Рабочая программа психологической работы по коррекции развития аутичного поведения для учащегося 3 класса, индивидуальная форма обучения
Рабочая программа
психологической работы
по коррекции развития аутичного поведения
для учащегося 3 класса
(индивидуальная форма обучения)
2018г.
Содержание
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание программы
Ключевые слова
Список литературы
Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекции развития составлена на основе:
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся. Сборник под ред. В.В.Воронковой, М.: Владос, 2011г.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М.
-Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»
-Яковлева О. «Психологическое сопровождение детей - аутистов» Киев,2013г.
нормативной базы:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 17.06.2011) «Об образовании»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Объем программы 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия: 20 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Цели программы:
- овладение учащимся системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе;
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- развитие познавательных навыков;
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
практическая деятельность.
Тематическое планирование
№пп |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Примечание |
1 |
Первичная диагностика |
1 |
||
2 |
Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. |
1 |
||
3 |
Развитие внимания, восприятия, мышления, саморегуляции. |
1 |
||
4 |
Развитие восприятия, эмоционального контакта, мышления. |
1 |
||
5 |
Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры. |
1 |
||
6 |
Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений |
1 |
||
7 |
Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции. |
1 |
||
8 |
Развитие умения понимать окружающих, себя. |
1 |
||
9 |
Развитие моторики, восприятия, выполнение словесных поручений. |
1 |
||
10 |
Развитие сенсорного восприятия, крупной моторики, саморегуляции. |
1 |
||
11 |
Развитие эмоциональной сферы, зрительно – моторной координации, саморегуляции. |
1 |
||
12 |
Развитие эмоциональной сферы, зрительно – моторной координации, саморегуляции. |
1 |
||
13 |
Развитие словесно-логического мышления. |
1 |
||
14 |
Развитие тактильных ощущений эмоциональной сферы, выполнение словесных поручений. |
1 |
||
15 |
Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. |
1 |
||
16 |
Развитие восприятия, мелкой моторики |
1 |
||
17 |
Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. |
1 |
||
18 |
Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. |
1 |
||
19 |
Развитие сенсорных ощущений, глазомера, саморегуляции. |
1 |
||
20 |
Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. |
1 |
||
21 |
Развитие внимания, восприятия, мышления |
1 |
||
22 |
Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. |
1 |
||
23 |
Развитие внимания, восприятия, мышления. |
1 |
||
24 |
Развитие тактильных ощущений. |
1 |
||
25 |
Развитие координации, глазомера, моторики. |
1 |
||
26 |
Развитие внимания, восприятия, мышления. |
1 |
||
27 |
Развитие эмоциональной сферы, контакта, тактильных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции. |
1 |
||
28 |
Развитие эмоциональной сферы, крупной и мелкой моторики. |
1 |
||
29 |
Развитие зрительно – моторной координации, восприятия, наглядно- действенного мышления. |
1 |
||
30 |
Развитие эмоционального контакта, крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия. |
1 |
||
31 |
Развитие зрительно – моторной координации, эмоциональной сферы, восприятия. |
1 |
||
32 |
Развитие тактильных ощущений, моторики, наглядно-действенного мышления. |
1 |
||
33 |
Диагностика эмоциональной сферы, познавательных процессов. |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие |
1 |
Содержание программы
Программа состоит из 34 занятий:
Занятие 1. Первичная диагностика.
Занятие 2. Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.
Создание благоприятной атмосферы на занятии, установление эмоционального контакта.
Использование упражнений на развитие способности к игровому поведению, взаимодействию: «Ручки», «Смешиваем краски», «Поиграй с куклой», «Повтори».
Занятие 3. Развитие внимания, восприятия, мышления, саморегуляции.
Выполнение заданий на развитие познавательных процессов, самоконтроля и саморегуляции. Использование упражнений: «Игры с кубиками», «Башня», « Дай такой же», «Сложи по цвету», «Делаем вместе».
