Уроки музыки и движения в школе для детей с особыми образовательными потребностями
Уроки музыки и движения в школе для детей
с особыми образовательными потребностями
Уроки музыки в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья приносят ученикам радость, помогают почувствовать уверенность в себе, в своих способностях. Для достижения учебных целей на уроках музыки нет необходимости искать мотивацию – музыка сама является лучшим стимулом, который помогает решать поставленные задачи. На этих уроках нет места критике и негативной оценке деятельности, и это служит сенсорному, эмоциональному, двигательному и социальному развитию ребенка.
Современная школа призывает помнить об основных принципах организации, построения учебного процесса и создания учебно-методического комплекса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья. К ним относятся:
гуманизация – уважение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуализация – подбор содержания урока, темпа, приемов и способов взаимодействия с ребенком с учетом его возможностей и состояния в данный момент;
единство образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач;
наглядность – использование всех доступных ребенку каналов восприятия (мультимодальность);
интерактивность – создание условий для стимулирования и поддержания активности и самостоятельности ребенка;
доступность – соответствие содержания учебного материала уровню интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
междисциплинарный подход – учет в ходе подготовки и проведения урока рекомендаций врача-невролога, специалиста ЛФК, педагога-психолога и т.д. с целью создания наиболее благоприятных условий для ребенка, исходя из особенностей его психофизического развития.
Урок для детей со сложной структурой нарушений отличается от урока в традиционной школе, он должен соответствовать определенным требованиям. Необходимо поддерживать стабильность времени, места, структуры урока: нельзя менять сложившееся расписание, место проведения урока, т.к. это снижает продуктивность занятия особенно для детей с глубокой степенью умственной отсталости.
Образовательная ситуация должна быть знакома, предсказуема для ребенка. Важным принципом построения схемы урока является: ритуализация: учитель должен соблюдать определенную последовательность действий, это обеспечит ребенку чувство уверенности, безопасности. Основные ритуалы связаны с началом и окончанием урока и включают песенки приветствия и прощания.
Во время урока должна постоянно поддерживаться коммуникация с ребенком. Необходимо предупреждать о том, что будет происходить, включая перемещения или предложение самостоятельной активности, ожидать реакции ребенка, выдерживая при этом необходимую паузу, наблюдать за реакцией ученика и отвечать на нее. Очень важно соблюдать способы коммуникации каждого ребенка с ОВЗ.
Темп урока должен быть замедленный, учителю необходимо тщательно подбирать словарь для полноценного усвоения детьми необходимых знаний и формирования у них понятий.
Одним из важнейших требований к современному уроку является использование здоровье сберегающих технологий: чередование активных и релаксирующих видов деятельности, психодинамические разгрузки, предупреждение переутомления. Урок музыки сам по себе является здоровьесберегающей технологией. Использование музыки может стабилизировать возбуждение или активизировать при угнетенном состоянии.
Содержание программы музыкального воспитания детей с ОВЗ, как и нормально развивающихся детей, составляют основные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движени.
Слушание музыки развивает память, способности к концентрации, расширяет музыкально-слуховой опыт, привлекает внимание не только к музыкальным произведениям, но и к звукам окружающей среды, сезонными изменениями природы (шуршание листьев, шум листвы, скрип снега, пение птиц, голоса животных, звуки транспорта).
Формирование восприятия музыки происходит на основе развития музыкальных сенсорных способностей: различения контрастных свойств звуков по высоте, длительности, динамике и тембру. Ученики выполняют упражнения на реагирование изменений положения источника звука, его перемещения в пространстве. В игровой форме (викторины, звуковые прятки и т.д.) изучаются элементарные музыкально-теоретические_понятия (тихо – громко, быстро – медленно, высоко – низко), изучаются тембры музыкальных инструментов. Во время слушания дети учатся запоминать и узнавать мелодии, у них формируются музыкальные предпочтения.
Слушание может проходить в нескольких формах:
пассивное – один из методов музыкальной терапии для релаксации, а также метод здоровьесберегающей технологии, пассивное слушание можно использовать как динамическую паузу в уроке между активными видами деятельности;
интегрированное (мультисенсорное) с подключением других каналов восприятия. Это могут быть музыкально-терапевтические фильмы, в которых виды и звуки природы (пение птиц, шум воды, шелест листвы) сопровождаются музыкой или приемами цвето- и светотерапии.
Такое слушание музыки часто помогает детям с полевым поведением, неустойчивым вниманием научиться концентрации;
активное слушание, которое сопровождается элементарным анализом музыкального материала и в результате формирует эмоциональное и осознанное восприятие музыки. Анализ можно проводить на любом материале, это могут быть музыкальные произведения, развивающие мультфильмы, фрагменты концертов или музыкальные клипы. Пение включает упражнения, направленные на стимуляцию речевой активности учащихся, развитие способности к подражательным реакциям. Оно поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма. Вокальные, ритмические, инструментальные импровизации развивают «музыкальный диалог» расширяя у детей возможности коммуникации. Пение является и формой дыхательной гимнастики. Оно способствует увеличению амплитуды дыхания, лёгочной вентиляции.
Игра на музыкальных инструментах развивает внимание, память,
чувство ритма, координацию, формирует функции руки. Осваивая приемы захвата, удержания и отпускания инструмента, ребенок расширяет диапазон движений, развивает интерес к предметной деятельности.
Музыкально-ритмические движения в структуре музыкальных занятий с детьми с ОВЗ имеют свои особенности. Большинству детей с тяжелыми формами поражения ЦНС трудно выполнять танцевальные движения плавно и выразительно. Тем не менее, двигательные упражнения, начинаясь с подражания, выполняемого с необходимой степенью поддержки, постепенно развивают у ребенка с ОВЗ максимально воз-
можную степень самостоятельности при выполнении движений. Содержание этого раздела музыкального воспитания составляют игры с выполнением «звучащих жестов»: хлопки, шлепки, щелчки, топанье.
Пластическое музицирование, как способ передачи жестом характеристики звука (движением показывается изменение ритмического рисунка или темпа музыки), а также жестовая иллюстрация содержания песен и потешек помогают решить множество задач, от освоения жестов коммуникации до развития памяти и координации.
Уроки музыки имеют играют важную роль в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Они способствуют развитию у детей положительного эмоционального состояния, помогают пережить яркие впечатления, повышают интерес к окружающему миру.