Урок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
МОУ «Поедугинская ООШ»
Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе по теме
«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»
Учитель: Рогожникова А.И
| 
			 Тип урока: открытие новых знаний  | 
		
| 
			 Педагогические задачи урока: создать условия для знакомства обучающихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах предложения с обобщающим словом в разных позициях; обучения нахождению обобщающего слова и определению его позиции; правильной постановке знаков препинания; способами выражения обобщающего слова; использованию обобщающих слов, выраженных местоимениями и наречиями.  | 
		
Планируемые результаты
| 
			 ПРЕДМЕТНЫЕ  | 
			
			 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  | 
			
			 ЛИЧНОСТНЫЕ  | 
		
| 
			 Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение), понимают содержание текста, обладают навыками информационной переработки текста, способны правильно излагать свои мысли устно и письменно, соблюдают основные правила орфографии и пунктуации, осуществляют самоконтроль.  | 
			
			 Познавательные: правильно воспринимают содержание письменного и устного сообщения; знакомы с разными видами чтения; умеют получать информацию из разных источников; способны правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способны систематизировать материал на заданную тему. Регулятивные: определяют цели своей деятельности и последовательность своих действий. Коммуникативные: Осуществляют коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения с ними, совместного выполнения поставленной задачи.  | 
			
			 Проявляют уважение к родному языку; понимают ведущую роль русского языка в развитии интеллектуальных способностей человека; имеют хороший словарный запас; владеют грамматическими средствами для выражения своих мыслей в процессе свободного речевого общения, наблюдают за собственной речью и способны к ее самооценке.  | 
		
Организационная структура урока
| 
			 Этап урока  | 
			
			 Содержание деятельности учителя  | 
			
			 Содержание деятельности учащихся  | 
			
			 Формируемые способы действия  | 
		
| 
			 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности  | 
			
			 Демонстрирует слайд презентации для создания эмоционального настроя Слайд 1  | 
			
			 Эмоционально настраиваются на учебную работу  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии Приём «Шестиугольное обучение» 
  | 
			
			 Организует повторение ранее изученного материала, раздаёт разрезные шестиугольники 
 
 
 
 Моделирует затруднение. 
 Дуб, береза, дерево, липа - Являются ли эти слова однородными членами? Почему? - Составьте с ними предложение, произведите синтаксический разбор, используя приём «Махровое полотенце»  | 
			
			 Обучающиеся, используя разрезные шестиугольники, повторяют группы сочинительных союзов по значению, группируют гексы и находят лишнее 
 
 
 
 
 Сравнивают слова и выявляют лишнее, объясняя свой выбор, составляют предложение Выполняют синтаксический разбор составленного предложения, используя комфортный приём «Махровое полотенце»  | 
			
			 Учащиеся овладевают умением сравнения и классификации единиц речи, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками и педагогом. Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют учебный самоконтроль. 
 Осуществляют логическую операцию установления родо- видовых отношений.  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Предлагает дидактический материал для отработки понятия «обобщающие слова» Слайды 5-7 Слайд 8. Игра «Назови одним словом»  | 
			
			 Подбирают обобщающие слова к иллюстрациям и группам слов, усваивая материал о том, что обобщающее слово – понятие родовое, имеющее более широкое значение по принципу: от простого к более сложному  | 
			
			 Осуществляют логическую операцию установления родо- видовых отношений.  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Подбирает дидактический материал для применения в практической деятельности изучаемого материала Сжатие текста (слайд 9) Подготовка к ГИА Всё из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях. (Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.) (Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).  | 
			
			 Самостоятельно выполняют задание, используя один из приёмов сжатия текста - обобщение однородных понятий. Затем – фронтальная проверка.  | 
			
			 Формируют умение преобразования информации: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Осуществляют контроль учебных действий. Владеют письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности. 
  | 
		
| 
			 Заполнение таблицы «До и после»  | 
			
			 Организует работу восьмиклассников по осмыслению изученного материала. Определение в ходе заполнения таблицы границ знания и незнания Слайд 10 
  | 
			
			 Заполняют в таблице графу «До», используя имеющиеся знания  | 
			
			 Овладевают способами извлечения информации из видеофрагмента, конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогом.  | 
		
| 
			 Просмотр видеоролика «Обобщающие слова. Знаки препинания при них»  | 
			
			 Организует просмотр видеоролика Слайд 11  | 
			
			 Заполняют в таблице графу «После», применяя новые знания 
  | 
			
			 Ориентируются в своей системе знаний. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Организует выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Определяет приёмы организации и проведение первичного закрепления Слайды 12-13  | 
			
			 Выполняют задания, применяя новый способ действия: найти предложения с однородными членами, с пунктуационными ошибками 
  | 
			
			 Овладевают базовыми предметными понятиями.  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Включает изученный материал в систему знаний и повторения Выявление и фиксирование границы применимости нового знания Слайд 14  | 
			
			 Выполняют задания на распознавание смешиваемых понятий  | 
			
			 Овладевают базовыми предметными понятиями.  | 
		
| 
			 Рефлексия учебной деятельности  | 
			
			 Организует рефлексию учебной деятельности «Багаж знаний» Слайд 15  | 
			
			 Делают выбор того чемодана, в который поместится весь объём знаний и закрашивают рисунок в соответствии с настроением  | 
			
			 Формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию  | 
		
Приложения
Комфортный приём «Махровое полотенце»
Повествовательное, вопросительное, побудительное;
восклицательное, невосклицательное;
простое, сложное;
двусоставное, односоставное;
полное, неполное;
распространённое, нераспространённое;
осложнено однородными членами предложения,
осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом,
осложнено обращениями;
осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом;
осложнено вводной конструкцией.
Заполните таблицу
| 
			 до  | 
			
			 
  | 
			
			 после  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 1.Обобщающее слово - родовое понятие?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 2.В предложениях, осложнённых однородными членами с обобщающим словом, ставится только двоеточие?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 3.Знаю ли я пунктуационные правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 4.Как распознать обобщающее слово?  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 5.Всегда ли обобщающее слово выражено именем существительным?  | 
			
			 
  | 
		
Гексы