12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5557
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
4

Рабочая программа «Уроки психологического развития», (3 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ

РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

Программа психологического развития направлена обучить школьников 3 класса умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в поня­тиях и произвольного внимания способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подрост­кового возраста, преображает познавательную деятельность и ха­рактер их отношений к другим людям и самим себе.

Психологическая диагностика (входная – ноябрь 2013, повторная – апрель 2014), обоснованная переходом на новые образовательные стандарты обучения, проведена с учащимися на определение динамики в развитии метапредметных и личностных УУД

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И

ЛИЧНОСТНЫХ УУД В ДИНАМИКЕ:

I Исследование познавательных процессов УУД свидетельствуют о

Незначительной положительной динамике познавательных УУД 64% учащихся, которая определилась количеством правильно выполненных предложенных заданий;

- достаточной позитивной динамике7%, выраженная изменением уровня развития логического мышления с низкого на средний

Увеличилось количество детей с достаточным уровнем развития на 14%

28% имеют стабильные результаты - недостаточные способности к выполнению логических операций

На конец учебного года 80% по-прежнему затрудняются отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Исследования познавательных процессов свидетельствуют, что у данной группы детей

- слабо сформированы умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения,

- не выражена способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от кажущегося очевидным, но неверного решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки,

- снижена способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных,

- недостаточно сформирована последовательность рассуждений

Данные итоговой диагностики свидетельствуют о недостаточности развития интеллектуальных умений ребенка, логических операций:

- сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям;

- находить закономерности;

- самостоятельно продолжать их по установленному правилу,

что в целом влияет на результаты учебной деятельности

II Итоговые исследования в развитии регулятивных УУД свидетельствуют , что

50% детей характерна недостаточность устойчивости внимания, его объема и концентрации, плохая переключаемость, что

тормозит

- приобретение знаний и умений,

- развитие речемыслительной деятельности,

- словесно-логической памяти,

- работоспособности,

- развитие самоконтроля, организованности деятельности,

- препятствует конструктивному общению,

и в целом может сказаться на дальнейшее когнитивное развитие и обучение ребенка.

В целом по классу не выявлено динамики в развитии уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности - 79% - показывают недостаточный уровень развития самоконтроля, регулятивных УУД

Необходимо

для предупреждения различных когнитивных и эмоциональных проблем

- повышение показателя произвольного внимания в условиях как без переключения, так и при его переключении,

- возрастание качества деятельности;

для приспособления школьника к качественной умственной деятельности, надо

- научить ребенка правилам самоорганизации внимания,

- саморегуляции: принятие задания полностью, во всех компонентах, сохранение цели до конца, умение работать сосредоточенно, выполнять работу правильно, аккуратно, красиво, примерно в одинаковом темпе с классом, самостоятельно устранять ошибки,

- самоконтроля, волевых качеств, а также

- эффективным приемам организации своей интеллектуальной деятельности

III Исследование личностных УУД в течение года заключалось в определении степени учебной мотивации:

40% учеников имеют высокий (А) уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

у 20% детей хорошая школьная мотивация. Дети достаточно успешно справляются с учебной деятельностью, проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой (А).

20% - проявляют положительное (ВДА) отношение к школе, но школа привлекает этих детей внеучебной деятельностью. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

у 20% - низкая (ДА) школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

0% выражают негативное отношение к школе (школьная дезадаптация - ДА). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Таким образом:

А - Основываясь на результаты итоговой проведенной диагностики, можно сказать, что у 60% детей сформировалось положительное отношение к школе, чувство необходимости в учении. Дети проявляют особый интерес к новому способу получения знаний, учебно-познавательную активность. Наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

ВДА - 40% детей при положительном отношении к школе ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении аспекта активной внеурочной деятельности в сравнении с учебной. Для них приоритетом является общение с одноклассниками и учителями, занятия в кружках, прогулка. При данном уровне учебной мотивации возможно снижение школьной успеваемости

ДА 0%. На конец учебного года отсутствуют дети с выраженной школьной дезадаптацией.

 

Итоговая диагностическая работа с учениками позволила

Определить динамику в развитии метапредметных и личностных УУД, сильные и слабые стороны в развитии психических функций, саморегуляции, учебной мотивации;

Выделить группы детей с недостаточным уровнем развития параметров УУД -

Метапредметных:

- у 80% детей недостаточно развита аналитико-синтетическая деятельность: снижена способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, недостаточно сформирована последовательность рассуждений

- у 53% - снижен уровень произвольного внимания

- у 73% - недостаточный уровень развития регулятивных УУД, самоконтроля;

Личностных:

- у 54% детей недостаточно сформирована «внутренняя» позиция школьника, снижен познавательный мотив, стремление быть успешным

3) Определить процесс, который у детей развит лучше – произвольное внимание - 47% детей,

- слабее – логическое мышление – 20%

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЗАДАЧАорганизация работы с учащимися класса, направленная на повышение уровня развития метапредменых и личностных УУД. Все дети нуждаются в повышении уровня эмоционально-позитивного восприятия школьного режима, учебной мотивации.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей 3 - го класса –

повышение уровня метапредметных УУД детей, испытывающие трудности в развитии:

- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания, возможность вербально-логического запоминания;

- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

- личностной зрелости - принятие социальной позиции - положение школьника, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, формирование позитивного отношения к своему «Я»,

воспитание адаптивных способностей детей,

с помощью развивающих мероприятий.

