12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5557
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
4

Рабочая программа «Уроки психологического развития», (4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ

РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 10-11 лет

Социальная ситуация

Стабильная социально-педагогическая ситуация.

Стабильное психическое развитие

10-11 лет начало пубертатного периода - это возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка, завершающаяся достижением половой зрелости.

Особенности возрастного периода

Развитая эмоциональная сфера

Самостоятельность суждений и действий

Появление притязаний на положение в системе учебных и личностных отношений

Появление качественно иного «взрослого» типа взаимоотношений с учителями и одноклассниками

Ведущий вид деятельности – учебный, но общение становится важным и формируется устойчивый социальный статус в классе (формирование предпосылок к следующей ведущей деятельности - общению)

Психологические закономерности процесса научения

Осознанность запоминания

Развитие способность к планированию действий, развитие самоконтроля

Произвольность саморегуляции поведения, психических процессов

Овладение самостоятельными формами работы

Формируются критерии оценок по отношению к своим сверстникам, взрослым и самому себе – развитие рефлексии

Развитие теоретического мышления : способность действовать в уме, установление структуры поставленной задачи, анализ условий задачи

Развитие логического познания (обобщение и видение закономерностей)

Возможные проблемы

Снижение школьной мотивации и самооценки

Неэффективная учебная деятельность

Нарушение поведения

Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения

При хронической неуспешности возможен регресс на стадию дошкольного детства (поведение, эмоции, модели общения, капризы, страхи)

Направления работы с ребенком:

профилактика и развитие

Развитие познавательных способностей, прежде всего образного и логического, теоретического мышления

Формирование социальной позиции «Успешного школьника» через развитие умелости и полноценности в учебной деятельности

Развитие навыков конструктивного общения

Корректировка различных аспектов учебного процесса с учетом избегания эмоциональных перегрузок

Программа психологического развития направлена обучить школьников 4 класса умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в поня­тиях и произвольного внимания способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подрост­кового возраста, преображает познавательную деятельность и ха­рактер их отношений к другим людям и самим себе.

Психологическая диагностика (входная – ноябрь 2013, повторная – апрель 2014), обоснованная переходом на новые образовательные стандарты обучения, проведена с учащимися на определение динамики в развитии метапредметных и личностных УУД

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И

ЛИЧНОСТНЫХ УУД В ДИНАМИКЕ:

I Исследование познавательных процессов УУД свидетельствуют о

Положительной динамике всех детей в развитии аналитико-синтетической деятельности, способности к умозаключению по аналогии

Динамика в развитии уровня логического аспекта математического мышления у детей не выявлена –

у 100% слабо развиты возможности по выявлению математических закономерностей в числовом ряду, затруднен анализ цифрового материала, скрытого в нем закономерностей

В целом по классу у детей

Лучше развиты способности к умозаключению по аналогии: достаточный уровень показывают 4-57% детей

Слабее сформированы способности к установлению математических закономерностей:

- 71% - уровень ниже среднего,

- 29% - низкий уровень

Таким образом, к концу учебного года

- у 43% определился достаточный уровень развития познавательных УУД,

- у 57% - недостаточно развиты познавательные УУД: слабо сформированы умения анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, выявлять математические закономерности, что может отразиться на успешности школьной жизни (профиля точных наук)

II Итоговая диагностика динамику в развитии регулятивных УУД не показала:

20% недостаточно выражена способность активно включаться в деятельность, быть внимательным, выполнять работу в едином темпе с классом, удерживать работоспособность в течение урока.

у 20% – в недостаточной степени развиты регулятивные УУД, связанные в большей степени с уровнем развития произвольного внимания, в меньшей – саморегуляцией;

В конце учебного года в целом по классу у 29% - недостаточные способности к произвольности деятельности, саморегуляции, организации поведения, что может сказаться на дальнейшее когнитивное развитие и обучение ребенка.

В целом по классу необходимо повышение

- показателя произвольного внимания в условиях как без переключения, так и при его переключении,

- качества деятельности

для предупреждения различных когнитивных и эмоциональных проблем.

