Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием А-О (-раст-ращ-рос-)»

9
2
Материал опубликован 1 August

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием А-О (-раст-ращ-рос-)»

Цель: актуализировать знания о правописании корней -гор-гар-, -зор-зар-, -лаг-лож-, -кос-кас-; сформировать у учащихся умение правильно и обоснованно выбирать чередующуюся гласную О-А в корне -рос-раст-ращ-; воспитывать культуру общения, сотрудничества, ответственность.

личностные результаты: готовность вести диалог в соответствии с нормами и правилами культурного общения, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, стремление к речевому самосовершенствованию, самоопределение;

метапредметные результаты: применение приобретенных знаний, формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для решения проблемных задач как в учебной, так и в повседневной жизни;

коммуникативные УУД: формирование умения учитывать позицию другого человека, организовывать и осуществлять работу в коллективе, грамотное владение речью: соблюдение культуры речи, умение высказывать и обоснованно доказывать свою точку зрения;

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, освоение общих способов решения задач, выбор наиболее эффективных из них; умение формировать алгоритмы операции анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, контроль и оценка результата работы, корректировка в зависимости от цели и результата;

предметные результаты: знать и уметь применять правило правописания корней с чередующимися гласными О-А (-рос-раст-ращ-); повторить правописание корней -гор-гар, зор-зар-, -лаг-лож-, -кос-кас-; уметь графически выделять условия выбора гласной в корне.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Мотивация

Задание «Собери слово»: на доске не по порядку написаны (можно распечатать) буквы слова «корень». Учащимся необходимо составить слово, которое даст подсказку к теме сегодняшнего урока. (Кто быстрее соберет слово, получает 1 «ключик»).

Вопрос учителя:

Какую морфему мы сегодня будем исследовать? (корень)

Какие корни с чередованием О-А вы уже знаете? (-гор-гар-, -зор-зар-, -лаг-лож-, -кас-кос-)

От чего может зависеть выбор чередующейся гласной в корне? (от ударения, от суффикса)

Возможны ли другие условия для выбора чередующихся гласных в корне?

3. Актуализация. Проблема. Целеполагание

Задание «Найдите ключики»: вставьте правильно буквы в корни с чередующимися гласными. Объясните свой выбор.

(По одному к доске вызываются желающие ответить. Выдаётся карточка со словом, в котором пропущена буква. Необходимо записать это слово правильно и графически объяснить выбор буквы. Остальные учащиеся пишут в тетради и графически выделяют орфограмму. За каждый правильный выбор буквы с объяснением выдается 1 «ключик». Если ошиблись, «ключика» не получают, а правописание буквы в слове подсказывает другой ученик или учитель).

СЛОВА ДЛЯ ЗАДАНИЯ: заг..реть, к..снулась, прил..гательное, г..ра, з..ря, предл..жение, г..ревать, сл..гаемое, з..рница, подг..релый, прик..саться, р..стение.

Когда на последнем слове возникают сложности с объяснением орфограммы, учитель задает вопросы:

Почему в последнем слове вы не смогли объяснить правописание? (Не знаем правило для этого корня).

Какой корень будем сегодня исследовать? (Корень -РАСТ-).

Что потребуется узнать? (Какие условия выбора гласной в корне -РАСТ-).

Допишите тему урока «Правописание (корней с чередованием О-А)».

4. Открытие нового знания

Работа в парах: выдаются карточки с опорной схемой-правилом «Правописание корней с чередованием А-О (-раст-ращ-рос-)». По схеме учащиеся самостоятельно пробуют сформулировать правило.

t1722492453aa.jpg

Учащиеся высказывают предположения формулировки правила. (За правильную формулировку правила по схеме выдается 1 «ключик»). Затем проверяют по учебнику.

Учитель задает вопросы:

Какие варианты корня -РАСТ- существуют? (-РОС- и -РАЩ-)

Все ли слова с данным корнем пишутся по правилу? (Выписать исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, на вырост, отрасль).

Возвращаемся к слову «растение», вызвавшему затруднение в начале урока. Какую гласную мы должны поставить в корне в соответствии с новым правилом? (За правильное объяснение 1 «ключик»)

5. Закрепление полученных знаний

Задание «Найдите слову дом»: на доске закрепляются изображения двух домиков: один для корня с буквой А, другой для корня с О. По одному к доске вызываются желающие ответить. Выдаётся карточка со словом, в котором пропущена буква в новой орфограмме. Учащийся выбирает, в каком доме живет слово, записывает его под этим домиком и объясняет свой выбор. Упражнение выполняется коллективно, используется опорная схема-правило. (За каждый правильный выбор буквы с объяснением выдается 1 «ключик». Если ошиблись, «ключика» не получают, а правописание буквы в слове подсказывает другой ученик или учитель).

В тетради учащиеся записывают данные слова в два столбика в зависимости от гласной в корне.

СЛОВА ДЛЯ ЗАДАНИЯ: возр..стает, р..сток, ср..слось, выр..щенный, пор..сль, отр..сль, водор..сли, Р..стов, р..стительность, р..стовщик.

6. Проверка усвоения темы

Задание «Сортировка»: учащиеся самостоятельно выполняют его по карточке (она выдается каждому на парту). Необходимо заполнить таблицу словами из карточки. В первых двух столбиках в заголовках необходимо поставить пропущенные буквы. (Если класс сильный, можно работать без опорных схем).

-Р..С-

-Р..СТ- и -Р..Щ-

другие орфограммы

исключения

СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧКИ: Разр..слись, сл..жить, нар..щённый, выр..стут, к..сательная, сг..рели, р..сточек, оз..рять, прил..гать, зар..стает, отр..сль, выг..реть, прик..сновение, з..рницы, ср..щение.

После самостоятельной работы учащиеся могут проверить свои работы в парах, затем идет проверка с учителем, исправление ошибок, задаются возникшие в ходе работы вопросы. (Желающий ответить зачитывает столбик и объясняет правописание каждого слова. За ответ без ошибок получает 1 «ключик»).

Если остается время на уроке, можно дать дополнительно упражнение «Правописание гласных в корнях с чередованием» из пособия Г.Н Потаповой «Диктанты по русскому языку. 5 класс» (с.67) Издательство «Экзамен» Москва, 2015

7. Рефлексия. Выставление отметок

Набранные за урок «ключики» обмениваются на отметку.

В тетрадях после классной работы наклеиваются три смайлика, набор смайликов учителем выдается перед уроком (условные обозначения учащиеся знают с предыдущих уроков):

Правило понял (веселый жёлтый смайлик) или не совсем понял (грустный зелёный смайлик).

Было легко выполнять задания (жёлтый пальчик вверх) или было сложно выполнять задания (зелёный пальчик вниз).

Был активным исследователем, многое делал самостоятельно (жёлтая лупа) или больше полагался на товарища (зелёный вопросительный знак).

Учитель может пройти по рядам и сразу увидеть общую картину рефлексии.

8. Домашнее задание (по выбору учащегося)

упражнение из учебника;

составить 7 распространенных предложений, в которых используются слова на изученную орфограмму. Графически объяснить выбор гласной в корне.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена, грамотный урок.

1 August

Благодарю за качественную помощь коллегам!

6 August

Похожие публикации