развесить, Кудрявый, распустить листья, берёза и зелёный, сережка - Запишите предложение (Один ребенок у доски) - Разберем предложение по членам предложения и частям речи - Кудрявая береза развесила зеленые сережки и распустила листья | Егор читает стихотворение В золотом убранстве лес осенний снова, И наряд сменила милая береза, Золотом покрылись все её листочки, На макушке к небу в синеньком платочке. Ты, березка белая, хороша собою, И зимой и летом, раннею весною, Согревает солнышко веточки и листья, Их рисует осень золотою кистью. Не жалеет осень серебра и злата, Как художник осень красками богата, В золотом убранстве лес осенний снова, И наряд сменила милая береза. Один ребенок работает у доски Самооценка. Разбирают предложение по частям речи и членам предложения | Понимать Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Организация индивидуальной работы учащихся. Работа в рабочей тетради (задание 106, стр 47). | Организует работу по рабочей тетради Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, над каждым словом укажите части речи. | Прочитайте задание, как его выполнить? | Работают в парах. Списывают, вставляя пропущенные буквы, определяют части речи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разноуровневые задания по русскому языку | Мы отправляемся на лесную лужайку 1 уровень (розовая карточка) Определить к какой части речи относятся слова:
2 уровень (синяя карточка) Найди в каждой строчке лишнее слово и докажи это. 3 уровень (желтая карточка) Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
| - Как вы определяли часть речи? Выполняют задания по группам, выбирая задания в соответствии с собственным желанием (выбирая карточку дети знают, что розовая карточка- оценивается в 5 балов, синяя- 4 бала, желтая-3 бала) | Осуществлять анализ объектов. Осуществлять контроль по результату Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль усвоения. | Выполняют тест на компьютерах из электронного приложения к учебнику «В.П.Канакина Русский язык 4 кл. «Тест «Части речи» | Выполняют тест | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Слайд Домашнее задание будет творческим Составить текст «Осень в родном краю» Светит, греет, плывет (солнце). Льет, питает, барабанит (дождик). Вянет, зеленеет, засыхает (трава). Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи). Опадают, шепчутся, шуршат (листья). | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия | – Удалось ли нам обобщить знания о частях речи? – Какое задание вызвало у вас затруднение? Рефлексия. Приклеить смайлик на картинку Слайд И закончить наш урок мне бы хотелось словами Евгения Синицина Берегите Россию – Нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, Это хлеб на столе, И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию, Без неё вам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой, Берегите Россию – Нет России другой. | Отвечают на вопросы, заканчивают предложения | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Приложение(общее к уроку)
На каждого ученика – своя карточка
Алгоритм работы с группой слов:
1.Задать вопрос
2.По вопросу определить, к какой части речи относиться слово.
3. Записать слово в нужную группу.
Крушма
Сердитая Ока весенняя
Когда бушует ледолом
А я живу в деревне Сенево
Где Крушма рядом, за окном
А Крушма речка говорливая
Не глубока, не широка.
Приток Оки.
И, знать, счастливая
Своим притоком мать-Ока.
А Крушма, кажется всесильная-
От вешних вод- полны бока…
И хорошо мне Русь былинная
Где Крушма- тихая река!
Задание№ 1
1-в. Я убирал свою комнату: вытирал, подметал, скандал, самосвал, поливал.
2-в. Пришёл мой друг Сашка и помог мне: подмёл, орёл, протёр, ковёр, шофёр.
Задание№ 2
( Для одного ученика- одна группа слов)
1. Назначил, сочный, дворец, гость, умная, доказал, камыш, ласковое, хвалит, музейный, блистает, театр, честный.
2. Опрятный, утешает, сверстник, родник, хихикает, свирепая, сторожит, отважный, радуга, упорный, грохочет, известная, певец.
3. Украшение, позолотило, фольга, городской, зарево, вечернее, природный, открывается, росинка, разливает, ароматный, топлёное.
4. Любуется, иней, приятный, диктует, румяная, дремучий, сверкают, облако, резкое, теплота, серебро, робкий.
5. Пасека, влажный, обожает, сияет, прилежная, храм, журавлиная, шуршит, прошло, правый, пурга, синяя.
6. Сумерки, чужой, царевич, рассматривала, острая, дубок, крепкое, дымчатый, пронеслось, влажная, запорхал, день.
7. Каменная, бьётся, волна, коварный, листочки, мчался, ранний, таял, готовый, направление, туманная, перелесок.
« Практики»
Прочитай слова. Соедини их парами без ошибок.
душистый вода
синее день
ясный реки
прохладная укроп
быстрые небо
тяжёлый собака
рыжие вечер
холодный солнце
верная чемодан
яркое усы
«Мыслители» (у детей- просто тире)
Одержать победу - победить
Отдать приказ - приказать
Принять решение - решить
Сделать попытку - попытаться
Допустить ошибку - ошибиться
Приводить в смущение - смущать
Проявить интерес - интересоваться
Дать распоряжение - распорядиться
Нанести обиду - обидеть.
«Языковеды» (у детей- просто тире)
Пояснения фразеологизмам
Баклуши бить - бездельничать
Без году неделя - совсем недавно, очень короткое время
Болеть душой - волноваться, переживать, беспокоиться
Будь что будет - выражение готовности ко всему
В глубине души - в самых сокровенных мыслях
В двух шагах - очень близко, совсем рядом
В один миг - мгновенно
В поте лица - с большим усилием, напряжением
В час по чайной ложке - очень медленно
Вешать голову - унывать
Задание №3 Составить предложение из слов:
развесить, Кудрявый, распустить, листья, берёза и зелёный, сережка.
Алгоритм работы с деформированным предложением.
Прочитай все слова.
Подумай, какое слово будет в предложении первым.
Устно составь предложение с недостающим словом.
Какой знак препинания поставишь в этом предложении?
Запиши предложение.
Проверь, правильно ли ты списал слова.
Домашнее задание:
Составить текст « Осень в родном краю»
Светит, греет, плывет (солнце).
Льет, питает, барабанит (дождик).
Вянет, зеленеет, засыхает (трава).
Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).
Опадают, шепчутся, шуршат (листья).