12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перфилова Ольга Анатольевна1702
Россия, Омская обл., г.Калачинск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Рабочая программа «Уроки нравственности»

Пояснительная записка


Духовно-нравственное воспитание школьников является одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, т. к. психическое и духовное здоровье подрастающего поколения вызывает тревогу. Ввиду особенностей психического развития, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья наиболее подвержены искажённым духовно-нравственным ориентирам, тяжёлым социальным условиям, пропаганде жестокости. Это намного осложняет процесс формирования, осознания нравственных правил и норм общественного поведения у данной категории ребят. Анализ результатов диагностики показал, что у многих воспитанников низкий уровень воспитанности, что побудило к поиску новых форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из форм работы, позволяющей школьнику с ограниченными возможностями здоровья, являются внеклассные занятия по изучению основ духовно – нравственной культуры. Нравственная культура как образовательная область обладает высоким воспитательным потенциалом воздействие на личность школьника, знакомит его с историко - культурным опытом народа, духовными традициями. Народная мудрость помогает воспитывать у школьников доброжелательность, уважительное отношение к окружающим, чувство собственного достоинства.

Цель программы: коррекция личности воспитанников, формирование у школьников ценностных ориентаций, повышение уровня воспитанности.

Задачи

формировать, развивать и корригировать навыки поведения, морального сознания у школьников через организацию нравственных отношений;

воспитывать интерес к культуре поведения в обществе.


Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности подростка.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать подростку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, подростка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

В основе методики реализации программы используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, практические работы, творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, в музее, театре. Активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, подбор цветов, элементов украшений. В основе работы с подростками по реализации данного направления лежит принцип здоровьесбережения, включающий в себя ассоциативное рисование, релаксацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию.

Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5 класса по 1 часу в неделю. Всего - 34 часа.


Планируемые результаты освоения программы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно ‑ нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, закрепление знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой школьник получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации школьников.

Методы проведения занятий

наглядный

-наблюдение

-экскурсия

-рассматривание иллюстраций

-просматривание видеофрагментов

словесный

-рассказ педагога

-чтение произведения УНТ

-беседа

практический

-коллективное творческое дело

-организация встречи с интересными людьми, вечера памяти


Тематический план


Разделы и тема

Кол – во часов

Сроки

I


Полезные привычки



1

Я неповторимый человек

1


2

Культура моей страны и Я

1


3

Чувства

1


4

О чем говорят чувства

1


5

Множество решений

1


6

Решение и здоровье

1


7

Нужные и ненужные тебе лекарства

1


8

Мой характер

1


9

Учусь оценивать себя сам

1


10

Учусь взаимодействовать

1


11

Учусь настаивать на своем

1


12

Я становлюсь увереннее

1


13

Мои права

1


14

Когда на меня оказывают давление

1


15

Курение

1


16

Самоуважение

1


17

Привычки

1


18

Дружба

2


19

Учусь сопротивляться давлению

1


20

Учусь говорить «нет»

1


21

И снова алкоголь

1


22

Алкоголь в компании

1


II

Праздники

1


23

День воспитателя, сентябрь

1


24

День учителя, октябрь

1


25

Международный день повара, в октябре

1


26

День матери, в ноябре

1


27

День Победы, в мае

1


28

День библиотекаря, в мае

1


III

Летопись родного края.

1


28

Моя Родина – Россия.

1


29

Малая Родина.

2



Содержание

Планирование воспитательной работы по программе направлено на коррекцию личностных и поведенческих особенностей воспитанников, развитию положительных черт характера, социальную адаптацию детей с ОВЗ. В программе прописаны направления воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию:

Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству

Летопись родного края - традиции и обычаи семьи, родного края, России.

Я – среди других – взаимодействие с окружающими. Понимание эмоционального состояния и поступков других людей. Моделирование поведения в различных ситуациях в процессе общения с людьми. Правила хорошего тона.

Здоровье - здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.

Учащиеся должны знать:

- основные нравственные категории поведения;

- народные традиции и приметы времён года;

- основные православные праздники;

-основные улицы города Калачинска, носящие имена героев-земляков;

- столицу России.


Учащиеся должны уметь:

- давать оценку своим поступкам и поступкам товарищей;

- знать о профессиях работников школы;

- знать основные достопримечательности г.Калачинск (озеро Калач, парк им. Гагарина, река Омь, мемориальная площадь, местонахождение краеведческого музея и историю здания в котором располагается музей);

- узнавать по иллюстрации.


Список литературы:

Н. А. Купина «Азбука поведения» Свердловск «Издательского Уральского университета», 1991 г.

В. А. Кутетская «Правила хорошего поведения», Санкт-Петербург «Литера», 2009 г.

Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Москва, 2000 (рабочая тетрадь)



Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.