Занятие 4. Развитие восприятия, эмоционального контакта, мышления.
Выполнение заданий на установление социального контакта, эмоционального восприятия и творческого мышления. Выполняются упражнения: «Ладушки», «Найди место для игрушки», «Реагирование на сигнал».
Занятие 5. Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры.
Выполнение заданий на эмоциональное восприятие, зрительное и осязательное восприятие предметов, умение проявлять себя через творчество: «Найди место для игрушки», «Найди такой», «Какой я?».
Занятие 6. Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений.
Развитие и укрепление крупной моторики через творчество, тактильные ощущения. Использование упражнений: «Поводырь», «Покажи части тела», «Лепим тесто».
Занятие 7. Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции.
Развитие и укрепление мелкой моторики, умение саморегуляции и контроля. Использование упражнений: «Игры с крупами», «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии».
Занятие 8. Развитие умения понимать окружающих, себя.
Выполнение заданий на развитие умения понимать окружающих, развитие отзывчивости, желания помочь, оказать помощь. Использование упражнений: «Волшебные пальчики», «Веселые краски», «Прояви эмоцию».
Занятие 9. Развитие моторики, восприятия, выполнение словесных поручений.
Развитие умений понимать команды, выполнять задания, развитие моторики, умение классифицировать предметы. Использование упражнений: «Скатай колбаску», «Большой - маленький», «Ударь по мячу».
Занятие 10. Развитие сенсорного восприятия, крупной моторики, саморегуляции.
Выполнение заданий на восприятие окружающих предметов, выполнение заданий на распределение предметов, развитие сотрудничества и взаимодействия. Использование упражнений: «Разложи по цветам», «Игра в ладушки», «Копирование круга».
Занятие 11. Развитие эмоциональной сферы, зрительно – моторной координации, саморегуляции.
Выполнение заданий на развитие эмоциональной сферы, умение различать эмоции, снятие эмоционального напряжения. Использование упражнений: «Подуем на огонек», «Холодно - горячо», «Дым внизу - вверху».
Занятие 12. Развитие эмоциональной сферы, зрительно – моторной координации, саморегуляции.
Выполнение заданий на закрепление умений различать эмоции, снятие эмоционального напряжения. Выполнение упражнений: «Фонарик», «Темно - светло», «Солнечный зайчик».
Занятие 13. Развитие словесно-логического мышления.
Выполнение заданий на умение узнавать предметы по заданным признакам, выделять существенные признаки. Использование упражнений: «Назови такой же», «Корректурная проба», «Узнай предмет».
Занятие 14. Развитие тактильных ощущений эмоциональной сферы, выполнение словесных поручений.
Выполнение заданий на развитие умения слушать окружающих, выполнять задания через тактильные ощущения. Использование упражнений: «Льдинка», «Тает лед», «Постучим, погремим», «Покажи цвет».
Занятие 15. Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.
Выполнение на развитие коммуникативной сферы, создание эмоционального контакта ребенка и взрослого через совместное творчество. Использование упражнений: «Совместное рисование взрослого и ребенка», «Повтори».
Занятие 16. Развитие восприятия, мелкой моторики.
Выполнение заданий на развитие мелкой моторики, восприятия предметов и умение их охарактеризовать. Использование упражнений: «Бусы», «Сорока», «Подними что упало».
Занятие 17. Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Выполнение заданий на развитие познавательных процессов с использованием мелкой моторики. Использование упражнений: «Шнуровка», «Делаем вместе», «Сравни».
Занятие 18. Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.
Выполнение заданий на снятие напряжения, развитие мелкой моторики. Использование упражнений: «Игры с ватой», «Снег идет», «Снежки», «Сравни».
Занятие 19. Развитие сенсорных ощущений, глазомера, саморегуляции.
Выполнение заданий на ощущения, умения чувствовать себя, понимать смысл действий. Использование упражнений: «Холодно, горячо», «Открывай, закрывай».
Занятие 20. Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы.
