Урок-экскурсия по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
Технологическая карта урока
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
УМК:
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «ВЛАДОС», 2012.
Т.В.Алышева Математика: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.
Учитель | Ясопова Юлия Игоревна | Учебный предмет | Математика | ||
Класс | 7 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Тип урока | комбинированный | ||
Межпредметная связь | С предметными областями: - история и краеведение | ||||
Цели урока: | образовательная: | отработать приемы устных и письменных вычислений; отработать умение решать текстовую задачу; повторить название геометрических фигур. | |||
воспитательная: | воспитывать интерес к математике, воспитывать активность, сознательное отношение к учебному труду, чувство дружбы, коллективизма. воспитывать самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания; | ||||
коррекционно-развивающая: | корригировать и развивать память и внимание через упражнения: «Соотношение мер», «Найди лишнее число», корригировать и развивать логическое мышление через упражнения «Расположи в порядке возрастания» «Раздели на две группы», корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие через работу с просмотренными слайдами, упражнение «Собери слово»; корригировать и развивать устную речь посредством анализа задачи, проговаривание правил сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, развивать эмоционально-волевую сферу, навыки самоконтроля, умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания. | ||||
Технологии | Дифференциального обучения; Здоровьесберегающие технологии; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). | ||||
Опорные понятия, термины | Величины, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, сумма. | ||||
Планируемый результат | |||||
Предметный (ПР): | Обучающиеся: закрепят навык сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, закрепят навык анализировать текстовые задачи , научатся контролировать правильность выполнения действий с числами. | ||||
Личностный (ЛР): | Обучающиеся имеют мотивацию к учебной деятельности | ||||
Метапредметный (МР) | регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по алгоритму, контролировать правильность выполняемых действий; познавательные – научатся находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. | ||||
Организация пространства | |||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: ноутбук, клавиатура, мышь, акустическая система, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Дидактический (раздаточный) материал: слайдовое сопровождение урока, карточки с заданиями (3 варианта различного уровня сложности), карточки «10, 100, 1000» (каждому обучающемуся), карточки с ответами для проверки домашнего задания, «звездочки» для рефлексии, видеофрагменты. |
Организация деятельности на уроке | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
ОРГМОМЕНТ | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и с улыбкой произносит: Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовёт геометрическую фигуру, геометрическое тело. | Примерный ответ: Обучающиеся называют: круг, квадрат, прямоугольник, луч, отрезок и т.д. |
МОТИВАЦИЯ УРОКА, СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА | - Ребята, 2020 год является знаменательным годом для всей нашей страны. 9 мая 2020 года состоится 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. - Ребята, какой приближается праздник в декабре, который имеет важное значение в истории города Твери? Поэтому сегодня у нас необычный урок, а урок-экскурсия по памятным местам города Твери, посвященные Великой Отечественной войне. Сегодня я буду вашим гидом. Кто знает, кто такой гид? - Чтобы узнать о первом нашем памятном месте, посмотрите на доску. Здесь вы видите прямоугольники разных цветов. Ваша задача расставить фигуры в соответствии с цветами радуги. - Отлично, вы справились с первым заданием. Давайте перевернем таблички, составим из частей слово и посмотрим, с чего начнется наша экскурсия? Коротко из истории: Танк Т-34 - открыт в 1966 г. при выезде из Твери, в честь 25-й годовщины освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Создан в честь легендарного рейда танка Т-34 в октябре 1941 г. , командиром которого был Степан Горобец. - А мы двигаемся дальше. На доске вы видите различные числа. Прочитайте их. - На какие две группы мы можем их разделить? - С какими числами мы с вами начали работать на прошлом уроке? | Примерный ответ. 16 декабря – день освобождения Калинина. Примерный ответ. Гид- это человек, сопровождающий туристов и знакомящий их с местностью, с местными достопримечательностями.
