Урок внеклассного чтения в технологии РКМЧП по рассказу Н Тэффи «Ваня Щеголёк» на тему «Жизнь богата человеком»
Урок внеклассного чтения в технологии критического мышления по рассказу Н. Теффи « Ваня Щеголек»
Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-11 )
Учитель русского языка и литературы - Татьяна Михайловна Калинина Тема урока: Мастерство Тэффи в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в рассказе « Ваня Щеголек». Тип урока: урок открытия нового знания. (на предыдущем уроке по теме «Литература русского зарубежья» учащиеся знакомились с творчеством А.Аверченко, Н.Тэффи, представляющими журнал «Сатирикон»).
УМК: Учащиеся занимаются по УМК В.Я Коровиной. Цели и задачи урока:Познакомить учащихся с творчеством Н.А.Тэффи, больше известной как писатель-юморист, раскрыть новые для учеников грани её таланта. Показать мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности. Воспитывать умение видеть текст, осмыслять его, оценивать. Воспитывать чувство сострадания, понимания боли другого, умение видеть красоту окружающего мира, то есть нравственные категории. Задачи обучения: 1) образовательные: познакомить учащихся с приемами Н.Теффи в создании сюжета и выборе языковых средств; обеспечить в ходе урока повторение следующих понятий: олицетворение, эпитет, метафора, просторечие, диалекты; 2) развивающие: развивать интерес к литературе, слову писателя; развивать творческие способности учащихся, их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника; развивать критическое мышление учащихся 3) воспитательные: создать условия для формирования эстетического чувства; воспитывать культуру поведения учащихся, формировать интерес к литературе, способствовать воспитанию чувства любви к родине , природе. Прогнозируемые результаты:
личностные: учить проверять себя; учить давать оценку своим действиям; учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работ метапредметные: учить анализировать и выделять общее; учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий; |
|||
|
|||
|
Ход урока:
1.Стадия вызова.
Прием «Обращение к личному опыту»
Всем –здравствуйте. День еще только начинается , поэтому хочу пожелать вам доброго и удивительного дня. Уважаемые учащиеся, ответьте , пожалуйста на вопрос: чему хорошему вы удивлялись совсем недавно? Пока вы размышляете, я хочу поделиться с вами своим недавним удивлением. Утро. Привычная дорога в школу украшена снегопадом. И вдруг . вглядевшись , вижу , что снежинки круглые и быстрые – быстрые! Остановилась и поняла , что вижу уникальный снегопад « в горох». Итак, повторяю вопрос: чему хорошему вы удивлялись совсем недавно?( (Ответы учащихся)
На доске написана тема нашего урока , она в ней намеренно пропущено одно слово « -------------------------------- богата человеком»
Я ставлю перед вами цель: после выполнения ряда заданий вы должны вписать недостающее слово.
Послушайте притчу.
Человеку стало скучно жить , ведь все вокруг него как – то тускло и блекло. И он обратился к жизни:
— Жизнь , поговори со мной.
И луговые травы пели. Но человек не слышал. И вскричал тогда человек:
— Жизнь, поговори со мной!
И гром с молнией прокатились по небу. Но человек не слышал. Человек оглянулся кругом и сказал:
— Жизнь, позволь мне удивиться тебе.
И звёзды ярко засияли. Но человек этого не видел. Он вскричал снова:
— Жизнь, покажи мне чудо!
И на плечо человека прилетела бабочка, но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь
Какое ключевое слово данной притчи? (жизнь)
Действительно, жизнь была у человека , а он ее не чувствовал и не видел.
Перед вами высказывания великих людей . в которых намеренно пропущено одно слово. Хорошенько подумав, впишите недостающие слова
. (работа с высказваниями) Т Драйзер : «В конце концов самое главное в ------------------ сама -------------------------- »
Эйнштейна : «Есть только два способа прожить свою ------------------------------------. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете являетя чудом »
( учащиеся вписывают слово Жизнь) ( справились с заданием -!00% учащихся)
А теперь восстановите тему нашего урока, вписав недостающее слово в предложение. Правильно. Тема нашего урока: « Жизнь богата человеком»( По рассказу Н Теффи «Ваня Щеголек»
Судя по названию рассказа ,предположите . о чем или о ком пойдет речь в этом рассказе? Ваши прогнозы. (ответы учащихся: о жизни , о человеке , кторый любил жизнь или о человеке , который прошел мимо жизни , хотя она была ему дана)
Какая цель стоит перед нами?( понять . о чем рассказ , увидеть мастерство писателя в создании сюжета , какие изобразительные средства он использовал , как он расскрыл тему «Жизнь»
Итак, в путь! Нас ждет удивительное поргужение в мир Н Теффи.
