Методическая разработка «Уроки В.А. Сухомлинского»
Урок – зеркало общей и педагоги-ческой культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показа- тель кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Помните ли Вы какой-нибудь урок из Ваших школьных лет? Если стали учителем, наверное, помните. Такой урок сохранился в памяти и у меня.
Как-то на уроке русского языка мы писали изложение по тексту о матери и сыне, которые стали курганами. Содержание текста постепенно забылось, а впечатление от текста осталось.
Современные дети скажут: «Какие проблемы! В Интернете можно найти всё». Но тогда не было ни Интернета, ни сотовых телефонов.
Вновь с этим текстом я встретилась во время учёбы в пединституте, когда на педагогике мы читали «Письма к сыну» В.А. Сухомлинского. Вот он, этот фрагмент из 26 письма.
«Есть старинная… легенда.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
Такова легенда, созданная народной мудростью». [2, с. 96 – 97]
Ещё будучи студенткой, я решила, что своим ученикам также предложу написать изложение по этому текст, и вот уже на протяжении 25 лет в восьмом классе, накануне Дня матери, провожу уроки развития речи «Испытание на человечность».
Эпиграфом к урокам являются слова М. Горького из цикла «Сказки об Италии»: «Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери…» [1, с. 46]
Предтекстовая деятельность состоит из следующих заданий:
- подберите эпитеты к слову «мама» (родная, любимая, добрая, нежная, красивая, весёлая, заботливая, понимающая, бескорыстная и т.д.);
- вспомните произведения разных видов искусства, в которых раскрывается образ матери (это проверка домашнего задания и оформление его в виде кластера на доске, см. рис. 1);
- исходя из темы урока и эпиграфа, предположите, о чём будет текст.
Затем обучающиеся слушают текст, по которому нужно будет написать сжатое изложение, и объясняют значение слов: легенда, сноха, свекровь, сени, сарай, рассвирепеть, курган.
Во время второго чтения текста выделяются смысловые части и составляется план.
Примерный план текста «Испытание на человечность»
- Женитьба единственного сына.
- Требования снохи.
- Бессердечие сына.
- Голос матери.
- Чудо материнской любви.
Обучающимся также предлагается обратить внимание на эпитеты, которые использует автор при создании образов легенды, и глаголы, описывающие их действия:
- сын (единственный, поселил, запретил, не дрогнул, убил, зарыдал, понял);
- невестка (изумительная, невиданная красота; сердце чёрное, недоброе; невзлюбила, рассвирепела);
- мать (боялась, пряталась);
- сердце матери (горячее, трепещет, окровавилось, встрепенулось, прошептало, ожило).
После работы над отдельными орфограммами и пунктограммами текст читается третий раз. Обучающиеся пишут сжатое изложение объёмом 100 – 150 слов и завершают его ответом на вопрос: «Как Вы понимаете название текста «Испытание на человечность»?
Какие бы изменения ни происходили в российской системе образования, как бы ни менялись требования к уроку и результатам освоения учебного предмета, легенда о двух курганах из «Писем к сыну» В.А. Сухомлинского будет актуальной всегда, потому что она рассчитана прежде всего на воспитание.
Такова вообще книга «Письма к сыну», в которой происходит серьёзный разговор о нравственных ценностях: убеждения, призвание, самовоспитание, патриотизм, любовь и др. Беседуя с читателем, В.А. Сухомлинский приводит примеры, из которых читатель способен самостоятельно сделать правильный вывод. И хотя в книге немало слов советской эпохи, но и сейчас, а может быть, именно сейчас, в XXI веке, стоит вспомнить слова педагога-мыслителя: «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Всё это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека – вот что главное… Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека». [2, с. 36 – 37]
Список использованных источников
- Горький М. Полное собрание сочинений: Художественные произведения в 25 томах. – М.: Наука, 1971. – Т. 12.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987.
Селиванова Галина Геннадьевна