Т А Н К Т 3 4 Примерный ответ. Танк Т-34 2134, 54 р.12 к., 132 км 430 м, 3064, 27, 13 кг 209 г Один ученик читает числа на интерактивной доске Примерный ответ. Числа, полученные при счете и числа, полученные при измерении. - На прошлом уроке мы начали работать с числами, полученными при измерении. |
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | -Ребята, какое домашнее задание вы выполняли? - Давайте проверим примеры. (На доске прикреплены прямоугольники с правильными ответами и лишними числами) - Какое число является лишним? - 48 метров – это подсказка нашего следующего места. Коротко из истории: Обелиск Победы (высота которого составляет 48 метров)- мемориальный комплекс посвящен победе в Великой Отечественной войне. Открытие комплекса состоялось 16 декабря 1970 г. в день 29-й годовщины освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков. У обелиска Победы горит Вечный огонь, а метроном имитирует удары человеческого сердца. | Примерные ответы. - Нам было задано: решить примеры. Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на доске, находят лишние и сообщают об этом педагогу. - 48 метров |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. | - Сегодня мы продолжаем работать с числами, полученными при измерении. Давайте вспомним перевод мер. Я буду вам показывать карточку с названием более крупной меры и говорить, в какую более мелкую меру ее необходимо перевести, а вы будете мне показывать соответствующую карточку, равную 10, 100 или 1000. Будьте очень внимательны. - Молодцы, и с этим заданием вы справились. - В память наших воинов-освободителей и защитников Калинина был установлен мемориал. Коротко из истории: Мемориал открыт 29 ноября 2011 г. в сквере Комсомольской площади Пролетарского района, где проходил рубеж обороны Калинина и пролегал маршрут легендарного танка Степана Горобца. Мемориал состоит из трех частей: в центре — легендарный экипаж танка Степана Горобца, справа — скульптура в честь защитников Калинина, слева — противотанковые ежи. | Обучающиеся показывают карточки. 10 100 1000 |
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | А теперь мы выполним комплекс упражнений для наших глаз. | Обучающиеся выполняют упражнения, опираясь на видеофрагмент. |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ | - Ребята, сядьте правильно, выровняйте спины. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пишите красиво, аккуратно, правильно. - Какие действия мы начали выполнять с числами, полученными при измерении? - Давайте вспомним правило и выполним письменно задание в тетрадях. - И вот мы с вами уже находимся у следующего памятного места. Коротко из истории: Паровоз ЭМ 725-39 на станции Тверь В годы Великой Отечественной войны двум поездным калининским бригадам, возглавляемым машинистами Громовым и Алексеевым, приходилось под обстрелом на паровозе ЭМ 725-39 перевозить провизию, военную технику, раненых в блокадный Ленинград. - А сейчас и мы с вами побудем машинистами паровоза. - Посмотрите на доску. Вы видите краткую запись. Давайте составим и решим задачу. - Сколько тонн провизии смог перевезти первый паровоз за один рейс? - Сколько тонн провизии смог перевезти второй паровоз за один рейс? Что нам известно? - Сколько тонн провизии смог перевезти третий паровоз за один рейс? Что нам известно? - Что нам нужно найти? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? | Примерные ответы. На прошлом уроке мы начали выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Двое обучающихся выходят к доске и решают два примера самостоятельно, остальные обучающиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем сравнивают ответы с ответом на интерактивной доске. Примерные ответы. За один рейс первый паровоз перевез в блокадный Ленинград 204 тонны провизии, второй паровоз на 73 тонны больше, чем первый, а третий паровоз на 54 тонны меньше, чем второй. Сколько всего провизии перевез третий паровоз за один рейс? - Первый паровоз смог перевезти 204 тонны провизии за один рейс. - Второй паровоз неизвестно сколько тонн провизии смог перевезти за один рейс, но известно, что на 73 тонны больше, чем первый паровоз. - Третий паровоз неизвестно сколько тонн провизии смог перевезти за один рейс, но известно, что на 53 тонны больше, чем второй. - Нам нужно найти сколько тонн провизии смог перевезти третий паровоз за один рейс. - Нет. Сначала нам нужно найти, сколько тонн провизии смог перевезти второй паровоз. | | ||