III Исследование личностных УУД в течение года заключалось в определении степени учебной мотивации, изучении мотивационных предпочтений детей в учебной деятельности:

дети не показали «негативного отношения к школе»

Во II п\г

по-прежнему в достаточной степени сформированы учебно-познавательные и социальные мотивации:

71% детей отмечают в большей степени познавательный смысл учебной деятельности:

- учиться интересно,

- узнавать много нового,

- получать ответы на интересующие вопросы,

- приобретать знания,

- развивать ум и способность,

- стать образованным человеком,

71% - в большей степени, а 29% в меньшей – показали предпочтение социальной мотивационной сферы с перспективой социального и профессионального самоопределения:

- приносить людям пользу,

- долг каждого ученика перед обществом,

- учение самое важное и нужное дело в моей жизни,

- продолжить образование,

- получить интересную профессию,

- в будущем найти хорошую работу, что свидетельствует о положительной динамике в развитии долга и ответственности за учебную деятельность;

86% детей выразили предпочтение внешней мотивации:

- получать хорошие отметки,

- быть отличником,

- хорошо закончить школу,

- получить подарок за хорошую учебу,

- похвала,

- в дальнейшем хорошо зарабатывать, что также говорит о положительной динамике в предпочтении внешней мотивации;

57% - отметили стремление к одобрению:

- заслужить уважение одноклассников и значимых взрослых,

- выполнять требования учителей, родителей,

- быть одним из первых, что тоже показывае положительную динамику в развитии мотивационных предпочтений

Вывод: можно сказать, что явных преобладаний определенных мотивационных аспектов у детей сформировано недостаточно, но в целом по классу по факту предпочтения познавательного и социального мотивов можно говорить в дальнейшем об успехе учебно-познавательной деятельности детей.

Итоговая диагностическая работа с учениками позволила

Определить динамику в развитии метапредметных и личностных УУД, сильные и слабые стороны в развитии психических функций, саморегуляции, учебной мотивации;

Выделить группы детей с недостаточным уровнем развития параметров УУД -

Метапредметных:

- у 57% детей недостаточно развито логическое мышление: способность к умозаключению по аналогии (отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями), выявлению математических закономерностей;

- 2-29% - снижен уровень произвольного внимания (умение слышать и выполнять словесную инструкцию, принимать и сохранять задачу), саморегуляции и самоконтроля в интеллектуальной деятельности

Личностных:

- у 100% детей достаточно сформирована школьная мотивация, познавательная активность.

Определить процесс, который у детей развит

- лучше – произвольное внимание –71% детей,

- слабее – логическое мышление - 43%

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЗАДАЧАорганизация работы с учащимися класса, направленная на повышение уровня развития метапредменых и личностных УУД. Дети нуждаются в повышении уровня познавательных УУД, эмоционально-позитивного восприятия школьных требований, учебной нагрузки.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей 4 - го класса –

повышение уровня метапредметных и личностных УУД детей, испытывающие трудности в развитии:

- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания, возможность вербально-логического запоминания;

- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

- личностной зрелости - принятие социальной позиции - положение школьника, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, формирование позитивного отношения к своему «Я»,

воспитание адаптивных способностей детей,

с помощью коррекционно - развивающих занятий.

В СВЯЗИ С АНАЛИЗОМ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СОСТАВЛЕНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СИНЯКОВОЙ ОЛЬГИ ГЕННАДЬЕВНЫ «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА» (3 – 4 КЛАССЫ).

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Цель развивающей работы – создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации интеллектуальной деятельности учащихся 3 класса, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.

Задачи:

сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность, развить основные свойства произвольного внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность; развить основные виды внимания: слуховое и зрительное;

развивать у учащихся когнитивно – личностные параметры, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний,

повышать мотивацию к обучению.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Главным условием проведения занятий является:

создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

развертывание алгоритма (усвоение ребенком различных) способов саморегуляции во всех видах деятельности.

Особенности развивающих занятий:

создание положительной психологической атмосферы;

задания выполняются в игровой форме;

отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.