- Мы будем читать его рассказ по частям, « с остановками», побываем в мастерской художника слова, будем наблюдать за изобразительно-выразительными средствами писателя, разгадывать авторский замысел. Нам предстоит сегодня узнать: к каким писателям относится Надежда Теффи - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать читателя, удивить его неожиданным поворотом сюжета.
2. Стадия осмысления(.Корзина идей)
Читаем первый фрагмент текста ( текст раздается детям , он закрыт листом бумаги, по мере знакомства с рассказом лист опускается до нужной остановки . Т, О., дети видят только ту часть текста, которая необходима для анализа).
Врач был опытный. Осмотрел раненого номер шестьдесят семь, сказал:
— Отделить и понаблюдать.
Я тоже стала опытная и поняла: «отделить и понаблюдать» значило, что номеру шестьдесят седьмому капут.
— До утра доживет? — спросила я тихонько.
Доктор поморщился, двинул губами вбок, приподнял глаза и ничего не сказал. Это значило: может быть, но вернее, что нет.
Мое дежурство кончится в двенадцать ночи. Передам ли я его живым — этот номер шестьдесят седьмой?
Его перенесли в уголок около двери — иначе отделить невозможно при нашей тесноте.
От чьего лица ведется рассказ ?(от лица медсестры)
Приём «Прогноз по цепочке ключевых слов»
Найдите ключевые слова , которые укажут , о каком времени идет речь .(Медсестра . врач, госпиталь, раненый № 67)
Речь идет о войне .Предположите , о какой? ( Мы знаем , что Н Теффи эмигрировала в 1920 году, и . вероятно, речь идет о Первой мировой войне (1914 – 1918))
Раненый № 67. 68,69. 70….. Медработники . не покладая рук делают свою работу . Времени на особое сочувствие и эмоции нет. Но что волнует медсестру? ( «Передам ли живым»)
Почему ? (Что – то тронуло ее в этом раненом №67)
Предположите , что именно? ( Может быть, молодой очень. Может, напомнил кого – то из родных.)
Узнаем о нашем герое больше , читая фрагмент № 2. (дети опускают листок ниже,так чтобы был виден нужный фрагмент текста)
Он был очень молодой, какой-то весь яркий и горящий.
— Чего они на меня все морщатся? — сердито спросил он. — Думают — я помру? Ничего я не помру. Так и скажи им, что не помру. Выдумали тоже. Некогда мне.
— Что тебе некогда?
— Помирать некогда. Я домой поеду. Пускай смерть за мной всугонь бежит. Я от ей утекну. Я ни за что не помру. Некогда мне. Хочу домой. Дома красиво. Я и сам баской.
Он повернулся, чтобы я видела его лицо. Действительно, красив был. Смуглый, быстроглазый, с сросшимися союзными бровями — будто черная птица раскинула крылья.
Показал он лицо свое так просто, словно не его оно, а какая-нибудь посторонняя красивая вещь, что досталась ему случайно, он и радуется.
— Вот, смотри. Ну что тут скажешь?
— Лежи тихо, не вертись. А то больно будет.
— Домой хочу. Все красиво будет. Ничего дрянного не хочу. Прочь его. Раскидаю направо, налево.
Автор дает портретную характеристику своему герою . Одной чертой подчеркните слова , его внешний облик, Двумя – состояние души.
Назовите изобразительные средства , которые использует автор , создавая образ главного героя ( эпитет, сравнительный оборот , лексический повтор)
Каким образом еще характеризует автор главного героя ? ( Через речь. Ребята подчеркивают просторечия и диалекты, дают им общеупотребительные синонимы :утеку – убегу, всугонь – вдогонку, баской – красивый. Делают вывоы о характере раненого бойца)
Переходим к фрагменту № 3 которые рисуют
Он вдруг раздвинул брови, полуоткрыл рот — словно улыбнулся.
— А видала ты, сестрица, как……..
Ключевое слово подчеркните первого предложния , которое говорит о его самочувствии .(Словно – улыбаться сил не было, испытывал жуткую боль)
Но почему – то пытался улыбнуться .Почему? Ваши предположения .( Вспомнил что – то доброе для сердца .Может, дом,может, родителей)
Переходим к фрагменту № 4 и узнаем , насколько верны наши предположения .