| - Как найти сколько тонн провизии смог перевезти второй паровоз? - Как найти сколько тонн провизии смог перевезти третий паровоз? -Мы с вами проанализировали задачу. Вы можете приступать к ее решению у себя в тетрадях. А одному ученику я предложу решить эту задачу у доски (ребята не видят запись решения). Ставится оценка за решение задачи. | - Нужно увеличить 204 тонны на 73 тонны - Нужно уменьшить то, что получится в первом действии на 53 тонны. Обучающиеся решают задачу, опираясь на краткую запись на экране. Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка Правильность решения проверяется путём сравнения решения на доске(доска поворачивается) | |||
ФИЗМИНУТКА | А теперь немного разомнемся и выполним физкультминутку. | Выполняют упражнения | |||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | - В нашем городе есть улицы, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны. - Чтобы узнать, о каких улицах пойдет речь, вы выполните задание на карточках. Ответы необходимо расположить в порядке возрастания. - Карточки разного цвета: красная сложная, зеленая – наиболее легкая. - Итак, какие фамилии у вас получились?: 1. Кайков 2. Цанов | Обучающиеся самостоятельно выполняют задания на карточках | |||
ПОДВЕДЕНИЕ | - Ребята, наш урок подходит к концу. Пора подвести итог. - Чем занимались на уроке? -Что нового вы узнали для себя? - Что больше всего вам понравилось? Домашнее задание: в учебнике решить примеры, похожие на те, с которыми мы сегодня работали. Открываем дневники и записываем д/з: стр. № | Примерные ответы. Сегодня на уроке мы выполняли сложение и вычитание чисел, полученных при измерении, составили и решили задачу, узнали о памятных местах города Твери. Особенно нам понравилось решать примеры и задачу и т.д. | |||
РЕФЛЕКСИЯ | - Ребята, день освобождения Калинина и день Победы еще далеки. И вам предстоит поучаствовать в различных мероприятиях, посвященных этим датам. А сегодня я предлагаю вам сделать салют, посвященный нашим воинам-освободителям. Для этого у вас на столах лежат звездочки разного цвета. Если все понравилось и у вас не осталось вопросов по теме – вы прикрепляете на доску звездочку зеленого цвета, если вам все понравилось, но остались еще вопросы, то вы прикрепляете звездочку красного цвета, а если у вас осталось еще много вопросов, то вы прикрепляете звездочку синего цвета. | Обучающиеся прикрепляют к доске смайлики |
Организация деятельности на уроке | ||||
Этапы урока | Оформление доски, наглядность | Методы, приемы, техники | Формы работы | Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества) |
ОРГМОМЕНТ | На интерактивной доске Классная работа | Словесный, активизация мыслительной деятельности | Фронтальный опрос | Учатся слушать одноклассников, учителя. |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | На интерактивной доске | Словесный, интерактивный | Фронтальный опрос | Учатся слушать одноклассников, учителя. |
На интерактивной доске | Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Групповое наблюдение | Расширяются знания о памятнике Танку Т-34, командиром которого был Степан Горобец. | |
На доске изображение: Т А Н К Т 3 4 | Словесный, интерактивный | Фронтальный опрос | Учатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. | |
На интерактивной доске | Демонстрация, интерактивный | Упражнение на коррекцию внимания и непроизвольной памяти Фронтальный опрос | Тренируется внимание и непроизвольная память | |
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ | На доске: 12 км 342 м 32 р 54 к 27 м 66 см 5 т 3 ц 48 м
| Демонстрация Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Контроль и самоконтроль Групповое наблюдение | Развивают навыки самоконтроля и контроля. Тренируется внимание. Расширяются знания о памятнике Обелиск Победы, высота которого составляет 48 метров |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ | На столах у каждого обучающегося карточки: 10 100 1000 | Словесный, демонстрация Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Фронтальный опрос Групповое наблюдение | Тренируется внимание и непроизвольная память Расширяются знания о мемориале в память воинов-освободителей и защитников Калинина |
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | На интерактивной доске гимнастика для глаз | Интерактивный | Упражнение на развитие внимания и зрительно-моторной реакции | Происходит. коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции |
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске | Интерактивный, словесный Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Фронтальный опрос Практическая работа Групповое наблюдение | Отрабатывают навык сложения и вычитания чисел, полученных при измерении в столбик. Учатся работать самостоятельно и оказывать помощь однокласснику в случае затруднения. Расширяются знания о памятнике паровозу ЭМ 725-39, на котором перевозили провизию, военную технику, раненых в блокадный Ленинград. |
