Урок-эксперимент по окружающему миру
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1. | ФИО участника | |
2. | Тема проекта | Разнообразие веществ |
3. | Актуальность проекта | Актуальность - Проект "разнообразие веществ" может быть весьма актуальным и интересным для учеников 3 класса на уроках окружающего мира. Необходимость можно обосновать следующим образов, в рамках этого проекта учащиеся могут изучить различные виды веществ, их свойства, состав и применение в повседневной жизни. Это позволит детям лучше понять мир вокруг себя и обогатить свои знания в области химии. Проблема – учащиеся часто не осознают, что разнообразные вещества, такие как: сахар, поваренная соль, крахмал и кислоты являются не только продуктами питания, но и химическими веществами с определёнными свойствами и функциями в окружающем мире. Гипотеза - если будет организован жксперимент, то у учащихся сформулируется понимание о свойствах и пользе таких веществ как поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты. |
4. | Объект исследования | Вещества: поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты. |
5. | Цель проекта | Для учителя: обучение учащихся основам химических процессов, их классификации, свойств и применений различных веществ Для ученика: выяснить свойства и функции веществ. Задачи: Развивать исследовательские навыки; Формировать представление о веществах, как о составляющей части окружающего мира; Узнать какие бывают вещевтсва; Узнать какими свойствами обладают вещества; Узнать как человек использует вещесвта; Учиться описывать вещества по плану Исследовать при помощи опытов. |
6. | Тип проекта | По количеству участников - групповой По продолжительности – краткосрочный По направлению - исследовательский По учебному предмету - межпредметный По содержанию – учебно образовательный По масштабу - малый По сложности - средний По уровню контактов между участниками – внутриклассный |
7. | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный этап – определение темы, постановка цели, составление плана работы. Вводная беседа о веществах, их роли в нашей жизни. * Постановка проблемы: многообразие веществ вокруг нас. * Формулирование цели и задач проекта. * Формирование групп, распределение ролей. 2. Исследовательский этап * Работа с различными источниками информации (учебник, энциклопедии, интернет). * Проведение опытов по изучению свойств различных веществ (с помощью разбавленной настойки йода определить есть ли крахмал в продуктах). * Фиксирование результатов наблюдений в рабочей тетради. 3. Обобщающий этап * Обсуждение результатов исследований в группах. * Оформление результатов работы в виде презентаций, буклетов, плакатов, макетов. * Подготовка к защите проекта. 4. Презентационный этап * Защита проектов. * Оценка работы групп. * Подведение итогов, рефлексия. |
8. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: Знакомство учащихся с солью, сахаром, крахмалом и кислотами, их свойствами и признаками через проведение опытов и наблюдений. Гипотеза исследования: Внешний вид не всегда позволяет точно определить вещество, поэтому для их распознавания необходимо изучить их свойства. Методы исследования: Наблюдение, эксперимент (опыт), сравнение, демонстрация, анализирование. Оборудование для проведения исследования: * Для опытов: * Соль, сахар, крахмал, сода, лимонная кислота, уксус. * Вода, стаканы, ложки, тарелки, пипетки. * Бумага, йод (раствор), * Увеличительное стекло. * Для фиксации результатов: тетради, ручки, карандаши, фломастеры, таблицы для заполнения, картинки с изображением соли, сахара, крахмала. Ход исследования: Урок 1. Соль и сахар: знакомство и сравнение 1. Вводная беседа: * Вспомнить, что такое вещество. * Обсудить, где встречаются соль и сахар в повседневной жизни. 2. Изучение внешнего вида: * Выдать каждой группе образцы соли и сахара. * Задание: рассмотреть соль и сахар (без вкуса!), описать внешний вид (цвет, форма кристаллов) используя увеличительное стекло. Зарисовать увиденное. 3. Опыт 1. Растворимость: * В два стакана налить одинаковое количество воды. В один добавить соль, в другой - сахар. Размешать. * Наблюдение: что происходит с солью и сахаром в воде? * Вывод: соль и сахар растворяются в воде. 4. Опыт 2. Кристаллизация: * Капнуть растворы соли и сахара на стекло. Оставить до высыхания. * Наблюдение: что образуется на стекле после высыхания? * Вывод: при испарении воды соль и сахар выделяются в виде кристаллов. Урок 2. Крахмал: секреты и превращения. 1. Вводная беседа: * Обсудить, где встречается крахмал (картофель, мука, хлеб). 2. Изучение внешнего вида: * Выдать каждой группе образцы крахмала. * Задание: рассмотреть крахмал, описать его внешний вид. 3. Опыт 1. Взаимодействие с йодом: * Капнуть на крахмал раствором йода. * Наблюдение: что происходит с цветом крахмала? * Вывод: крахмал синеет при взаимодействии с йодом. Это его отличительное свойство. 4. Опыт 2. Крахмал в продуктах: * Капнуть раствором йода на кусочек хлеба, картофеля. * Наблюдение: меняется ли цвет продуктов? * Вывод: некоторые продукты содержат крахмал. Урок 3-4. Кислоты: свойства и признаки. 1. Вводная беседа: * Обсудить, где встречаются кислоты (лимон, уксус, кефир). * Важно! Подчеркнуть, что пробовать кислоты на вкус нельзя! 2. Опыт 1. Взаимодействие с содой: * В две тарелки насыпать немного соды. * В одну тарелку капнуть уксус, в другую - выжать сок лимона. * Наблюдение: что происходит с содой? * Вывод: кислоты (уксус, лимонный сок) вступают в реакцию с содой, выделяя газ. |
9. | Продукт проекта | Мини – энциклопедия «Удивительный мир веществ» |
10. | Перспектива проекта | Дети оформляют результаты своих исследований в виде небольшой энциклопедии с описаниями и рисунками соли, сахара, крахмала, кислот. Можно добавить интересные факты, загадки, кроссворды. |