Основные методы:

тренинговые упражнения

диагностические процедуры

игры

беседы

Курс рассчитан на 34 часа.

Продолжительность  занятия: 30 - 40 мин.

Проведение занятий: во внеурочное время один раз в неделю.

Количество учащихся: 7 учеников (4 класс)


 

В процессе выполнения  каждого задания идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие произвольного внимания,

задания на развитие памяти,

задания на совершенствование воображения,

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память,

направлены на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Основные принципы распределения материала:

системность – задания располагаются в определенном порядке; 

принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;

увеличение объема материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

смена разных видов деятельности.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации используются различные формы деятельности учеников: фронтальную, коллективную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в группе.

Этапы основной части:

Развитие вербально - понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.

Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).

Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танаграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Курс развивающих занятий нацелен на повышение уровня развития метапредметных УУД (познавательных и личностных) учащихся.

Программа включает в себя диагностические процедуры, беседы, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных психических свойств личности ребенка и разных видов универсальных учебных действий из различных блоков программы.

Предполагаемый положительный результат: у учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

Повышение уровня метапредметных УУД:

Познавательные УУД:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

  • Личностные УУД:

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- работать в группе

Адаптация к учебной нагрузке.

Повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС

РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


 

1. Вводное занятие «Я ученик 4 класса. Познаю себя». На этом занятии необходимо осознать правила работы, правила взаимодействия друг с другом.

2. Восприятие и ориентация в пространстве. Закреплять правила ориентации в пространстве, закреплять понятия «вперед», «назад», «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дети продолжат упражняться в движении по заданию в определенном направлении, закреплении навыков ориентации в тетради, копирования с доски, из учебника.

3. Мышление. Учащиеся закрепят элементарные знания о правилах сравнения различных предметов, групп предметов, поупражняются в анализе и выделении главных (существенных) свойств предмета. Дети закрепят алгоритм логического вывода.

4. Внимание. Ученики через систему упражнений поупражняются в развитии произвольности внимания. У детей во время выполнения упражнений увеличится объем внимания, улучшаться такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

5. Память. Закрепить в сознании учащихся понимание необходимости развития памяти, развивать визуальную и аудиальную память.

6. Воображение. Упражнять в представлении реальных и абстрактных изображений по их названию и описанию.

7. Речь. Упражнять детей в последовательности и четкости передачи информации. Составление устного и письменного рассказа.

8. Формирование внутреннего плана действий. Дети научатся составлять план действий. Необходимо довести эти действия до автоматизма.

9. Заключительное занятие «Мои достижения в этом году». Самооценка учащихся. Рефлексия.

РАЗДЕЛ III

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


 

п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

 

Вводное занятие «Я - ученик 4 класса»

1

диагностическое обследование

 

Восприятие и ориентация в пространстве

1

ориентация в пространстве;

движение по заданию в определенном направлении;

копирование с доски, учебника;

ориентация в тетради;

произвольность восприятия;

восприятие инструкции;

работа над свойствами восприятия: предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность.

 

Мышление

6

сравнение;

анализ;

логика;

выделение существенного.

 

Внимание

10

произвольность внимания;

работа над свойствами внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение.

 

Память

6

произвольность памяти;

развитие визуальной и аудиальной памяти;

работа над свойствами памяти: запоминание, хранение, точность, объем.

 

Воображение

6

развитие конкретного и абстрактного воображения;

репродуктивность и продуктивность воображения.

 

Речь

2

особенности устной и письменной речи;

работа над свойствами речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

 

Формирование внутреннего плана действий

1

составление плана действия;

алгоритмизация.

 

Заключительное занятие «Мои достижения в этом году»

1

повторная диагностика

 

ИТОГО

34

 

РАЗДЕЛ IV

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

РАЗВИВАЕМЫЕ СПОСОБНОСТИ КОЛ-ВО ЧАСОВ


 

ДАТА

I ЧЕТВЕРТЬ

1

Я УЧЕНИК 4 КЛАССА. ПОЗНАЮ СЕБЯ

Вводный урок. Выявление уровня познавательных процессов (первичная диагностика).