В СВЯЗИ С АНАЛИЗОМ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СОСТАВЛЕНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СИНЯКОВОЙ ОЛЬГИ ГЕННАДЬЕВНЫ «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА» (3 – 4 КЛАССЫ).

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Цель развивающей работы – создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации интеллектуальной деятельности учащихся 3 класса, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.

Задачи:

сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность, развить основные свойства произвольного внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность; развить основные виды внимания: слуховое и зрительное;

развивать у учащихся когнитивно – личностные параметры, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний,

повышать мотивацию к обучению

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Главным условием проведения занятий является:

создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

развертывание алгоритма (усвоение ребенком различных) способов саморегуляции во всех видах деятельности.

Особенности развивающих занятий:

создание положительной психологической атмосферы;

задания выполняются в игровой форме;

отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.

Основные методы:

тренинговые упражнения

диагностические процедуры

игры

беседы

Курс рассчитан на 34 часа.

Продолжительность  занятия: 30 - 40 мин.

Проведение занятий: во внеурочное время один раз в неделю.

Количество учащихся: 17 учеников

В процессе выполнения  каждого задания идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие произвольного внимания,

задания на развитие памяти,

задания на совершенствование воображения,

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память,

направлены на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Основные принципы распределения материала:

системность – задания располагаются в определенном порядке; 

принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;

увеличение объема материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

смена разных видов деятельности.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации используются различные формы деятельности учеников: фронтальную, коллективную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в группе.

Этапы основной части:

Развитие вербально - понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.

Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).

Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танаграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Курс развивающих занятий нацелен на повышение уровня развития метапредметных УУД (познавательных и личностных) учащихся.

Программа включает в себя диагностические процедуры, беседы, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных психических свойств личности ребенка и разных видов универсальных учебных действий из различных блоков программы.

Предполагаемый положительный результат: у учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

Повышение уровня метапредметных УУД:

Познавательные УУД:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;


 

  • Личностные УУД:

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- работать в группе

Адаптация к учебной нагрузке.

Повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС

РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


 

1. Вводное занятие «Я – ученик 3 класса. Познаю себя». На этом занятии необходимо осознать правила работы, правила взаимодействия друг с другом.

2. Восприятие и ориентация в пространстве. Закреплять правила ориентации в пространстве, закреплять понятия «вперед», «назад», «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дети продолжат упражняться в движении по заданию в определенном направлении, закреплении навыков ориентации в тетради, копирования с доски, из учебника.

3. Мышление. Учащиеся закрепят элементарные знания о правилах сравнения различных предметов, групп предметов, поупражняются в анализе и выделении главных (существенных) свойств предмета. Дети закрепят алгоритм логического вывода.

4. Внимание. Ученики через систему упражнений поупражняются в развитии произвольности внимания. У детей во время выполнения упражнений увеличится объем внимания, улучшаться такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

5. Память. Закрепить в сознании учащихся понимание необходимости развития памяти, развивать визуальную и аудиальную память.

6. Воображение. Упражнять в представлении реальных и абстрактных изображений по их названию и описанию.

7. Речь. Упражнять детей в последовательности и четкости передачи информации. Составление устного и письменного рассказа.

8. Формирование внутреннего плана действий. Дети научатся составлять план действий. Необходимо довести эти действия до автоматизма.

9. Заключительное занятие «Мои достижения в этом году». Самооценка учащихся. Рефлексия.

РАЗДЕЛ III

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


 

п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

 

Вводное занятие «Я - ученик 3 класса»

1

диагностическое обследование

 

Восприятие и ориентация в пространстве

1

ориентация в пространстве;

движение по заданию в определенном направлении;

копирование с доски, учебника;

ориентация в тетради;

произвольность восприятия;

восприятие инструкции;

работа над свойствами восприятия: предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность.

 

Мышление

6

сравнение;

анализ;

логика;

выделение существенного.

 

Внимание

10

произвольность внимания;

работа над свойствами внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение.

 

Память

6

произвольность памяти;

развитие визуальной и аудиальной памяти;

работа над свойствами памяти: запоминание, хранение, точность, объем.

 

Воображение

6

развитие конкретного и абстрактного воображения;

репродуктивность и продуктивность воображения.

 

Речь

2

особенности устной и письменной речи;

работа над свойствами речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

 

Формирование внутреннего плана действий

1

составление плана действия;

алгоритмизация.

 

Заключительное занятие «Мои достижения в этом году»

1

повторная диагностика

 

ИТОГО

34

 

РАЗДЕЛ IV

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 

занятия

РАЗВИВАЕМЫЕ СПОСОБНОСТИ КОЛ-ВО ЧАСОВ


 

ДАТА

I ЧЕТВЕРТЬ

1

Я УЧЕНИК 3 КЛАССА. ПОЗНАЮ СЕБЯ

Вводный урок. Выявление уровня познавательных процессов (первичная диагностика).

Развитие мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка опосредованной памяти.

1

 

2

МЫСЛЮ ЛОГИЧЕСКИ

Развитие мышления.

Установление закономерностей.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

3

ТРЕНИРУЮ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза).

Развитие пространственных представлений.

1

 

4

ПРОВОЖУ АНАЛОГИЮ

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

Тренировка распределения и избирательности внимания.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

5

РАЗВИВАЮ ЛОГИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ

Тренировка вербальной опосредованной памяти.

Развитие вербального, логического мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

6

ОРИЕНТИРУЮСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ

Развитие творческого мышления, операции сравнения.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Пространственные представления.

1

 

7

ПЛАНИРУЮ ДЕЙСТВИЯ

Развитие мышления, мыслительных операций анализа и синтеза

Тренировка опосредованной памяти.

Развитие внутреннего плана действия.

1

 

8

УЧУСЬ БЫТЬ ВНИМАЛЕЛЬНЫМ

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка произвольного внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

 

9

РАБОТАЮ ОСОЗНАНО

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

Развитие внутреннего плана действия.

1

 

II ЧЕТВЕРТЬ

10

УЧУСЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка опосредованной памяти.

Развитие пространственных представлений.

1

 

11

ДЕЙСТВУЮ ПО ПЛАНУ

Развитие вербально - понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

Развитие внутреннего плана действия.

Тренировка слуховой памяти.

1

 

12

КЛАССИФИЦИРУЮ ПОНЯТИЯ

Тренировка опосредованной вербальной памяти.

Развитие вербально - понятийного мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

13

РАССУЖДАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО

Развитие вербально - понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать.

Тренировка распределения и избирательности внимания.

Внутренний план действия.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

14

ВЫЯВЛЯЮ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Развитие мышления (процессов обобщения).

Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

 

15

ОБОБЩАЮ ПОНЯТИЯ

Развитие мышления (процессы обобщения).

Способность мыслить последовательно, рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие внутреннего плана действия.

1

 

16

РАЗВИВАЮ МЫШЛЕНИЕ

Развитие понятийного мышления.

Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

 

17

ОПРЕДЕЛЯЮ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «РОД-ВИД»

Определение отношений между понятиями «род-вид».

Тренировка опосредованной памяти.

Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

III ЧЕТВЕРТЬ

18

ДЕЙСТВУЮ ПО ПРАВИЛАМ

Определение отношений между понятиями «род-вид».

Формирование способности рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

19

РАЗВИВАЮ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Развитие вербально - понятийного (обобщения) мышления.

Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

20

ОПРЕДЕЛЯЮ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ»

Определение отношений между понятиями «целое-часть».

Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

Способность самостоятельно мыслить, рассуждать.

1

 

21

ТРЕНИРУЮ СМЫСЛОВУЮ ПАМЯТЬ

Определение отношений между понятиями «целое-часть».

Тренировка опосредованной памяти, внимания.

Установление закономерностей.

Развитие пространственных представлений.

1

 

22

ДЕЙСТВУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Развитие вербально - понятийного мышления (рядоположенность).

Способности самостоятельно мыслить, рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

23

ТРЕНИРУЮ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие вербально - понятийного мышления (рядоположенность).

Тренировка зрительной памяти, внимания.

Установление закономерностей.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

24

ВЫЯВЛЯЮ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Выявление отношений противоположностей.

Развитие внутреннего плана действия.

Тренировка внимания.

1

 

25

СРАВНИВАЮ ПОНЯТИЯ

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Выявление отношений противоположностей, сравнения.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания.

1

 

26

ВЫДЕЛЯЮ ГЛАВНОЕ

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Развитие речи (омонимы).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение рассуждать, выделять главное.

Развитие пространственных представлений, произвольной сферы.

1

 

27

ВЫЯВЛЯЮ ОТНОШЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей.

Тренировка опосредованной памяти

1

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

28

ТРЕНИРУЮ СЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ

Тренировка слуховой памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей).

Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза.

1

 

29

РАБОТАЮ ВНИМАТЕЛЬНО

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

Способность рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

 

30

ПЛАНИРУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное).

Развитие внутреннего плана действий.

1

 

31

ОРГАНИЗУЮ ПОВЕДЕНИЕ

Тренировка логической памяти. Развитие произвольности.

Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства), мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

32

ДЕЙСТВУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО

Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза).

Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

 

33

УЧУСЬ СОТРУДНИЧАТЬ

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения).

Тренировка распределения и избирательности внимания.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

 

34

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ ГОДУ

Итоговое занятие. Выявление уровня развития познавательных процессов (повторная диагностика).

1

 

РАЗДЕЛ V

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008

Глазунов Д.А. Развивающие занятия,3 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009

Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003

Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.

Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003

Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998

Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.

Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.