…………………лебеди пьют? Дикие лебеди. У нас в Сибири много. Не видала?
Нужно с подветру тихо подойти, камыш не рушить — ти-ихо. Он ведь не человек, он гордый, близко не подпустит. Тихонько смотри.
А он грудью на воду ляжет, а той воды, что все видят да все знают, пить не станет.
Он ударит клювом вправо, влево, размечет брызгами, разобьет гладь — гей! — да в самую в сердцевину, в нетронутую, в невиданную, в незнанную, голову окунет.
А ты смотри, не дыхни. Он — не человек, он гордый, он не подпустит. Ты не видала? Я видал. А ты говоришь — помирать!
— Что ты, голубчик! Я не говорила. Бог даст, поправишься.
Какое впечатление произвел на вас рассказ героя о том , как пьют лебеди?(Потрясающее, никогда об этом не слышала, герой раскрывается как удивительный человек )
Скажите, а такую картину природы можно увидеть только глазами ?( Нет, еще и сердцем.)
Правильно! Природа , Бог, любовь, жизнь познается сердцем , а не умом.
А как это характеризует нашего героя (Сердце чистое носил в груди .Его восхищение лебедями граничит с блогоговением к природе
Предположите , почему герою было дано увидеть , как пьют дикие лебеди , ведь не каждому удается .( Был наблюдателен , всматривался в природу .Кажется , что пробовал не один раз, и когда однажды почти слился с природой - она ему открылась водой нетронутой , незнанной , которую пьют дикие лебеди)
Релаксация (включается музыка) учитель читает стихотворение
Окунулось в осень солнышко,
Лужи льдинками хрустят.
Белый лебедь и лебёдушка
Дружной парою летят.
А случится нехорошее,
Вместе, рядом и в беде.
Будут небо рвать тревожные
Крики верных лебедей.
Глупых ссор, обидной ревности
Нет у гордых лебедей.
Доброте, любви и верности
Учат лебеди людей.
К Вуколов
Скажите , чему поет гимн герой молодой солдат, рассказывая об этой чудесной картине природы . ( Гимн Жизни)
Настало время узнать имя главного героя. Предположите , зная тему урока. ( Ваня Щеголек)
Переходим к фрагменту №5
Пущай смерть всугонь бежит — утекну. Я, Ваня Щеголек, первый бегун, первый игрунок.
Мне некогда, мне еще надо на полянку ходить, ведмедя смотреть. Луна светит, томно ему.
Лежит на спине, брюхо мохнато, лапы задрал, гнилую корягу цапает.
. Бренькает гнилье, щепится — брррынь. А ведмедь цапнет да слушает и урлит — уррр…
Поет — ндра-вится
— Помолчи-ка ты лучше, усни.
Дайте лексическое значение слов «бегунок», «игрунок»
Как вы думаете , кто дал Ване эти добрые прозвища?( Люди . Его любили)
А он ? Как он относился к односельчанам, к родине ? ( И он любил )
Правильно! Потому что только любящий любим!
Предположите , о каком животном рассказывает Ваня Щеголек. Впишите ваше предположение вместо многоточия в в текст.( Ведмедь) и переходим к фрагменту №6
А зимой в мерлоге тихо у его. Тепло. Лапу сосет и сны снит. Снит, быдто лапу-то в
мед запустил. Сосет. Сладко.
А пчелы кругом так и звенят, так и гудят, заливаются. Шевельнулся, проснулся — ан и не пчелы, а собаки, псы человечьи, над мерлогой брешут, лают, заливаются.
Страх в живот подступил. Вскочил — и нет ничего. И все сам наснил
Обидится, уляжется, опять лапу засосет; ведмежий покой до весны сладок. А весной вылезет — худой, шерсть мотается, шкура-бура болтается — смехота. А ты говоришь — помирать.
Медведь . Пример просторечия .Происходит перестановка фонем . Это фонетическое явление называется метатеза. Сравните вашу версию и авторский текст
Как описывает Ваня Щеголек медведя ? ( С любовью, хорошо знает, о чем говорит. Медведь словно очеловечен.)
Как вы думаете . уснет ли Ваня Щеголек по совету медсестры ( Предположения учащихся)
Переходим к фрагменту №7
— Не хочу спать. Некогда мне. Я домой хочу. Лесных-то людей, небось, не видала? А я увижу. Наши-то видали.
В тайгу надо подальше да поглыбже, низком, ползком по подкорью, топориком врубаться, векшей продираться, гадючкой прошныривать.
