Технологическая карта урока по теме «Смешанные числа» (Математика, 5 класс)
Конспект урока по теме: «Смешанные числа»
Технологическая карта
Тема: «Смешанные числа»
Тип урока: урок изучения нового материала
Участники: обучающиеся 5 класса
Цели:
Образовательная цель: ввести понятие смешанного числа, сформировать умение выделять целую часть из дроби
Развивающая цель: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь, проявлять инициативу и самостоятельность.
Воспитательная цель: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический.
Планируемый результат:
УУД.
Личностные: адекватная самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: получение новых знаний по теме «Смешанные числа», осознание необходимости получения новых знаний, переработка информации для получения необходимого результата.
Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели и построение своих действий в соответствии с ней, планирование собственной деятельности, определение средств для её осуществления, сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы.
Коммуникативные: регулирование собственной деятельности посредством речевых действий; умение слушать и вступать в диалог, воспитание чувства взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культура учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, владение навыком самопроверки и взаимопроверки.
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя. Содержание учебного материала. | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Не стыдно чего-нибудь не знать, Но стыдно не хотеть учиться. (Сократ) Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, вступительное слово учителя. | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Какие числа мы изучаем? На какие группы делятся обыкновенные дроби? Какие действия научились производить с обыкновенными дробями? Математический диктант. Запишите числа от одного до 6. Если я говорю утверждение верное, то ставим над числом дугу, если не верно- то черту. 1)Верно ли, что числитель записывается под чертой, а знаменатель над чертой. 2) Верно ли, что правильная дробь та, у которой числитель меньше знаменателя. 3) Верно ли, что неправильная дробь всегда больше правильной 4) Верно ли, что правильная дробь больше единицы 5) Верно ли, что при сложении обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним. 6) Верно ли, что дробную черту можно заменить делением. Происходит обмен тетрадями и взаимопроверка. Устно: Перед вами числа: 12; ; ; 4 ; ; 100; 7; ; ; ; 27 Разбейте их на группы. На какие группы вы их разбили? А у меня есть ещё одно число . К какой группе можно отнести это число? | Выполняют задания Отвечают на вопросы учителя Ученики выполняют математический диктант Ученики меняются тетрадями и проверяют товарища | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, развитие навыков взаимопроверки Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Как оно связано с остальными числами? Из каких частей состоит это число? Как бы вы назвали такие числа? Смешанные числа – тема нашего сегодняшнего урока. Какие цели поставим перед собой на сегодняшний урок? Запишите, что вы знаете по теме: Что хотите узнать: | Формулируют проблему Отвечают на вопросы Ставят цели урока (выявить связь между ранее изученными числами и смешанными числами, переход от одного вида записи чисел к другой) На листах учёта ученики записывают, что они знают по теме, что хотят узнать. Озвучивают в слух. | Коммуникативные: постановка вопросов. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, самостоятельное формулирование целей и задач. |
4. Изучение нового материала. | Организовать построение проекта изучения нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Задание для пар. На слайде задача: Как разделить поровну 5 яблоков между тремя зюками? После работы в паре – проверка. Ребята записывают 5:3= А как сделать так, чтобы у нас получилось смешанное число? Выделить целую часть. А как это можно сделать? Докажите, почему =1 Прочитайте как называются числа в смешанном числе У каждого ученика – карточка. Задание: Пользуясь рисунком, запиши неправильную дробь в виде смешанного числа Проверка выполнения задания. Какое действие вы производили? (Превращали неправильную дробь в смешанное число). Иначе это действие называется выделение целой части из неправильной дроби. Но ведь каждый раз мы не будем рисовать картинки, чтобы записать неправильную дробь в виде смешанного числа. Это неудобно. Что делать? Приходим к выводу, что необходимо правило, алгоритм. Вспоминаем, что черту дроби можно понимать, как знак деления. Показ учителя на доске. =3 Поделим столбиком 17 на 5, получится 3 – целая часть, остаток 2 – числитель. Сравнивают, сопоставляют, составляют алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Читают алгоритм на слайде. Выполняют по полученному правилу задания | Работают в паре. Придумывают различные версии деления 5 на 3 Заслушивают варианты ответов на вопрос Отвечают на вопрос Читают, называют смешанные числа. | Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы |
5.Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Если я называю правильную дробь, то хлопаем. Если неправильную то топаем. ; ; ;; ; ; ; | Учащиеся поднимаются с мест и хлопают или топают. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |
5 Организация первичного закрепления | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Самостоятельное чтение объяснений в учебнике. Составьте по одному «Толстому» и одному «Тонкому» вопросу по тексту с. 167-168 Решение заданий №1084 (а,б), № 1085, №1086 (первые пять дробей), № 1087 (первые пять выражений) из учебника (подробно, с комментарием отвечающего). | Учащиеся читают текст и записывают по 2 вопроса. После этого идет проверка. Учащиеся решают в тетрадях задания, 1 ученик работает у доски, подробно комментируя свои действия | Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. формирование интереса к данной теме. Личностные: самоопределение. формирование интереса к данной теме. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение вступать в диалог, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
Подведение итогов урока. Оценка результатов деятельности | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Что изучали сегодня на уроке? Какие числа называются смешанными? Как выделить целую часть из неправильной дроби? Как представить неправильную дробь в виде смешанного числа? С учетом работы в течение всего урока комментируются ответы учащихся и выставляются отметки. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выучить правило, решить № 1103, №1109, № 1113. | Учащиеся записывают в дневники задание | |
Рефлексия деятельности | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Запишите у себя в листах что вы узнали, что осталось узнать. Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу. Фразы на слайде. Спасибо за работу. | Отвечают на вопросы. | Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |