Конспект открытого занятия «Урок вежливости для Топтыжки»
Конспект открытого занятия
Урок вежливости для Топтыжки
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и воспитание морально-нравственных качеств у детей средней группы
Задачи:
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
- воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим;
- развивать осознанные доброжелательные отношения со сверстниками,
- познакомить детей с понятием о дружбе и вежливости;
- развитие у детей умения общаться, формирование сплочённости в детском коллективе.
Ход занятия:
Дети садятся на стульчиках в круг. Заходит педагог-психолог, здоровается и говорит: «Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости. Сегодня я пришла к вам не одна». Психолог сажает в круг игрушечного медведя.
Она говорит детям: «Его зовут Топтыжка. Я расскажу вам сказку про него, но сначала мы с вами познакомимся».
- Знакомство с детьми. Дети говорят по кругу свое имя; и чем они любят заниматься.
- Сказка «Неуклюжий медвежонок».
Педагог-психолог читает детям сказку.
«Жил-был Медвежонок. Его звали Топтыжка. Он, как и другие звери ходил в лесной детский сад.
Медвежонок приходил в детский сад и молча заходил в группу. Медвежонок Топтыжка был большим, медлительным и неуклюжим.
Он постоянно всех задевал, толкал и даже ронял. Когда зверята играли и бегали на физкультуре, медвежонок бегал медленнее всех, часто падал и наступал на ноги другим зверятам. И на прогулке то и дело слышалось: «Топтыжка, ну что же ты такой неловкий!»; «Медвежонок, ты сломал нашу постройку!»; «Топтыжка отдавил мне лапку!»; «Ай! Медвежонок меня толкнул!» Никто не хотел играть с Топтыжкой.
Он и сам не хотел ни с кем играть. Он не понимал, почему так происходит.
Обычно сядет в стороне от других зверят и сидит растроенный.
Ребята, давайте научим Топтыжку вежливо вести себя в детском саду».
Педагог - психолог говорит детям: «Дружба, ребята, это когда дети играют вместе и не ссорятся. Чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы с вами сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, если согласны «да-да-да», если не согласны «нет-нет-нет».
3.Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
- Будем крепко мы дружить?
- Да-да-да.
- Нашей дружбой дорожить?
- Да-да-да.
- Мы научимся играть?
- Да-да-да.
- Друг другу будем помогать?
- Да-да-да.
- Друга нужно разозлить?
- Нет-нет-нет.
- А улыбку подарить?
- Да-да-да.
- Друга стоит обижать?
- Нет-нет-нет.
- Чай с друзьями будем пить?
- Да-да-да.
- Будем крепко мы дружить?
- Да-да-да.
- Молодцы, ребята!
4.Загадки.
Психолог: «Послушайте, ребята, правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором)».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
Психолог говорит детям : «Сейчас мы поиграем с вами в игру «Вежливо - невежливо». Если то, что я называю, вы считаете вежливым, то вы хлопаете в ладоши, если нет- топаете ногами».
5. Игра «Вежливо - невежливо».
1. Поздороваться при встрече
2. Толкнуть друга, но не извиниться
3. Перебивать во время разговора
4. Уметь до конца слушать друга
5. Пропустить вперед девочек
6. Громко разговаривать
7. Обозвать кого- то обидным словом
8. Помочь поднять упавшую вещь
9. Отобрать игрушки
10. Уходя сказать «До свидания»
11. Помогать старшим?
Психолог: «Вы все, молодцы, справились с заданием!»
6. Игра «Волшебное слово»
Педагог - психолог просит детей выполнить ту или иную команду. Но при условии, что в просьбе звучит волшебное слово «пожалуйста». Дети слушают внимательно и выполняют:
1. Встаньте, пожалуйста!
2. Поднимите руки!
3. Похлопайте в ладоши, пожалуйста!
4. Присядьте!
5. Попрыгайте, пожалуйста!
6. Наклонитесь!
7. Потопайте ногами, пожалуйста!
8. Руки вперед!
9. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу!
10. Присядьте, пожалуйста!
7. Игра «Обзывалки»
Психолог: «Мы сейчас с вами поиграем в такую игру. Вам предлагается по кругу обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, к комувы обращаетесь: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д.
Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру нужно обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.
Комментарий: после игры педагог-психолог проводит с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Педагог-психолог: «Ребята, вы, молодцы! Я думаю, что Топтыжке интересно вас всех слушать и он хорошо понял как надо себя вести в детском саду.
8. Упражнение «Шалтай- Болтай».
Педагог-психолог: «Давайте сейчас немного передохнём. Вы сейчас встанете в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Вы должны поворачивать корпус вправо и влево. Руки должны свободно болтаться вдоль тела. Когда я договорю фразу до конца, вы приседаете и падаете на ковёр».
«Шалтай- Болтай сидел на стене, Шалтай- Болтай сидел на стене, Шалтай- Болтай свалился во сне».
9. Упражнение «Доброе животное».
«Представьте, ребята, что вы большое доброе животное. Давайте, послушаем как оно дышит. Шаг вперёд - вдох, шаг назад- выдох. Молодцы!»
10. Прощание с Топтыжкой
Педагог-психолог: «Вот и подошло наше с вами занятие к концу. Топтыжка вас всех благодарит и говорит всем детям: « до свидание». Он теперь знает все вежливые «волшебные» слова, которые мы говорим друг другу. Давайте мы все тоже попрощаемся с Топтыжкой».
Дети по кругу жмут лапу Топтыжке и говорят ему «до свидание».
К