А там полянка, а на полянке они и бывают. Сидят, лапти плетут. Как выскочишь на них, сразу гони, пугай, не давай им друг к дружке прицепиться, потому лесной человек кажный об одной ноге. У одного правая, у другого левая. Обнимутся вместе и побегут. И загубить могут христианскую душу. А как не дать им друг до дружки добежать да спариться, тут они на одной ножке прыг, скок да и свалятся. Тогда бери голой рукой, поясом вяжи, домой тащи, а он те и сказки, и песни, и было не было, все.
А ты говоришь — помирать. Мне нельзя помирать, мне некогда. Я — Ваня Щеголек, первый бегун, первый игрунок. Пущай она за мной всугонь бежит. Я утекну. Плечи у меня широкие, ноги крепкие, и сам я баской.
Ни за что не помру.
Скажите , что слышится в рассказе Вани? (Желание жить! Гимн ЖИЗНИ)
Может ли на самом деле быть то , о чем рассказыввает Ваня ?( Нет , потому что сам он их не видел «Наши – то видели»)
Правильно. На самом деле это поверье . которое живет на той земле , откуда он родом.
Возьмите толковые словари и посмотрите значение слова поверье.
Мы подходим к заключительному фрагмету текста .Предположите, выживет ли Ввня ?( Класс почти в полном составе ответил :Нет, потому что это не сказка , это жизнь , которую так любил Ваня Щеголек)
Переходим к фрагменту текста №8 ,
В полночь сменили меня. А утром я снова пришла в лазарет.
Спрашивать не хотелось. Пошла прямо к тому месту, к углу около двери.
Кровать стояла белая, тихая, ровная, застланная чистой, гладкой простыней.
Ровно, гладко… Нету Вани Щеголька.
Кончено.
Почему спрашивать не хотелось . ( Надежду убивать не хотелось)
Нету человека, нету Вани Щеголька. Война забрала его . Война , которая не щадит никого. Жизнь была богата человеком .Кем? ( Ваней Щегольком)
И теперь что – то в этой жизни будет неузнанным , не знанным , не любованным.Так ли это? Наверное.
Но так ли все беспросветно? Переходим к следующему фрагменту №9
«…Знаешь ты, как лебеди пьют? Дикие лебеди? Воду нетронутую, невиданную, незнанную?..» - вспомнилось медсестре.
Напишите ее ответ ( Знаю)
Сможет ли она остаться прежней ?(нет)
Что в ней изменится ? (Восприятие жизни, природы)
Рефлексия
Что перечеркнуло его жизнь? (Война) Вы в 10 классе изучали роман – эпопею Л Н Толстого « Война и мир»
В этом романе автор сказал : « Война - это противное человеческому естеству событие»
На каком приеме построен рассказ? (Антитеза )
Нарисуйте в тетрадях кластер , который отражает прием
( Жизнь(Ваня Щеголек) --------------------------------- Смерть (Война)
Составьте синквейн по рассказу . Вот темы : «Ваня Щеголек», «Солдат», «Смерть», « Жизнь»
Синквейны учащихся
Ваня Щеголек
Быстрый . крепкий
Рассказывает, надеется , вспоминает
Ваня хочет жить
Война
1 Солдат
2 Измученный . раненый
3 Жить, видеть,мечтать
4 Хочет жить, видеть, как пьют дикие лебеди
5Война
Какие проблемы поднимает рассказ?
( Проблему жестокости войны .Проблему восприятия жизни. Как любить жизнь. Как замечать в ней прекрасное и питать этим свою душу. )
Сегодня на уроке
я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание (Выбор)
1 Составить диамант ( Ваня Щеголек - Война)
2 Эссе « Знаешь ты, как лебеди пьют?»
Приложение №2( текст рассказа)
Н. Теффи « Ваня Щеголёк»
Врач был опытный. Осмотрел раненого номер шестьдесят семь, сказал:
— Отделить и понаблюдать.
Я тоже стала опытная и поняла: «отделить и понаблюдать» значило, что номеру шестьдесят седьмому капут.
— До утра доживет? — спросила я тихонько.
Доктор поморщился, двинул губами вбок, приподнял глаза и ничего не сказал. Это значило: может быть, но вернее, что нет.
Мое дежурство кончится в двенадцать ночи. Передам ли я его живым — этот номер шестьдесят седьмой?
Его перенесли в уголок около двери — иначе отделить невозможно при нашей тесноте.