Выполнение заданий на восприятие информации, развитие внимания, эмоционального восприятия. Использование упражнений: «Послушай звуки», «Постучи», «Музыканты», «Повтори за мной».
Занятие 21. Развитие внимания, восприятия, мышления.
Выполнение заданий на развитие познавательных процессов. Использование упражнений:
«Принеси предмет», «Построй такой дом», «Разложи».
Занятие 22. Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.
Выполнений задания на совместную деятельность, умение работать в паре. Совместное рисование взрослого и ребенка, на песке и бумаге.
Занятие 23. Развитие внимания, восприятия, мышления
Выполнение заданий на развитие познавательных процессов через творческие задания. Использование упражнений: «Найди такой предмет», «Разложи фигуры последовательно».
Занятие 24. Развитие тактильных ощущений.
Выполнение заданий на развитие умения чувствовать свое тело, контролировать действия. Использование упражнений: «Отрывай куски пластилина», «Баранки», «Чудесный мешочек».
Занятие 25. Развитие координации, глазомера, моторики.
Выполнение заданий на развитие мелкой моторики, умение ориентироваться в пространстве. Использование упражнений: «Пирамидка», «Бусы», «Пройди по дорожке», «Прыжки».
Занятие 26. Развитие внимания, восприятия, мышления.
Выполнение заданий на развитие познавательных процессов через творческие задания. Использование упражнений: «Разноцветные дорожки», «Найди такой же», «Цветное лото».
Занятие 27. Развитие эмоциональной сферы, контакта, тактильных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции.
Выполнение творческого задания на самовыражение, умение творчески проявить себя. Развитие внутреннего мира через эмоциональное восприятие окружающего. Мелкая моторика и тактильные ощущения являются источником развития эмоциональной сферы. Использованное упражнение: «Пластилиновое панно».
Занятие 28. Развитие эмоциональной сферы, крупной и мелкой моторики.
Выполнение задания через творчество, развитие мелкой и крупной моторики при работе с бумагой. Использованные упражнения: «Птицы летят», «Бумажная битва», «Бумажный листопад».
Занятие 29. Развитие зрительно – моторной координации, восприятия, наглядно- действенного мышления.
Выполнение заданий на развитие мышления и координации. Использование упражнений: «Найди такой (по форме), «Возьми, брось», «Собери бусы».
Занятие 30. Развитие эмоционального контакта, крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия.
Выполнение заданий на развитие зрительного и эмоционального восприятия через игровые упражнения. Использованы упражнения: «Режем на куски», «Птицы летят», «Выбери цвет».
Занятие 31. Развитие зрительно – моторной координации, эмоциональной сферы, восприятия.
Выполнение творческого задания из пластилина на развитие моторной координации, зрительной и эмоциональной сферы. Использовано упражнение: «Огород» (из пластилина).
Занятие 32. Развитие тактильных ощущений, моторики, наглядно-действенного мышления.
Выполнение заданий на развитие тактильных ощущений, мышления, мелкой моторики. Использование упражнений: «Поменяй местами», «Раздели на группы», «Найди такой».
Занятие 33. Диагностика эмоциональной сферы, познавательных процессов.
Занятие 34. Итоговое занятие.
Повторение пройденного материала.
Ключевые слова
Восприятие
Коммуникации
Мышление
Саморегуляция
Речь
Эмоции
Литература
Е.А. Янушко «Игры с аутичным ребенком» - Теревинф, 2018г.
Э.Шоплер «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» - Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997г.
И.И.Мамайчук «Помощь психолога детям с аутизмом» - Спб, 2007г.
О.С.Никольская «Аутичный ребенок - пути помощи» - М.: Теревинф,1997г.
Миттельдорф У, Грри Л. Лэндрет «Игровая терапия с детьми, страдающими аутизмом», Москва, 2007г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М. - М.:Просвещение, 2010г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся. Сборник под ред. В.В.Воронковой, М.: Владос, 2011г.