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске краткая запись задачи про три паровоза: Для проверки правильности решения на экране решение и ответ | Интерактивный, словесный Практический | Фронтальный опрос Упражнение | Происходит коррекция и развитие связной устной речи посредством ответов на вопросы Закрепляют навык сложения и вычитания Учатся находить необходимую информацию в краткой записи, анализировать информацию, делать выводы. |
ФИЗКУЛЬТ- МИНУТКА | На интерактивной доске видеофрагмент «Физкультминутка» | Практический | Групповое упражнение | Активизируются группы мышц, которые не задействованы в ходе практической деятельности, снимается статистическое напряжение мышц спины и шеи |
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске: «Самостоятельное решение задачи»
На учительском столе карточки жёлтого и зелёного цвета с заданиями разного уровня сложности и карточки-подсказки для слабых учеников Для проверки необходимо расставить ответы в порядке возрастания | Практический | Индивидуальная Самостоятельная работа | Закрепляют навык сложения и вычитания Воспитывают самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания. Развивают навыки самоконтроля и контроля |
ПОДВЕДЕНИЕ | На интерактивной доске салют (анимация) | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Обладают умениями оценки работы и работы одноклассников |
РЕФЛЕКСИЯ | Праздничный салют. На партах у учащихся разноцветные звёзды. | Рефлексия | Индивидуальная | Развивают умение анализировать свою работу и оценивать эмоциональное состояние |
Анализ урока
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
Урок находится во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками. На предыдущих уроках учащиеся отрабатывали отдельно навык сложения и навык вычитания чисел, полученных при измерении, поэтому перед уроком стояла следующая цель: применять на практике полученные ранее знания, навыки и умения .
С учетом возможностей обучения и реализуя дифференцированный подход на уроке, были поставлены следующие
образовательная: | отработать приемы устных и письменных вычислений; отработать умение решать текстовую задачу; повторить название геометрических фигур. |
воспитательная: | воспитывать интерес к математике, показать практическую направленность задач на сложение и вычитание; воспитывать уважение к героическому военному прошлому страны и города Твери; воспитывать самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания. воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца. |
коррекционно-развивающая: | корригировать и развивать память и внимание через упражнения: «Соотношение мер», «Найди лишнее число», корригировать и развивать логическое мышление через упражнения «Соотношение мер», «Расположи в порядке возрастания» «Раздели на две группы», корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие через работу с просмотренными слайдами, упражнение «Собери слово»; корригировать и развивать устную речь посредством анализа задачи, проговаривание правил сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, развивать эмоционально-волевую сферу, навыки самоконтроля, умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания. |
Тип урока – комбинированный. Урок проводится в форме экскурсии и состоит из следующих этапов:
ОРГМОМЕНТ. ПОВТОРЕНИЕ.
На данном этапе включено задание на активизацию мыслительной деятельности: «Назови геометрическую фигуру»
МАТЕМАТИЧЕСКА РАЗМИНКА, состоящего из:
Задания на внимание «Составь слово».
Демонстрируется памятник Танку Т-34 и проводится беседа «Коротко из истории».
На данном этапе учащимся сообщается , что урок будет проходить в форме экскурсии.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
На данном этапе включено задание на развитие навыков самоконтроля.
Демонстрируется Обелиск Победы и проводится беседа «Коротко из истории».
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
На данном этапе обучающиеся повторяют перевод из более крупных мер в более мелкие.
Демонстрируется мемориал в память воинов-освободителей и защитников Калинина и проводится беседа «Коротко из истории».
РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ, состоящего из:
Сообщения темы урока.
Повторения правил сложения и вычитания чисел, полученных при измерении в столбик.
Самостоятельной работы по решению примеров.
VI. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, состоящего из
Решения задачи с предварительным анализом.
Задания на развитие внимания и зрительно-моторных реакций
Демонстрируется памятник паровозу ЭМ 725-39 и проводится беседа «Коротко из истории».
