Технологическая карта урока по теме «Смешанные числа» (Математика, 5 класс)
Конспект урока по теме: «Смешанные числа»
Технологическая карта
Тема: «Смешанные числа»
Тип урока: урок изучения нового материала
Участники: обучающиеся 5 класса
Цели:
Образовательная цель: ввести понятие смешанного числа, сформировать умение выделять целую часть из дроби
Развивающая цель: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь, проявлять инициативу и самостоятельность.
Воспитательная цель: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический.
Планируемый результат:
УУД.
Личностные: адекватная самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: получение новых знаний по теме «Смешанные числа», осознание необходимости получения новых знаний, переработка информации для получения необходимого результата.
Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели и построение своих действий в соответствии с ней, планирование собственной деятельности, определение средств для её осуществления, сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы.
Коммуникативные: регулирование собственной деятельности посредством речевых действий; умение слушать и вступать в диалог, воспитание чувства взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культура учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, владение навыком самопроверки и взаимопроверки.
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя. Содержание учебного материала. | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Не стыдно чего-нибудь не знать, Но стыдно не хотеть учиться. (Сократ) Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, вступительное слово учителя. | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Какие числа мы изучаем? На какие группы делятся обыкновенные дроби? Какие действия научились производить с обыкновенными дробями? Математический диктант. Запишите числа от одного до 6. Если я говорю утверждение верное, то ставим над числом дугу, если не верно- то черту. 1)Верно ли, что числитель записывается под чертой, а знаменатель над чертой. 2) Верно ли, что правильная дробь та, у которой числитель меньше знаменателя. 3) Верно ли, что неправильная дробь всегда больше правильной 4) Верно ли, что правильная дробь больше единицы 5) Верно ли, что при сложении обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним. 6) Верно ли, что дробную черту можно заменить делением. Происходит обмен тетрадями и взаимопроверка. Устно: Перед вами числа: 12; Разбейте их на группы. На какие группы вы их разбили? А у меня есть ещё одно число | Выполняют задания Отвечают на вопросы учителя Ученики выполняют математический диктант Ученики меняются тетрадями и проверяют товарища | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, развитие навыков взаимопроверки Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Как оно связано с остальными числами? Из каких частей состоит это число? Как бы вы назвали такие числа? Смешанные числа – тема нашего сегодняшнего урока. Какие цели поставим перед собой на сегодняшний урок? Запишите, что вы знаете по теме: Что хотите узнать: | Формулируют проблему Отвечают на вопросы Ставят цели урока (выявить связь между ранее изученными числами и смешанными числами, переход от одного вида записи чисел к другой) На листах учёта ученики записывают, что они знают по теме, что хотят узнать. Озвучивают в слух. | Коммуникативные: постановка вопросов. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, самостоятельное формулирование целей и задач. |
4. Изучение нового материала. | Организовать построение проекта изучения нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Задание для пар. На слайде задача: Как разделить поровну 5 яблоков между тремя зюками? После работы в паре – проверка. Ребята записывают 5:3= А как сделать так, чтобы у нас получилось смешанное число? Выделить целую часть. А как это можно сделать? Докажите, почему Прочитайте как называются числа в смешанном числе У каждого ученика – карточка. Задание: Пользуясь рисунком, запиши неправильную дробь в виде смешанного числа Проверка выполнения задания. Какое действие вы производили? (Превращали неправильную дробь в смешанное число). Иначе это действие называется выделение целой части из неправильной дроби. Но ведь каждый раз мы не будем рисовать картинки, чтобы записать неправильную дробь в виде смешанного числа. Это неудобно. Что делать? Приходим к выводу, что необходимо правило, алгоритм. Вспоминаем, что черту дроби можно понимать, как знак деления. Показ учителя на доске. Сравнивают, сопоставляют, составляют алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Читают алгоритм на слайде. Выполняют по полученному правилу задания | Работают в паре. Придумывают различные версии деления 5 на 3 Заслушивают варианты ответов на вопрос Отвечают на вопрос Читают, называют смешанные числа. | Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы |
5.Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Если я называю правильную дробь, то хлопаем. Если неправильную то топаем. | Учащиеся поднимаются с мест и хлопают или топают. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |
5 Организация первичного закрепления | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Самостоятельное чтение объяснений в учебнике. Составьте по одному «Толстому» и одному «Тонкому» вопросу по тексту с. 167-168 Решение заданий №1084 (а,б), № 1085, №1086 (первые пять дробей), № 1087 (первые пять выражений) из учебника (подробно, с комментарием отвечающего). | Учащиеся читают текст и записывают по 2 вопроса. После этого идет проверка. Учащиеся решают в тетрадях задания, 1 ученик работает у доски, подробно комментируя свои действия | Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. формирование интереса к данной теме. Личностные: самоопределение. формирование интереса к данной теме. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение вступать в диалог, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
Подведение итогов урока. Оценка результатов деятельности | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Что изучали сегодня на уроке? Какие числа называются смешанными? Как выделить целую часть из неправильной дроби? Как представить неправильную дробь в виде смешанного числа? С учетом работы в течение всего урока комментируются ответы учащихся и выставляются отметки. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выучить правило, решить № 1103, №1109, № 1113. | Учащиеся записывают в дневники задание | |
Рефлексия деятельности | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Запишите у себя в листах что вы узнали, что осталось узнать. Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу. Фразы на слайде. Спасибо за работу. | Отвечают на вопросы. | Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |