12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолаева Татьяна Валерьевна55794
Работаю в общеобразовательной школе учителем технологии и музыки. Увлекаюсь рукоделием и цветоводством.
Россия, Ярославская обл., Ярославский МР, п. Ивняки
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

Пояснительная записка

Основными целями примерной основной образовательной программы, основанной на федеральном государственном образовательном стандарте, является достижение обучающимися планируемых результатов. Для достижения данных целей нами разработан ряд уроков, в которых представлены возможные способы формирования планируемых результатов.

В данной работе представлены 4 урока по предмету «Технология» для 5 класса из раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» по темам «Швы, выполненные вручную» и «Швы, выполненные на швейной машине».

Для формирования таких коммуникативных универсальных учебных действий, как организация учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом) в данном разделе выбрана групповая форма работы, которая заключается в создании коллекции швейных изделий. На первом уроке обучающиеся объединяются в группы по 3 – 4 человека (в зависимости от общего количества детей). В процессе изучения моделирования, обучающиеся создают эскиз коллекции швейных изделий и ее описание.

Для формирования основ читательской компетенции в данном разделе используется технологический процесс пошива коллекции, который составляется учителем, ввиду отсутствия данных умений у обучающихся. На основе данного текста обучающиеся анализируют, сопоставляют, обобщают и предоставляют информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно – символической форме (таблиц, графических схем).

Так же программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у обучающихся технологического мышления, схемой которого является: потребность – цель – способ – результат. Поэтому, для достижения данной цели, урок строиться в соответствии с этой схемой: определяется потребность, ставить цель, способ достижения цели и результат.

В тексте курсивом выделены примечания для учителя.

Тема урока: «Швы, выполняемые вручную»

Ход урока.

Этап актуализации знаний (7 минут)

Учитель выдает обучающимся описанием коллекции фартуков.

Задание №1. (5 мин.). Прочитайте описание Технологического Процесса (ТП) пошива фартука вашей коллекции. Разделите выделенные слова в тексте на группы. Объясните критерии разделения слов. Задание выполняется в группах. (Приложение №1)

Результатом выполнения обучающимися задания №1 является следующая таблица:

Наименование швейных работ, выполняемых вручную

Наименование швейных работ, выполняемых на швейной машине

Работы, относящиеся к влажно – тепловой обработке

Заметать

Застрочить

Заутюжить

Приметать

Притачать

Приутюжить

Наметать

Настрочить

Разутюжить

Сметать

Шов вподгибку с закрытым срезом

Отутюжить

Обметать

Шов вподгибку с открытым обметанным срезом


После выполнения задания каждая группа обучающихся предлагает свой вариант разделения слов на группы. Затем учитель вместе с обучающимися обсуждают полученные варианты и делают общий вывод.

Вывод к заданию №1: данные понятия можно разделить на 3 группы. На группу понятий, определяющих швейные работы, выполняемые вручную, на группу понятий, определяющих швейные работы, выполняемые на швейной машине и группа работ, относящихся к влажно – тепловой обработке.

Так как, при выполнении задания могут возникнуть ошибки, после обсуждения учитель выдает обучающимся таблицу с правильно выполненным заданием (Приложение №2). А также, вывешивает таблицу на доске (Приложение №6).
При выполнении данного задания можно оценить умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль. Соответствующий балл за выполнения задания поставить в графу №3 оценочного листа. (Приложение №7)

Учитель: Все ли названия швейных работ вам понятны? Что вызывает затруднение?

Обучающиеся: Способ выполнения швейных работ

Учитель: Следовательно, что у нас возникает?

Обучающиеся: Потребность в знаниях. (Приложение №6).

Учитель: Каким образом будем удовлетворять эту потребность?

Обучающиеся: Путем использования информационных источников и работы с ними.



Этап определения темы и цели урока (5 минут)

Учитель: Как вы думаете, какой вид работ выполняется в первую очередь? Почему?

Обучающиеся: Сначала выполняются работы вручную. Для более качественной обработки изделия.

Учитель: Следовательно, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Обучающиеся: О швейных работах, выполняемых вручную.

Учитель: Таким образом, чем данная фраза будет сегодня являться? Темой.

Тема: «Швейные работы, выполняемые вручную» (вывешивает таблицу с названием темы на доске (Приложение №6)).

Таким образом, мы выделили группу слов, с которыми будем сегодня работать.

Учитель: Добавилось ли у нас знаний после выполнения первого задания?

Обучающиеся: Да.

Учитель: Достаточно ли их?

Обучающиеся: Нет?

Учитель: Предлагайте варианты дальнейших действий.

Обучающиеся: Продолжить работу с информационными источниками.

Учитель: Чем закончится работа с информационными источниками?

Обучающиеся: Оформлением их в определенную форму.

Учитель: В какой форме зафиксируем полученные знания? В форме таблицы, схемы, диаграммы или в др.? Здесь пойдет дискуссия – дети показывают умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Обучающиеся: Информацию удобнее зафиксировать в виде таблицы.

Учитель: Чем для нас будет являться созданная нами таблица?

Обучающиеся: Результатом теоретической деятельности.

Учитель: Если есть теоретическая деятельность, то есть и какая?

Обучающиеся: Практическая.

Учитель: Что может являться результатом практической деятельности? (если речь идет о швейных работах, выполняемых вручную, то………

Обучающиеся: Образцы швейных работ, выполняемых вручную. Учитель вывешивает табличку с результатами деятельности на доске. (Приложение №6)

Учитель: Для чего нам необходимы образцы?

Обучающиеся: Для того, чтобы получить навыки обработки изделия вручную и в дальнейшем самостоятельно обрабатывать его.

Учитель вместе с детьми подводит итог данного этапа.

Вывод: Таким образом, результатом теоретической деятельности будет являться таблица, результатом практической деятельности - образцы швейных работ, выполняемых вручную.

Итак, с темой определились, с результатом определились, что еще необходимо сформулировать для дальнейшей успешной работы?

Обучающиеся: Цель и шаги достижения цели.

Цель: Создание образцов швейных работ, выполняемых вручную.

Шаги достижения цели.

Дать определение понятиям и оформить их в таблицу.

Определить область применения

Выполнить образцы

Учитель вывешивает таблицу с определением цели и шагов ее достижения на доске (Приложение №6)

Этап изучения нового материала (10 минут)

Учитель: Итак, мы определили круг терминов (понятий), которым нам необходимо дать определение.

Задание №2. Оформите в виде таблицы информацию о работах, выполняемых вручную, их содержание и применение. Задание выполняется в группах. Для выполнения задания обучающимся выдается текст, карточки с наименованием работ, содержанием работ, областью применения, шаблон таблицы для ее заполнения. После прочтения текста, обучающиеся заполняют таблицу, прикладывая карточки в соответствующие ячейки. (Приложение №3)


Наименование работ,

выполняемых вручную

Содержание работы

Область применения

Образец

1

Сметать

Соединить две или несколько деталей, примерно равные по величине, а также два среза одной детали прямыми стежками.

Сметать бретель, пояс, детали обтачки, части оборки


2

Наметать

Соединить две детали прямыми стежками наложив одну деталь изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали.

Наметать карман на нижнюю часть фартука.


3

Приметать

Соединить мелкую деталь с крупной деталью прямыми стежками

Приметать обтачку, оборку, косую бейку


4

Заметать

Закрепить подогнутый край детали прямыми стежками

Заметать низ изделия, боковые срезы, складки.


После выполнения задания обсудить его правильность выполнения и приклеить карточки в таблицу. Затем оценить выполнение работы, поставив соответствующий балл в графу задание №2 оценочного листа. (Приложение №7)

Возможен другой вариант выполнения этого задания. Сначала обучающимся предлагают разложить карточки в таблице исходя из текста, который на них написан. А затем, после выполнения задания, выдать текст и проверить правильность его выполнения. Это более сложный вариант, рассчитанный на формирование у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий (выдвигать версии, формулировать гипотезу, предвосхищать конечный результат) и коммуникативные универсальных учебных действий (аргументированно отстаивать свою точку зрения, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль). Оценить выполнение работы, поставив соответствующий балл в графу задание №3 оценочного листа. (Приложение №7)

Учитель: Итак, можем ли мы подвести первые итоги нашей работы?

Обучающиеся: Да. Выполнен первый шаг, получен первый результат. Результат теоретической деятельности – таблица.

Этап закрепление нового материала (23 минуты)

Для закрепления нового материала обучающимся предлагается познакомиться с образцами работ, выполненных вручную и определить их название. Образцы находятся в сундучке, который спрятан в классе и дети должны его найти (данным момент одновременно является физкультминуткой). Но прежде, чем искать сундучок, необходимо отгадать кроссворд, в котором ключевым словом является «сундучок». Кроссворд является проверкой пройденного материала.

Задание №3. Отгадать кроссворд. Задание выполняется индивидуально. (Приложение №4). Для проверки кроссворда обучающиеся обмениваются листочками и вместе с учителем отвечают на вопросы кроссворда. Оценить выполнение работы, поставив соответствующий балл в графу задание №1 оценочного листа. (Приложение №7). На этом первый урок заканчивается.

2 урок

Учитель: Итак, приступаем к практической части урока. Что будет являться результатом практической деятельности?

Обучающиеся: образцы, работ, выполненных вручную.

Учитель: Что необходимо определить перед начала работы?

Обучающиеся: Определить инструменты и материалы необходимые для выполнения образцов (игла, булавки, игольница, нитки контрастного цвета, ножницы, лоскутки ткани, наперсток), повторить технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами:

Иглы и булавки хранить в игольнице.

Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки.

Поломанные иглы и булавки следует положить в отдельную коробочку.

Передавать ножницы следует сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.

Правила безопасности учитель вывешивает на доске (Приложение №6). На определение инструментов и Техники Безопасности отводится 5 минут.

Этап самостоятельной работы (30 минут)

Задание №4. Выполнить образцы швов по инструкционной карте. Прикрепить готовые образцы в таблицу (Приложение №5). Оценить выполнение работы, поставив соответствующий балл в графу задание №4 оценочного листа. (Приложение №7)

После выполнения задания, обучающиеся в парах в течение 5 минут, оценивают качество выполненных работ в соответствии с нижеприведенными критериями:

Критерии оценивания выполненных работ

Край изделия подогнут ровно

Закрепляющая строчка сделана в начале и в конце шва

Стежки проложены ровно, аккуратно

Этап подведения итогов (7 минут)

Учитель: Итак, достигнут ли результат практической деятельности? Образцы выполнены? Термины усвоены?

Обучающиеся: Да.

Учитель еще раз показывает образцы, выполненных работ, проверяя на сколько усвоен материал и спрашивает обучающихся название швов. Затем обучающиеся подсчитывают количество полученных баллов и определяют оценку за урок: 100 – 90% (7 – 8б.) – оценка «5»; 75 – 89% (6б.) - оценка «4»; 50% (4б) - оценка «3»; Менее 50% - оценка «2».

Подсчитав баллы, обучающиеся могут определить насколько они усвоили материал. Далее учитель спрашивает у каждого обучающегося сколько у него баллов, что у него получилось или не получилось, на что ему необходимо обратить внимание и каким образом улучшить свой результат. После этого обучающиеся убирают рабочее место. Урок закончен.

Приложения

Приложение №1

Коллекция фартуков «Гжель»

Авторы коллекции:_________________________________________________

Описание

Коллекция выполнена из хлопчатобумажной ткани по мотивам гжельской росписи в бело – голубых тонах на основе цельнокроеной выкройки.

Отделкой изделия является атласная косая бейка темно – синего цвета, плавно переходящая в бретели и пояс фартука. Низ изделия и боковые срезы обработаны швом вподгибку с закрытым срезом (подрубочным).

Технологический процесс пошива фартука

Обработать боковые срезы и низ изделия швом вподгибку с закрытым срезом

Отогните край изделия на изнаночную сторону на 0,7 см, сколите булавками и заметайте;

Затем, подогните заметанный край еще раз на изнаночную сторону на 1,2 см. Сколите и заметайте на расстоянии от края 0,3 – 0,4 см;

Застрочите низ и боковые срезы с изнаночной стороны на расстоянии 0,1 – 0,2 см от края. Приутюжить.

Обработайте верхний край нагрудника косой бейкой.

