Рабочая программа «Уроки нравственности» (5 класс)
Рабочая программа «Уроки нравственности»
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание школьников является одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, т. к. психическое и духовное здоровье подрастающего поколения вызывает тревогу. Ввиду особенностей психического развития, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья наиболее подвержены искажённым духовно-нравственным ориентирам, тяжёлым социальным условиям, пропаганде жестокости. Это намного осложняет процесс формирования, осознания нравственных правил и норм общественного поведения у данной категории ребят. Анализ результатов диагностики показал, что у многих воспитанников низкий уровень воспитанности, что побудило к поиску новых форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из форм работы, позволяющей школьнику с ограниченными возможностями здоровья, являются внеклассные занятия по изучению основ духовно – нравственной культуры. Нравственная культура как образовательная область обладает высоким воспитательным потенциалом воздействие на личность школьника, знакомит его с историко - культурным опытом народа, духовными традициями. Народная мудрость помогает воспитывать у школьников доброжелательность, уважительное отношение к окружающим, чувство собственного достоинства.
Цель программы: коррекция личности воспитанников, формирование у школьников ценностных ориентаций, повышение уровня воспитанности.
Задачи
формировать, развивать и корригировать навыки поведения, морального сознания у школьников через организацию нравственных отношений;
воспитывать интерес к культуре поведения в обществе.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности подростка.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать подростку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, подростка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
В основе методики реализации программы используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, практические работы, творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, в музее, театре. Активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, подбор цветов, элементов украшений. В основе работы с подростками по реализации данного направления лежит принцип здоровьесбережения, включающий в себя ассоциативное рисование, релаксацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию.
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5 класса по 1 часу в неделю. Всего - 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно ‑ нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, закрепление знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой школьник получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации школьников.
Методы проведения занятий
наглядный
-наблюдение
-экскурсия
-рассматривание иллюстраций
-просматривание видеофрагментов
словесный
-рассказ педагога
-чтение произведения УНТ
-беседа
практический
-коллективное творческое дело
-организация встречи с интересными людьми, вечера памяти
Тематический план
№ | Разделы и тема | Кол – во часов | Сроки |
I | Полезные привычки | | |
1 | Я неповторимый человек | 1 | |
2 | Культура моей страны и Я | 1 | |
3 | Чувства | 1 | |
4 | О чем говорят чувства | 1 | |
5 | Множество решений | 1 | |
6 | Решение и здоровье | 1 | |
7 | Нужные и ненужные тебе лекарства | 1 | |
8 | Мой характер | 1 | |
9 | Учусь оценивать себя сам | 1 | |
10 | Учусь взаимодействовать | 1 | |
11 | Учусь настаивать на своем | 1 | |
12 | Я становлюсь увереннее | 1 | |
13 | Мои права | 1 | |
14 | Когда на меня оказывают давление | 1 | |
15 | Курение | 1 | |
16 | Самоуважение | 1 | |
17 | Привычки | 1 | |
18 | Дружба | 2 | |
19 | Учусь сопротивляться давлению | 1 | |
20 | Учусь говорить «нет» | 1 | |
21 | И снова алкоголь | 1 | |
22 | Алкоголь в компании | 1 | |
II | Праздники | 1 | |
23 | День воспитателя, сентябрь | 1 | |
24 | День учителя, октябрь | 1 | |
25 | Международный день повара, в октябре | 1 | |
26 | День матери, в ноябре | 1 | |
27 | День Победы, в мае | 1 | |
28 | День библиотекаря, в мае | 1 | |
III | Летопись родного края. | 1 | |
28 | Моя Родина – Россия. | 1 | |
29 | Малая Родина. | 2 | |
Содержание
Планирование воспитательной работы по программе направлено на коррекцию личностных и поведенческих особенностей воспитанников, развитию положительных черт характера, социальную адаптацию детей с ОВЗ. В программе прописаны направления воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию:
Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству
Летопись родного края - традиции и обычаи семьи, родного края, России.
Я – среди других – взаимодействие с окружающими. Понимание эмоционального состояния и поступков других людей. Моделирование поведения в различных ситуациях в процессе общения с людьми. Правила хорошего тона.
Здоровье - здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.
Учащиеся должны знать:
- основные нравственные категории поведения;
- народные традиции и приметы времён года;
- основные православные праздники;
-основные улицы города Калачинска, носящие имена героев-земляков;
- столицу России.
Учащиеся должны уметь:
- давать оценку своим поступкам и поступкам товарищей;
- знать о профессиях работников школы;
- знать основные достопримечательности г.Калачинск (озеро Калач, парк им. Гагарина, река Омь, мемориальная площадь, местонахождение краеведческого музея и историю здания в котором располагается музей);
- узнавать по иллюстрации.
Список литературы:
Н. А. Купина «Азбука поведения» Свердловск «Издательского Уральского университета», 1991 г.
В. А. Кутетская «Правила хорошего поведения», Санкт-Петербург «Литера», 2009 г.
Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Москва, 2000 (рабочая тетрадь)