Развитие вербально-понятийного мышления.

Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия.

1

 

2

РАЗВИВАЮ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл).

Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

3

ПЛАНИРУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие мышления (функциональные отношения).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Способность мыслить, рассуждать. Пространственные представления.

1

 

4

ОРИЕНТИРУЮСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ

Развитие мышления (функциональные отношения).

Тренировка опосредованной слуховой памяти.

Тренировка распределения и избирательности внимания. Пространственные представления.

1

 

5

ТРЕНИРУЮ СЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ

Развитие мышления (функциональные отношения).

Развитие вербально-понятийного и логического мышления. Развитие речи. Тренировка произвольного внимания.

1

 

6

АНАЛИЗИРУЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Развитие мышления (функциональные отношения).

Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать.

1

 

7

РАЗВИВАЮ НОМ

Развитие речи (подбери синонимы).

Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

 

8

ТРЕНИРУЮ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ

Развитие речи (подбери синонимы).

Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Внутренний план действия.

1

 

9

РАЗВИВАЮ АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Развитие речи (подбери синонимы).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, логического мышления. Пространственные представления. Тренировка опосредованной зрительной памяти.

1

 

II ЧЕТВЕРТЬ

10

АНАЛИЗИРУЮ СИТУАЦИЮ

Развитие речи (подбери синонимы).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия.

1

 

11

УЧУСЬ МЫСЛИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО

Развитие речи (синонимы, составь предложение).

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

12

ТРЕНИРУЮ СЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ

Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Внутренний план действия. Тренировка слуховой памяти.

1

 

13

ВЫЯВЛЯЮ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение).

Тренировка произвольного внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

14

ТРЕНИРУЮ СВОЕ ВНИМАНИЕ

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Тренировка переключения внимания.

1

 

15

ВЫДЕЛЯЮ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЙ

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Развитие внутреннего плана действия, логического мышления.

1

 

16

РАЗВИВАЮ ВЕРБАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Способность мыслить, рассуждать.

1

 

17

РАЗВИВАЮ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

III ЧЕТВЕРТЬ

18

ТРЕНИРУЮ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения), логического. Тренировка опосредованной зрительной памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

19

УСТАНАВЛИВАЮ ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения).

Установление связей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления.

1

 

20

ТРЕНИРУЮ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Установление закономерностей.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

 

21

УСТАНАВЛИВАЮ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения).

Установление закономерностей.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

 

22

РАЗВИВАЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Развитие речи (грамматические конструкции).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Установление закономерностей. Тренировка опосредованной слуховой памяти.

1

 

23

РАСШИРЯЮ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Развитие речи (грамматические конструкции).

Развитие произвольной сферы, пространственных представлений.

Установление связей. Совершенствование воображения.

1

 

24

ОПРЕДЕЛЯЮ СМЫСЛОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕКСТА

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Развитие логического мышления (классификация), мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

 

25

ТРЕНИРУЮ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ, РАССУЖДАТЬ

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Выявление уровня объёма памяти (тест). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

 

26

АКТИВИЗИРУЮ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Способность мыслить, рассуждать.

Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

 

27

РАЗВИВАЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления.

1

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

28

УСТАНАВЛИВАЮ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Развитие наглядно-образного мышления. Выявление уровня мышления (установление закономерностей) – тест. Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

 

29

ТРЕНИРОВКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений.

1

 

30

РАЗМЫШЛЯЮ ЛОГИЧЕСКИ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Тренировка слуховой памяти. Способность мыслить, рассуждать.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

31

РАЗВИВАЮ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

азвитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений.

1

 

32

ТРЕНИРУЮ ВНИМАНИЕ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу), классификации. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

 

33

ОРГАНИЗУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Развитие речи. Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

 

34

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ ГОДУ

Итоговое занятие. Выявление уровня развития познавательных процессов (повторная диагностика)

1

 

РАЗДЕЛ V

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008

Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009

Глазунов Д.А. Развивающие занятия,4 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009

Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003

Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.

Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003

Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998

Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.

Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.