Урок занимательной математики в формате игры
Тема: Урок занимательной математики.
Форма проведения: игра.
Место проведения: класс.
Образовательные и воспитательные цели:
- формирование и развитие творческих и умственных способностей учащихся (память, логическое мышление, математическая логика, пространственное воображение, реакция быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы и т.д.);
- развитие у учащихся устойчивого интереса к изучению математики;
- демонстрация многогранности и красоты различных задач математики;
- воспитание чувства коллективизма, командного духа, ответственности, уважительного отношения друг к другу, умения воспринимать достойно удачу и поражение, радоваться за победу противника.
Действующие лица: учитель, две команды учащихся. Ведущий: учитель математики.
Время:
40 минут.
Оформление доски: эпиграф «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». К. Ф. Гаусс
Таблица для записи баллов.
План:
1. Из истории математики.
2. Игра-соревнование.
3. Подведение итогов.
Ход урока
Ведущий:
Мы сегодня здесь, друзья,
Нам без знаний жить никак нельзя.
И пусть кризисы вокруг,
Будем мы учиться, друг,
И станет шире знаний наших круг!
Мы приветствуем своих гостей,
Мы приветствуем учителей.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром … Аплодисментов!!!
(Аплодисменты)
Ведущий: Сегодня у нас будет необычный урок. Мы проведем урок-игру. Вы заранее разделитесь на 2 команды, которые будут соревноваться в умении быстро и правильно размышлять. За каждый правильный ответ 1 балл, за неправильный – снимается 2 балла, за нарушение дисциплины – 1 балл. Право отвечать на вопрос получает та команда, которая первой поднимет руку.
А теперь несколько слов об истории математики. Истинное начало этой науки теряется во мгле времен! Где и как началась математика? Кто сделал ее наукой, название которой стоит в расписании каждого школьника? Кажется, это сделали греки! Итак, в 7 веке поклонники холодной логики и изящного интеллекта создают одно из самых красивых и долговечных творений – математику. Великий ученый математик Карл Гаусс сказал: “Математика – царица наук, арифметика – царица математики”. Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. А знаете, почему греки обогнали в математике все другие народы? Потому, что они хорошо умели спорить. Древние греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение. Они даже придумали такое изречение: “В споре рождается истина”. Первого греческого ученого, который начал рассуждать о математике, звали Фалес. А о числах первым начал рассуждать грек Пифагор. “Числа правят миром!” - провозгласил он. На Руси занятия этой наукой начались почти тысячу лет тому назад. Первую печатную книгу по математике написал Леонтий Филиппович Магницкий почти 300 лет тому назад. В этой книге много занимательных задач. Когда-то их решал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Многие занимательные игры основаны на свойствах чисел. Математику применяют и для шифрования и для расшифровки донесений, сообщений дипломатов, военных приказов.
Начнём соревнование!
Разминка (кто быстрей ответит - получает один балл).
- Предпоследняя буква второго месяца зимы (р)
- Какая по счёту в алфавите буква «Ю»? (32)
- Назовите первую букву в названии столицы Франции (П).
- Назовите первую букву в названии страны, где столица Токио (Я).
- Сколько дней в високосном феврале? (29).
- Какая буква четвёртая в слове «подъезд»? (Ъ).
- Кирпич весит один 1кг и ещё полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей? (Ответ: 10 кг).
- Результат сложения? (Сумма)
- Сколько цифр вы знаете? (10)
- Сотая часть числа? (процент)
- Прибор для измерения углов. (Транспортир)
- Величина развернутого угла. (180 градусов)
Задания.
Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц?
Ответ: 4 мин.
Почему-то число 7 очень полюбилось народу и вошло в его песни и поговорки. Итак, кто больше сможет назвать поговорок с числом 7?
Ответ:
7 раз примерь, 1 раз отрежь.
7 бед, один ответ.
7 пятниц на неделе.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
У 7 нянек дитя без глазу.
Было у тещеньки 7 зятьев.
Какой хвост самый длинный и большой?
Ответ: Хвост кометы.
Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное.
Ответ: 10+100+1000=1110.
В танце первый слог найдете,
Цифра – это новый слог.
Ну, а дальше вы возьмете
И приставите предлог.
В целом – тот, кто защищает
Славу, честь страны родной,
Страха он в бою не знает
И в труде – всегда герой.
Ответ: патриот.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдешь его
Почти под домом каждым.
Ответ: подвал.
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
Ответ: столяр.
За мерой ноту вставишь вдруг,
И целое найдешь среди подруг.
Это имя и там и тут
Так сторожа нашего зовут.
Ответ: Галя.
Если курица стоит на одной ноге, то она весит два кг. Сколько будет весить курица, если она встанет на две ноги?
Ответ: два кг.
Назвать лишнее слово:
-Пифагор, Евклид, Чайковский, Виленкин.
Ответ: Чайковский
Назвать лишнее слово: - Треугольник, квадрат, периметр, прямоугольник.
Ответ: периметр
Задача в стихах:
Жуки
Проплывают в синем небе Золотые облака. В старом садике зимуют Тридцать два больших жука. Пять пригрелось под корой Старой яблони кривой, Двое спят под валуном, | У троих на груше дом, А четыре под землей В теплой норке спят сухой. В пне от срубленной ольхи Остальные спят жуки. Сколько же, скажи-ка мне, Их зимуют в старом пне? Ответ: 18. |
Физкультминутка: (проводит ведущий)
Раз, два, три, четыре, пять! (шаги на месте)
Все мы умеем считать, (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже. (прыжки на месте)
Руки за спину положим, (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим. (глубокий вдох – выдох)
Подтянитесь на носочки столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руках у вас. (поднимаемся на носочках десять раз)
На листочках изобразите координатную плоскость, на ней отметьте точки с данными координатами в той последовательности, в которой вы их должны соединить. На создание вашего творения отводится 3 минуты.
Итак, раз два, три …начали!!!
(-3; -3), (-1; -1), (-1; 1), (-5; 4), (-11; 4), (-16; 1), (-11; 6), (-8; 8), (-5; 8), (-4; 7), (-3; 7),
(-2; 8), (-2; 10), (-1; 12), (-1; 13), (0; 14,5), (1; 13), (1;12), (2; 10), (2; 8), (3; 7), (4; 7),
(5; 8), (8; 8), (11; 6), (16; 1), (11;4), (5; 4), (1; -1), (3; -3), (-3; -3).
Презентация.
Подведение итогов урока.
Объявляется победитель.
Вывод: Если мы будем стремиться к знаниям, если будем стараться учиться, то только тогда мы найдем смысл в жизни, вырастим умными и достойными людьми. А начинать никогда не поздно! Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит.
Петренко Галина Дмитриевна