VII. ИТОГ УРОКА.
На данном этапе учащиеся оценивают свою работу и работу одноклассников.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
На данном этапе дают оценку своему эмоциональному состоянию, закрепляя разноцветные звёзды на доске с помощью магнитов, составляя таким образом праздничный салют.
В ходе урока используются: словесный (рассказ и беседа, вопрос и ответ), наглядный (слайдовое сопровождение), практический методы обучения (работа с карточками), интерактивный (интерактивный плакат, видеоролик, интерактивные коррекционно-развивающие упражнения).
Данный урок проводится в соответствии с тематическим планированием. Все этапы урока подчинены достижению цели и задач. Учебный материал соответствует программным требованиям, теме, цели и задачам урока. Материал отобран с учетом возраста учащихся, их возможностей и в целом психофизиологического состояния обучающихся. Объем достаточный. В основу изложения учебного материала поставлены дидактические принципы: доступность, научность изложения. В уроке учитываются особенности усвоения теоретических знаний обучающимися с нарушением интеллекта, поэтому используются карточки-подсказки. Для повышения мотивации к учению урок проводиться в форме экскурсии. С целью коррекции высших психических функций в урок включены коррекционно-развивающие упражнения и задания с опорой на несколько анализаторов.
Например,
коррекция и развитие связной устной речи, понятийного мышления осуществлялись на этапе «Повторение» в процессе фронтального опроса при анализе задачи в ходе оценивания качества работы;
коррекция и развитие памяти и внимания через упражнения: «Соотношение мер», «Найди лишнее число»,
коррекция и развитие логического мышления через упражнения «Соотношение мер», «Расположи в порядке возрастания» «Раздели на две группы»,
коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия через работу с просмотренными слайдами, упражнение «Собери слово»;
При проведении урока учитываются психофизиологические особенности обучающихся, их эмоциональное состояние, уровень подготовки каждого обучающегося, учет их индивидуальных возможностей.
По возможностям обучения учащиеся данного класса условно разделены на 3 группы:
1 группа – 3 обучающихся - Данная группа не испытывает серьезных затруднений в овладении математическими знаниями и умениями. Приобретенные знания и умения, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового задания.
2 группа – 3 человека - Нуждаются в определенной помощи при выполнении заданий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении заданий по аналогии, но всё же допускают ошибки, связанные со сложность усвоения состава числа.
3 группа – 1 обучающихся - Испытывает значительные затруднения при выполнении заданий, поэтому им постоянно в течение урока оказывается индивидуальная помощь, предлагаются карточки-подсказки, выполнение заданий постоянно контролируется.
В ходе урока отмечаются успехи учащихся, что способствует поддержанию доброжелательной психологической атмосферы на уроке. Смена различных форм и методов обучения: наглядных, интерактивных способствует высокой мотивации, сосредоточенности, сохранности произвольного внимания в ходе всего урока.
Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные. Среди недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основным является низкая познавательная активность. Поэтому в ходе урока для активизации познавательной деятельности применяются ИКТ-технологии, наглядность. Слайдовое сопровождение урока информативно, содержит наглядный материал к уроку, не перегружено излишней информацией, хорошо воспринимаемо для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Интерактивные упражнения помогают активно вовлекать обучающихся в образовательную деятельность.
У детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления. Рассказ о некоторых памятных местах города Твери, связанные с Великой Отечественной войной позволяет расширить кругозор обучающихся, дополнить знания об истории освобождения г. Калинина, включить в работу зрительный анализатор, повысить мотивацию к учению и обучающихся. Также в уроке имели место методы организации учебно-познавательной деятельности (объяснение, беседа).
Обучающие вовлечены на протяжении всего урока в образовательную деятельность, предусмотрена их активная познавательная деятельность. Урок построен с опорой на знания, которые уже есть и на формирование на их основе новых знаний. Урок носит коррекционно-развивающий характер.
Актуализация опорных знаний в условиях коррекционной школы проводится с целью определить зону ближайшего развития учеников. Это фронтальный опрос. Поскольку ученики с ограниченными возможностями здоровья испытывают определённые речевые трудности, очень важно приучить давать полный ответ на вопрос. При повторении правил и анализе задачи применяется индивидуальный устный опрос.
В ходе урока была проведена физкультминутка и гимнастика для глаз.