Выкройте косую бейку шириной 3 см, длиной равной длине верхнего края нагрудника;

Приложить косую бейку лицевой стороной к изнаночной стороне изделия, сколоть, приметать, притачать;

Отвернуть бейку на лицевую сторону изделия, подогнуть необработанный край бейки на 0,5 на изнаночную сторону бейки, приколоть бейку к изделию, приметать, притачать, приутюжить.

Обработать вогнутые срезы изделия косой бейкой, способом описанном в пункте №2, переходя на бретели и пояс.

Обработайте нижний и боковые срезы кармана швом вподгибку с открытым срезом.

Заметайте боковые и нижний срезы кармана на 0,5 см на изнаночную сторону.

Верхний срез кармана обработайте швом вподгибку с закрытым срезом, подворачивая его дважды на изнаночную сторону по 1 см. Заметать, застрочить, приутюжить.

Обработанный карман наложите на изделие. Сколоть, наметать, настрочить отделочной строчкой на расстоянии 0,2 см от края. Приутюжить.

Отутюжить готовое изделие.

Приложение №2

Наименование швейных работ, выполняемых вручную

Наименование швейных работ, выполняемых на швейной машине

Работы, относящиеся к влажно – тепловой обработке

Заметать

Застрочить

Заутюжить

Приметать

Притачать

Приутюжить

Наметать

Настрочить

Разутюжить

Сметать

Шов вподгибку с закрытым срезом

Отутюжить

Обметать

Шов вподгибку с открытым обметанным срезом




Приложение №3 (текст для выполнения задания №2)

Термины, употребляемые при швейных операциях, выполняемых вручную.

При выполнении определенной швейной операции используют соответствующую терминологию. Так соединение деталей примерно одного размера или соединение двух срезов одной детали называют сметыванием. Сметывают бретель, детали обтачки, детали пояса. В случае накладывания одной детали изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали используется термин наметать. Например, наметать карман на нижнюю часть фартука. Соединении мелкой детали с крупной или основной деталью называется приметыванием. Приметывают обтачку к нагруднику, или оборку к низу изделия. Для того, чтобы закрепить подогнутый край изделия используется термин заметать. Например, заметать нижний и боковые срезы изделия, обтачки, оборки, кармана.

Швейные операции, выполнимые вручную прокладываются в 0,1 мм от намеченной линии шва контрастными нитями.


Наименование работ,

выполняемых вручную

Содержание работы

Область применения

Образец

1

Сметать

Соединить две или несколько деталей, примерно равные по величине, а также два среза одной детали прямыми стежкам

Сметать бретель, пояс, детали обтачки, части оборки


2

Наметать

Соединить две детали прямыми стежками наложив одну деталь изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали

Наметать карман на нижнюю часть фартука.


3

Приметать

Соединить мелкую деталь с крупной деталью прямыми стежкам

Приметать обтачку, оборку, косую бейку


4

Заметать

Закрепить подогнутый на изнаночную сторону край детали прямыми стежка

Заметать низ изделия, боковые срезы, складки.



Таблица для выполнения задания №2

Карточки для оформления таблицы


Сметать

Соединить две или несколько деталей, примерно равные по величине, а также два среза одной детали прямыми стежками.

Сметать бретель, пояс, детали обтачки, части оборки


Наметать

Соединить две детали прямыми стежками наложив одну деталь изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали.

Наметать карман на нижнюю часть фартука.


Приметать

Соединить мелкую деталь с крупной деталью прямыми стежками


Приметать обтачку, оборку, косую бейку


Заметать

Закрепить подогнутый на изнаночную сторону край детали прямыми стежками


Заметать низ изделия, боковые срезы, складки.


Приложение №4

Фамилия Имя_______________________________________________класс_____________



Кроссворд

По вертикали:




5.







7.


2.








8.






1.


3.

4.


6.

























































Сырые материалы, предназначенные для дальнейшей обработки.

Совокупность средств и условий, позволяющих получить желаемый результат.

Отбеленная ткань, на которую нанесен рисунок (напечатан).

Нить, идущая вдоль кромки.

Сочетание или объединение чего – либо.

Результат труда конструктора

Способность ткани впитывать влагу

Специалист, результатом труда которого является выкройка.

По горизонтали:

Ключевое слово






5.с





о


7.г


2.р


в

и

е


о

г

8.з

с


к

р

а

1.с

у

3.н

4.д

у

6.ч

о

к

ы

р

а

о

п

е

с

р

р

с

б

л

н

р

к

о

ь

ы

и

е

о

т

о

й

е


в

в

с

е

п

щ


н

а

т

ж

и

и

а

я

ь


ч

к

я


н



о

с

т

ь

Задание№ 3. Кроссворд

По вертикали:

1.Сырые материалы, предназначенные для дальнейшей обработки.

2.Совокупность средств и условий,

позволяющих получить желаемый результат.

3. Отбеленная ткань, на которую нанесен

рисунок (напечатан).

4.Нить, идущая вдоль кромки.

5.Сочетание или объединение чего – либо.

6.Результат труда конструктора

7.Способность ткани впитывать влагу

8.Специалист, результатом труда которого

является выкройка.

По горизонтали:

Ключевое слово


Приложение № 5

Инструкционная карта выполнения швейных операций вручную.



Сметывание

Сложить две детали лицевой стороной внутрь

Сколоть булавками по контурной линии

Вдеть нитку контрастного цвета в иголку

Отступив 0,1 см от контурной линии в сторону припуска, сделать 2 -3 стежка для закрепления нити

Проложить строчку прямыми стежками

В конце строчки сделать 2 – 3 закрепляющих стежка

Сметывание завершено

Приметывание

Выполняется по принципу сметывания. Смотри инструкционную карту сметывания.

Заметывание

Подогните край детали на изнаночную сторону по намеченной линии.

Сколите булавками

Вденьте нитку контрастного цвета в иголку

Заметайте край изделия на 0,3 см от края прямыми стежками

Подогните край детали еще раз на изнаночную сторону

Сколите булавками

Заметайте край изделия на 0,3 см от края прямыми стежками, делая 2 – 3 стежка для закрепления нити в начале строчки и в конце

Заметывание завершено

Наметывание

Деталь с обработанными срезами наложите на основную деталь по намеченным линиям

Приколите булавками

Вденьте нитку контрастного цвета в иголку

Наметайте деталь на 0,3 см от края детали прямыми стежками, делая 2 – 3 стежка для закрепления нити в начале строчки и в конце

Наметывание завершено

Приложение №7. Оценочный лист

Оценочный лист за (I,II,III,IV) четверть (Фио)______________________________________________класс__________

Дата урока

Задание №1 (предметные ууд)

Разъясняет содержание понятий

Задание №2 (межпредметные ууд)

Работа с информацией. Выделяет главную информацию, составляет схему, инструкцию, карту.

Задание №3 (коммуникативные ууд)

Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Задание №4 (регулятивные ууд)

Определяет действия, составляет алгоритм их выполнения. Следует технологии изготовления продукта (предметные ууд).

Доп. задания

Итого за урок:

Количество баллов за урок:








7–8б – «5»; 5–6б – «4»; – «3»; 0 – 3б – «2»








14 – 16б – «5»; 12-13б – «4»; 11-8б– «3»; 0-7б – «2»








21-24б – «5»; 18-20б – «4»; 12-17б – «3»; 0-11б – «2»








28-32б – «5»; 24-27б – «4»; 16-23б – «3»; 0-15б – «2»








36-40б – «5»; 30-35б – «4»; 20-29б – «3»; 0-19б – «2»








43-48б – «5»; 36-42б – «4»; 24-35б – «3»; 0-23б – «2»








50-56б – «5»; 42-49б – «4»; 28-41б – «3»; 0-27б – «2»








57-64б – «5»; 48-56б – «4»; 32-47б – «3»; 0-31б – «2»








64-72б – «5»; 54-63б – «4»; 36-53б – «3»; 0-35б – «2»








72-80б – «5»; 60-71б - «4»; 40-59б – «3»; 0-39б – «2»









Критерии оценивания: 2балла – задание выполнено полностью; 1балл –выполнено 50% задания; 0 баллов – выполнено менее 50% задания.

90 – 100% баллов – оценка «5»; 75 – 89% баллов – оценка «4»; 50 – 74% баллов – оценка «3»; менее 50% - оценка «2»



Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.