Урок русского языка в 7 классе на тему «Буквы А–О на конце наречий»
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Буквы А – О на конце наречий»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: познакомить с условиями выбора букв, а и о на конце наречий с приставками: из, до, с, в, на, за; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.
Образовательные результаты:
Личностные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Предметные:
- осуществляют выбор гласной а или о в зависимости от приставки;
- научатся объяснять написание гласных на конце наречий;
- применяют орфографическое правило при записи предложенных текстов.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, все готовы к уроку? А начать сегодняшнее занятие я бы хотела со стихотворения Александра Шибаева «Родной язык мой русский»
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!
Освоить русский язык – дело важное и трудное. Но, надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
II. Актуализация знаний
О каком разделе науки о языке мы с вами говорим на протяжении последних уроков, и что он изучает? ( Морфология- раздел науки о языке , который изучает части речи )
Какую часть речи мы изучаем. (Наречие)
Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы.
1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?(наречие)
2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака)
3.изменяется наречие по падежам, родам числам? (не изменяется)
4.В предложении бывает (обстоятельством, реже опр и сказ)
5.Группы наречий по значению: (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели)
6.Степени сравнения наречий (простая сравнительная, сложная сравнительная, превосходная)
7. Какие орфограммы изучили (Ь после шипящих на конце наречий, о, е после шипящих на конце наречий под удар о, без удар е)
-5 минутка сам. работа. (на доске запись или слайд)
Вставь букву, выдели орфограмму, подчеркни лишнее слово
Убаюкивающе…, блестяще…, горячо….
Угрожающе…, нехорошо…, могуче….
Резче…, свежо…, неуклюже
Тему урока определим вместе, после того как выполним последующие задания. Откроем тетради, запишем число, классная работа, для темы оставляем одну строчку.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Читаем предложения и сразу выписываем наречия и выделяем суффиксы
Учащиеся читают:
Раньше мы редко ездили отдыхать на море.
Солнце изредка показывалось из-за туч.
Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.
Я посмотрел налево, потом направо.
Стриж метнулся вправо.
Пол был вытерт досуха.
На улице было солнечно, сухо и пыльно.
Он заново начал писать сочинение.
За окном снова начался дождь.
Учитель: Найдите в них однокоренные.
Учащиеся. Редко, изредка, слева, налево, справа, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.
Возникновение проблемной ситуации. Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?
Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? (Учебная проблема как вопрос).
Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы о и а на конце наречий. Формулируют цели урока.
Исследуйте слова. Что в них общего?
Слева (левый), затемно (тёмный), досуха (сухой), изредка (редкий), начисто (чистый), вправо (правый).
(Образованы от прилагательных, способ образования - приставочно - суффиксальный)
Распределите слова на две группы. По какому принципу будете делить? (с суффиксом о и суффиксом а).
Работа в тетради. Проверим выполнение задания.
Почему в одних случаях суффикс - а, а в других суффикс - о?
Там, где суффикс - а, вижу приставки...из, до, с
Там, где суффикс - о, вижу приставки...в, на, за
Когда же пишем суффикс - о, а когда суффикс - а?
(О с приставками в, на, за; суффикс - а с приставками из, до, с)
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные? (таблица на стр.181 учебника может вам в этом помочь)
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в -, на -, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.
Учитель: Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО.
Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка
из- давн из окна
до- красн а до окна
с- прав с окна
в- лев в окно
на- глух о на окно
за- прост за окно
Исследование.
Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно, досрочно, доходчиво, излишне, доверчиво
Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный, досрочный, доходчивый, излишний, доверчивый.
Учитель:
вывод: Это правило не распространяется, если наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных с этими приставками.
-Учитель: Для чего мы выучили правило? (чтобы им пользоваться)
- Да, знать правило важно. Но самое главное уметь им пользоваться. Для этого давайте определим алгоритм рассуждения?
1. Определите часть речи.
2. Если это наречие, то определите, от какого слова оно произошло.
3. Если наречие образовано от прилагательного, определите, есть ли у этого прилагательного приставка.
4. Если наречие образовалось от бесприставочного прилагательного и имеет приставку ИЗ-, ДО-, С-, то на конце нужно писать букву А.
5. В остальных случаях нужно писать букву О.
Буква О пишется в наречиях, образованных от прилагательных, в которых уже была приставка: дословно ← дословный, совместно ← совместный, досрочно ← досрочный, сравнительно ← сравнительный, исправно ← исправный, изрядно ← изрядный.
(ОКНО!!!!)
Физкультминутка.
«Водопад» Ребята, сядьте удобно и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам. Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд)Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
III. Закрепление нового материала
1) А) выполняем в тетрадях и на доске
Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило .
Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.
1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.
2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.
3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.
4. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : досыт…, изредк…, издавн…, засветл…
Каждый выходивший к доске ученик объясняет правописание.
Дополнительно:
2) Учащиеся получают карточки с буквами О, А. (или буква о-поднять руку, а- положить руки на парту) Учитель называет слова, дети показывают буквы.(если успеют)
Слев…, досрочн…, созвучн…, досиня…, изобильн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, достаточн…, извилист…, исправн…, досыт…, доверительн…, сначал… , влев…, нагол…, задолг
3) Упр. 50 (стр.181-182) (если успеют)
IV. ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ
С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?
В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?
Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?
Достигли ли мы цели урока? Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-,до-, с-(со-),в-(во-), на-, за-?
Продолжи предложение
1) У меня получилось…
2) Я научился…
3) На уроке я смог…
4) Больше всего мне понравилось…
5) Труднее всего мне было…
Благодарю за работу! (комментирование оценок)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграф 9, знать теоретический материал , выполнить упр.51(стр.182)
Дополнительное задание : написать сочинение – миниатюру с использованием наречий на данное правило. (тема – любая)