Он был очень молодой, какой-то весь яркий и горящий.
— Чего они на меня все морщатся? — сердито спросил он. — Думают — я помру? Ничего я не помру. Так и скажи им, что не помру. Выдумали тоже. Некогда мне.
— Что тебе некогда?
— Помирать некогда. Я домой поеду. Пускай смерть за мной всугонь бежит. Я от ей утекну. Я ни за что не помру. Некогда мне. Хочу домой. Дома красиво. Я и сам баской.
Он повернулся, чтобы я видела его лицо. Действительно, красив был. Смуглый, быстроглазый, с сросшимися союзными бровями — будто черная птица раскинула крылья.
Показал он лицо свое так просто, словно не его оно, а какая-нибудь посторонняя красивая вещь, что досталась ему случайно, он и радуется.
— Вот, смотри. Ну что тут скажешь?
— Лежи тихо, не вертись. А то больно будет.
— Домой хочу. Все красиво будет. Ничего дрянного не хочу. Прочь его. Раскидаю направо, налево.
Он вдруг раздвинул брови, полуоткрыл рот — словно улыбнулся.
— А видала ты, сестрица, как лебеди пьют? Дикие лебеди. У нас в Сибири много. Не видала? Нужно с подветру тихо подойти, камыш не рушить — ти-ихо. Он ведь не человек, он гордый, близко не подпустит. Тихонько смотри. А он грудью на воду ляжет, а той воды, что все видят да все знают, пить не станет. Он ударит клювом вправо, влево, размечет брызгами, разобьет гладь — гей! — да в самую в сердцевину, в нетронутую, в невиданную, в незнанную, голову окунет. А ты смотри, не дыхни. Он — не человек, он гордый, он не подпустит. Ты не видала? Я видал. А ты говоришь — помирать!
— Что ты, голубчик! Я не говорила. Бог даст, поправишься.
— Пущай смерть всугонь бежит — утекну. Я, Ваня Щеголек, первый бегун, первый игрунок. Мне некогда, мне еще надо на полянку ходить, ведмедя смотреть. Луна светит, томно ему. Лежит на спине, брюхо мохнато, лапы задрал, гнилую корягу цапает. Бренькает гнилье, щепится — брррынь. А ведмедь цапнет да слушает и урлит — уррр… Поет — ндра-вится. А зимой в мерлоге тихо у его. Тепло. Лапу сосет и сны снит. Снит, быдто лапу-то в мед запустил. Сосет. Сладко. А пчелы кругом так и звенят, так и гудят, заливаются. Шевельнулся, проснулся — ан и не пчелы, а собаки, псы человечьи, над мерлогой брешут, лают, заливаются. Страх в живот подступил. Вскочил — и нет ничего. И все сам наснил. Обидится, уляжется, опять лапу засосет; ведмежий покой до весны сладок. А весной вылезет — худой, шерсть мотается, шкура-бура болтается — смехота. А ты говоришь — помирать.
— Помолчи-ка ты лучше, усни.
— Не хочу спать. Некогда мне. Я домой хочу. Лесных-то людей, небось, не видала? А я увижу. Наши-то видали. В тайгу надо подальше да поглыбже, низком, ползком по подкорью, топориком врубаться, векшей продираться, гадючкой прошныривать. А там полянка, а на полянке они и бывают. Сидят, лапти плетут. Как выскочишь на них, сразу гони, пугай, не давай им друг к дружке прицепиться, потому лесной человек кажный об одной ноге. У одного правая, у другого левая. Обнимутся вместе и побегут. И загубить могут христианскую душу. А как не дать им друг до дружки добежать да спариться, тут они на одной ножке прыг, скок да и свалятся. Тогда бери голой рукой, поясом вяжи, домой тащи, а он те и сказки, и песни, и было не было, все. А ты говоришь — помирать. Мне нельзя помирать, мне некогда. Я — Ваня Щеголек, первый бегун, первый игрунок. Пущай она за мной всугонь бежит. Я утекну. Плечи у меня широкие, ноги крепкие, и сам я баской. Ни за что не помру.
В полночь сменили меня. А утром я снова пришла в лазарет.
Спрашивать не хотелось. Пошла прямо к тому месту, к углу около двери.
Кровать стояла белая, тихая, ровная, застланная чистой, гладкой простыней.
Ровно, гладко… Нету Вани Щеголька.
Кончено.
«…Знаешь ты, как лебеди пьют? Дикие лебеди? Воду нетронутую, невиданную, незнанную?..»
Знаю.