12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алевтина Рогожникова(Шестакова)116
Россия, Пермский край, д. Поедуги Суксунского района
1

Урок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

МОУ «Поедугинская ООШ»

Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе по теме

«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

Учитель: Рогожникова А.И

 

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические задачи урока: создать условия для знакомства обучающихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах предложения с обобщающим словом в разных позициях; обучения нахождению обобщающего слова и определению его позиции; правильной постановке знаков препинания; способами выражения обобщающего слова; использованию обобщающих слов, выраженных местоимениями и наречиями.

 

Планируемые результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение), понимают содержание текста, обладают навыками информационной переработки текста, способны правильно излагать свои мысли устно и письменно, соблюдают основные правила орфографии и пунктуации, осуществляют самоконтроль.

Познавательные:

правильно воспринимают содержание

письменного и устного сообщения; знакомы с разными видами чтения; умеют получать информацию из разных источников; способны правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способны систематизировать материал на заданную тему.

Регулятивные:

определяют цели своей деятельности и последовательность своих действий.

Коммуникативные:

Осуществляют коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения с ними, совместного выполнения поставленной задачи.

Проявляют уважение к родному языку; понимают ведущую роль русского языка в развитии интеллектуальных способностей человека; имеют хороший словарный запас; владеют грамматическими средствами для выражения своих мыслей в процессе свободного речевого общения, наблюдают за собственной речью и способны к ее самооценке.

 

 

 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы действия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Демонстрирует слайд презентации для создания эмоционального настроя

Слайд 1

Эмоционально настраиваются на учебную работу

 

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии

Приём «Шестиугольное обучение»

 

Организует повторение ранее изученного материала, раздаёт разрезные шестиугольники

 

 

 

 

Моделирует затруднение.

 

Дуб, береза, дерево, липа

- Являются ли эти слова однородными членами? Почему?

- Составьте с ними предложение, произведите синтаксический разбор, используя приём «Махровое полотенце»

Обучающиеся, используя разрезные шестиугольники, повторяют группы сочинительных союзов по значению, группируют гексы и находят лишнее

 

 

 

 

 

Сравнивают слова и выявляют лишнее, объясняя свой выбор, составляют предложение

Выполняют синтаксический разбор составленного предложения, используя комфортный приём «Махровое полотенце»

Учащиеся овладевают умением сравнения и классификации единиц речи, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками и педагогом. Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют учебный самоконтроль.

 

Осуществляют логическую

операцию установления родо-

видовых отношений.

 

Предлагает дидактический материал для отработки понятия «обобщающие слова»

Слайды 5-7

Слайд 8. Игра «Назови одним словом»

Подбирают обобщающие слова к иллюстрациям и группам слов, усваивая материал о том, что обобщающее слово – понятие родовое, имеющее более широкое значение по принципу: от простого к более сложному

Осуществляют логическую

операцию установления родо-

видовых отношений.

 

Подбирает дидактический материал для применения в практической деятельности изучаемого материала Сжатие текста (слайд 9) Подготовка к ГИА

Всё из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

(Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.)

(Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).

Самостоятельно выполняют задание, используя один из приёмов сжатия текста - обобщение однородных понятий. Затем – фронтальная проверка.

Формируют умение преобразования информации: анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать

понятия.

Осуществляют контроль учебных действий.

Владеют письменной

речью на основе представления

о тексте как продукте речевой

(коммуникативной) деятельности.

 

Заполнение таблицы

«До и после»

Организует работу восьмиклассников по осмыслению изученного материала. Определение в ходе заполнения таблицы границ знания и незнания

Слайд 10

 

Заполняют в таблице графу «До», используя имеющиеся знания

Овладевают способами извлечения информации из видеофрагмента, конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогом.

Просмотр видеоролика «Обобщающие слова. Знаки препинания при них»

Организует просмотр видеоролика

Слайд 11

Заполняют в таблице графу «После», применяя новые знания

 

Ориентируются в своей системе знаний.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

 

Организует выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Определяет приёмы организации и проведение первичного закрепления

Слайды 12-13

Выполняют задания, применяя новый способ действия: найти предложения с однородными членами, с пунктуационными ошибками

 

Овладевают базовыми предметными понятиями.

 

Включает изученный материал в систему знаний и повторения Выявление и фиксирование границы применимости нового знания

Слайд 14

Выполняют задания на распознавание смешиваемых понятий

Овладевают базовыми предметными понятиями.

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию учебной деятельности «Багаж знаний»

Слайд 15

Делают выбор того чемодана, в который поместится весь объём знаний и закрашивают рисунок в соответствии с настроением

Формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

 

Приложения

Комфортный приём «Махровое полотенце»

Повествовательное, вопросительное, побудительное;

восклицательное, невосклицательное;

простое, сложное;

двусоставное, односоставное;

полное, неполное;

распространённое, нераспространённое;

осложнено однородными членами предложения,

осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом,

осложнено обращениями;

осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом;

осложнено вводной конструкцией.

 

Заполните таблицу

 

до

 

после

 

1.Обобщающее слово - родовое понятие?

 

 

2.В предложениях, осложнённых однородными членами с обобщающим словом, ставится только двоеточие?

 

 

3.Знаю ли я пунктуационные правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения?

 

 

4.Как распознать обобщающее слово?

 

 

5.Всегда ли обобщающее слово выражено именем существительным?

 

Гексы

t1572353970aa.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.