12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шиляева Елена Геннадьевна4996
«Жить – это не значит дышать, это значит действовать». Жан-Жак Руссо
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк

Урок – зеркало общей и педагоги-ческой культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показа- тель кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Помните ли Вы какой-нибудь урок из Ваших школьных лет? Если стали учителем, наверное, помните. Такой урок сохранился в памяти и у меня.

Как-то на уроке русского языка мы писали изложение по тексту о матери и сыне, которые стали курганами. Содержание текста постепенно забылось, а впечатление от текста осталось.

Современные дети скажут: «Какие проблемы! В Интернете можно найти всё». Но тогда не было ни Интернета, ни сотовых телефонов.

Вновь с этим текстом я встретилась во время учёбы в пединституте, когда на педагогике мы читали «Письма к сыну» В.А. Сухомлинского. Вот он, этот фрагмент из 26 письма.

«Есть старинная… легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.

Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Такова легенда, созданная народной мудростью». [2, с. 96 – 97]

Ещё будучи студенткой, я решила, что своим ученикам также предложу написать изложение по этому текст, и вот уже на протяжении 25 лет в восьмом классе, накануне Дня матери, провожу уроки развития речи «Испытание на человечность».

Эпиграфом к урокам являются слова М. Горького из цикла «Сказки об Италии»: «Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери…» [1, с. 46]

Предтекстовая деятельность состоит из следующих заданий:

  • подберите эпитеты к слову «мама» (родная, любимая, добрая, нежная, красивая, весёлая, заботливая, понимающая, бескорыстная и т.д.);
  • вспомните произведения разных видов искусства, в которых раскрывается образ матери (это проверка домашнего задания и оформление его в виде кластера на доске, см. рис. 1);
  • исходя из темы урока и эпиграфа, предположите, о чём будет текст.
j1682791985.jpg
Рис. 1. Образ матери в искусстве

Затем обучающиеся слушают текст, по которому нужно будет написать сжатое изложение, и объясняют значение слов: легенда, сноха, свекровь, сени, сарай, рассвирепеть, курган.

Во время второго чтения текста выделяются смысловые части и составляется план.

Примерный план текста «Испытание на человечность»

  1. Женитьба единственного сына.
  2. Требования снохи.
  3. Бессердечие сына.
  4. Голос матери.
  5. Чудо материнской любви.

Обучающимся также предлагается обратить внимание на эпитеты, которые использует автор при создании образов легенды, и глаголы, описывающие их действия:

  • сын (единственный, поселил, запретил, не дрогнул, убил, зарыдал, понял);
  • невестка (изумительная, невиданная красота; сердце чёрное, недоброе; невзлюбила, рассвирепела);
  • мать (боялась, пряталась);
  • сердце матери (горячее, трепещет, окровавилось, встрепенулось, прошептало, ожило).

После работы над отдельными орфограммами и пунктограммами текст читается третий раз. Обучающиеся пишут сжатое изложение объёмом 100 – 150 слов и завершают его ответом на вопрос: «Как Вы понимаете название текста «Испытание на человечность»?

Какие бы изменения ни происходили в российской системе образования, как бы ни менялись требования к уроку и результатам освоения учебного предмета, легенда о двух курганах из «Писем к сыну» В.А. Сухомлинского будет актуальной всегда, потому что она рассчитана прежде всего на воспитание.

Такова вообще книга «Письма к сыну», в которой происходит серьёзный разговор о нравственных ценностях: убеждения, призвание, самовоспитание, патриотизм, любовь и др. Беседуя с читателем, В.А. Сухомлинский приводит примеры, из которых читатель способен самостоятельно сделать правильный вывод. И хотя в книге немало слов советской эпохи, но и сейчас, а может быть, именно сейчас, в XXI веке, стоит вспомнить слова педагога-мыслителя: «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Всё это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека – вот что главное… Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека». [2, с. 36 – 37]


Список использованных источников

  1. Горький М. Полное собрание сочинений: Художественные произведения в 25 томах. – М.: Наука, 1971. – Т. 12.
  2. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987.


Шиляева Е.Г. Уроки В.А. СухомлинскогоPDF / 810.76 Кб

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 30.04.23 в 15:35 1Ответить Пожаловаться
спасибо,Елена Геннадьевна! когда-то в институте мы изучали эту книгу Сухомлинского.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.