Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием А-О (-раст-ращ-рос-)»
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием А-О (-раст-ращ-рос-)»
Цель: актуализировать знания о правописании корней -гор-гар-, -зор-зар-, -лаг-лож-, -кос-кас-; сформировать у учащихся умение правильно и обоснованно выбирать чередующуюся гласную О-А в корне -рос-раст-ращ-; воспитывать культуру общения, сотрудничества, ответственность.
личностные результаты: готовность вести диалог в соответствии с нормами и правилами культурного общения, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, стремление к речевому самосовершенствованию, самоопределение;
метапредметные результаты: применение приобретенных знаний, формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для решения проблемных задач как в учебной, так и в повседневной жизни;
коммуникативные УУД: формирование умения учитывать позицию другого человека, организовывать и осуществлять работу в коллективе, грамотное владение речью: соблюдение культуры речи, умение высказывать и обоснованно доказывать свою точку зрения;
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, освоение общих способов решения задач, выбор наиболее эффективных из них; умение формировать алгоритмы операции анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;
регулятивные УУД : целеполагание, планирование, контроль и оценка результата работы, корректировка в зависимости от цели и результата;
предметные результаты: знать и уметь применять правило правописания корней с чередующимися гласными О-А (-рос-раст-ращ-); повторить правописание корней -гор-гар, зор-зар-, -лаг-лож-, -кос-кас-; уметь графически выделять условия выбора гласной в корне.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Мотивация
Задание «Собери слово»: на доске не по порядку написаны (можно распечатать) буквы слова «корень». Учащимся необходимо составить слово, которое даст подсказку к теме сегодняшнего урока. (Кто быстрее соберет слово, получает 1 «ключик»).
Вопрос учителя:
– Какую морфему мы сегодня будем исследовать? (корень)
– Какие корни с чередованием О-А вы уже знаете? (-гор-гар-, -зор-зар-, -лаг-лож-, -кас-кос-)
– От чего может зависеть выбор чередующейся гласной в корне? (от ударения, от суффикса)
– Возможны ли другие условия для выбора чередующихся гласных в корне?
3. Актуализация. Проблема. Целеполагание
Задание «Найдите ключики»: вставьте правильно буквы в корни с чередующимися гласными. Объясните свой выбор.
(По одному к доске вызываются желающие ответить. Выдаётся карточка со словом, в котором пропущена буква. Необходимо записать это слово правильно и графически объяснить выбор буквы. Остальные учащиеся пишут в тетради и графически выделяют орфограмму. За каждый правильный выбор буквы с объяснением выдается 1 «ключик». Если ошиблись, «ключика» не получают, а правописание буквы в слове подсказывает другой ученик или учитель).
СЛОВА ДЛЯ ЗАДАНИЯ: заг..реть, к..снулась, прил..гательное, г..ра, з..ря, предл..жение, г..ревать, сл..гаемое, з..рница, подг..релый, прик..саться, р..стение.
Когда на последнем слове возникают сложности с объяснением орфограммы, учитель задает вопросы:
– Почему в последнем слове вы не смогли объяснить правописание? (Не знаем правило для этого корня).
– Какой корень будем сегодня исследовать? (Корень -РАСТ-).
– Что потребуется узнать? (Какие условия выбора гласной в корне -РАСТ-).
– Допишите тему урока «Правописание (корней с чередованием О-А)».
4. Открытие нового знания
Работа в парах: выдаются карточки с опорной схемой-правилом «Правописание корней с чередованием А-О (-раст-ращ-рос-)». По схеме учащиеся самостоятельно пробуют сформулировать правило.
Учащиеся высказывают предположения формулировки правила. (За правильную формулировку правила по схеме выдается 1 «ключик»). Затем проверяют по учебнику.
Учитель задает вопросы:
– Какие варианты корня -РАСТ- существуют? (-РОС- и -РАЩ-)
– Все ли слова с данным корнем пишутся по правилу? (Выписать исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, на вырост, отрасль).
– Возвращаемся к слову «растение», вызвавшему затруднение в начале урока. Какую гласную мы должны поставить в корне в соответствии с новым правилом? (За правильное объяснение 1 «ключик»)
5. Закрепление полученных знаний
Задание «Найдите слову дом»: на доске закрепляются изображения двух домиков: один для корня с буквой А, другой для корня с О. По одному к доске вызываются желающие ответить. Выдаётся карточка со словом, в котором пропущена буква в новой орфограмме. Учащийся выбирает, в каком доме живет слово, записывает его под этим домиком и объясняет свой выбор. Упражнение выполняется коллективно, используется опорная схема-правило. (За каждый правильный выбор буквы с объяснением выдается 1 «ключик». Если ошиблись, «ключика» не получают, а правописание буквы в слове подсказывает другой ученик или учитель).
В тетради учащиеся записывают данные слова в два столбика в зависимости от гласной в корне.
СЛОВА ДЛЯ ЗАДАНИЯ: возр..стает, р..сток, ср..слось, выр..щенный, пор..сль, отр..сль, водор..сли, Р..стов, р..стительность, р..стовщик.
6. Проверка усвоения темы
Задание «Сортировка»: учащиеся самостоятельно выполняют его по карточке (она выдается каждому на парту). Необходимо заполнить таблицу словами из карточки. В первых двух столбиках в заголовках необходимо поставить пропущенные буквы. (Если класс сильный, можно работать без опорных схем).
-Р..С- | -Р..СТ- и -Р..Щ- | другие орфограммы | исключения |
СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧКИ: Разр..слись, сл..жить, нар..щённый, выр..стут, к..сательная, сг..рели, р..сточек, оз..рять, прил..гать, зар..стает, отр..сль, выг..реть, прик..сновение, з..рницы, ср..щение.
После самостоятельной работы учащиеся могут проверить свои работы в парах, затем идет проверка с учителем, исправление ошибок, задаются возникшие в ходе работы вопросы. (Желающий ответить зачитывает столбик и объясняет правописание каждого слова. За ответ без ошибок получает 1 «ключик»).
Если остается время на уроке, можно дать дополнительно упражнение «Правописание гласных в корнях с чередованием» из пособия Г.Н Потаповой «Диктанты по русскому языку. 5 класс» (с.67) Издательство «Экзамен» Москва, 2015
7. Рефлексия. Выставление отметок
Набранные за урок «ключики» обмениваются на отметку.
В тетрадях после классной работы наклеиваются три смайлика, набор смайликов учителем выдается перед уроком (условные обозначения учащиеся знают с предыдущих уроков):
– Правило понял (веселый жёлтый смайлик) или не совсем понял (грустный зелёный смайлик).
– Было легко выполнять задания (жёлтый пальчик вверх) или было сложно выполнять задания (зелёный пальчик вниз).
– Был активным исследователем, многое делал самостоятельно (жёлтая лупа) или больше полагался на товарища (зелёный вопросительный знак).
Учитель может пройти по рядам и сразу увидеть общую картину рефлексии.
8. Домашнее задание (по выбору учащегося)
– упражнение из учебника;
– составить 7 распространенных предложений, в которых используются слова на изученную орфограмму. Графически объяснить выбор гласной в корне.
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна