Урок - викторина как способ формирования мотивации у школьников к изучению предмета химии
На сегодняшний день почти каждый учитель сталкивается с проблемой нежелания учеников изучать школьные предметы. К сожалению, подготовка к ОГЭ /ЕГЭ приводит к расстановке приоритетов в изучении каких либо предметов. Если ученик не сдает государственный экзамен, например по химии, то изучение этого предмета зачастую пускается на самотек.
Современная проблема гаджетов также приносит свои плоды в ухудшении успеваемости учеников, но в наших силах сделать все возможное для привлечения внимания к своему предмету.
В ходе работы было отмечено, что интерес школьников к химии появляется после использования следующих элементов обучения:
Рассмотрение учителем химии как науки – спутника жизни. Еще в 8 классе закладывается осознание, что химия везде и всюду, включая организм человека. Разбираешься в химии – лучше понимаешь окружающий мир;
Изучение прикладной составляющей науки. Школьник должен понимать, зачем он будет использовать знания предмета, даже если он не свяжет свою будущую профессию с ним;
Большое значение в мотивации имеют практические /лабораторные работы и демонстрация химических опытов на уроках. Красочный опыт на экране смартфона точно проигрывает возможности его сделать и повторить самим.
Внеурочная деятельность по предмету – круглый стол, кружок и т.д.;
Нетрадиционные уроки, например, с элементами игры способны повышать интерес учеников к химии. Хорошие результаты показывает урок-викторина.
Викторина – познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из разных областей науки, техники, литературы и искусства, направленная на расширение образовательного кругозора учащихся средних и старших классов.
Составить викторину по химии можно как непосредственно по теме урока, так и по значимому событию в науке, например ко Дню химика или юбилею известного ученого.
Игра должна быть интересной, познавательной, обязательно с использованием красочных химических опытов.
Предлагаю свой «каркас» викторины, который я использую как базу для подготовки к данному типу урока.
Урок состоит из двух этапов: теоретического и практического. Теоретический этап включает примеры таких заданий как:
- Задание – ребус. Загадать можно как целое слово, так и словосочетание. Например, аммиак, соляная кислота, щелочь и т.д. (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Химический ребус (аммиак)
Такие ребусы учащиеся с удовольствием разгадывают и в 8 и в 11 классах.
- Задание на фантазию. Учитель демонстрирует какой-либо красочный опыт, желательно выходящий за пределы школьной программы, а ученики должны придумать для него название. Например, взаимодействие йода с алюминием (магнием) – «фиолетовый джин» (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Химический опыт "фиолетовый джин"
- Химические загадки. Например, какой элемент не имеет постоянной «прописки» в ПСХЭ (Водород). Какие вещества утверждают, что они могут другие вещества рождать? (Кислород, водород, углерод).
- Задания на знания химической посуды. Учитель на слайдах презентации или в живую показывает различную стеклянную и керамическую посуду, с которой ученики уже были знакомы на уроках, а те, в свою очередь ее называют.
- Детская считалочка. Ученики получают зашифрованные считалочки в виде символов элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Сверяясь с данной таблицей, нужно определить порядковый номер данного элемента, а затем сопоставить с номером буквы в русском алфавите. Например, элемент He имеет порядковый номер 2, что соответствует русской букве Б. Пример такого шифра:
Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел. | He C Be H Al F H As Cr Ck S He S Al S Ca Sc S P Ne K Mg H Al K C He C Ar H He S Ca Sc B H Ar H He S Ca Cu P C P H Fe N Al K H Si F H Cl At H Mg H Al Ne Cl S Fe N Al |
Практический этап включает в себя задания, которые составляются к какому-то химическому опыту. Например, можно продемонстрировать опыт «Дым без огня», а ученики должны отгадать какие вещества использовались для опыта, и записать уравнения химических реакций (Рисунок 3). Для упрощения задачи, на все химические вещества опыта (нашатырный спирт и соляная кислота) предлагаются ребусы, а отгадав их, ученики составляют уравнения.
Рисунок 3 – Химический опыт "Дым без огня"
В процессе работы на таких уроках были сделаны следующие выводы:
- Все задания должны строиться не только на уже имеющихся знаниях учеников, но и нести новую информацию для них. Кроме этого, нужно подобрать / составить задания так, чтобы у всех без исключения учеников (и неуспевающих тоже) была возможность проявить себя на викторине.
- Обязательное использование занимательных, интересных, новых для учащихся опытов. Это самый простой путь к мотивации ученика.
- Желательно разбивать класс на группы, а победившую команду наградить отличными отметками.
- Такие уроки сближают учителя и учеников. Чем лучше ученики относятся к педагогу, тем больше им нравится предмет.
- Это возможность показать предмет химии с другой стороны, можно даже сказать несерьезной, увлекательной.
Химия обладает огромными возможностями для формирования мотивации у школьников, и наша главная задача – правильно их применить.
Список использованных источников
1. Генератор ребусов № 1 – URL: http://rebus1.com
2. Солганик, Г.Я. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения: Ок. 6000 слов и выражений / Г.Я. Солганик. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 749 с.
3. Штремплер, Г. И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста / Г.И. Штрепмлер. – Ф.: Гл. ред. КСЭ,1990. – 192 с.
Примечание: фотографии опытов сделаны автором работы.