12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Леонидовна Поварницына160

Поварницына Елена Леонидовна,

учитель МАОУ СОШ №2 им. В.Н.Татищева г.Перми

Урок-игра «Путешествие по Пермскому краю»

Возрастная категория обучающихся: 8-9 лет.

Цель: Расширение знаний обучающихся о Пермском крае.

Задачи:

1.Совершествовать умение практически применять знание алфавита.

2.Развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух.

3. Развивать умение искать информацию в тексте.

4. Формировать способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата.

Планируемые результаты.

Личностные:

формирование целостного взгляда на мир;

формирование чувства гордости за свой край;

формирование умения сотрудничать со сверстниками.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Предметные.

Обучающийся научится:

находить в тексте информацию;

определять существенные признаки понятий;

использовать знание алфавита для практических заданий;

использовать в речи природоведческую и краеведческую терминологию.

Оборудование: карта Пермского края, портрет Родерика Мурчисона, разрезные картинки для деления на группы: фото Пермской художественной галереи, пермский ящер эстемменозух, арт-объект «Счастье не за горами», фото театра оперы и балета, памятник «Пермяк – солёные уши», памятник «Легенда о пермском медведе»; ламинированные карточки со словами, листы с видами игр, стикеры для голосования.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Введение-разминка

Отправляемся в путешествие по Пермскому краю.

На чём можно отправиться?

Выполняем разминку «Капитан»

Кинезиологическая разминка «Капитан». Одну ладонь приставить ко лбу, как будто смотришь вдаль, большой палец прижат к ладони, другая рука вытянута вперёд, большой палец вверх – отлично.

Деление на группы

Учитель предлагает каждому ученику по очереди подойти к столу и взять кусок открытки.

Что изображено на рисунке?

Как это связано с нашим краем?

Ученики подходят к столу и берут кусок разрезанной открытки, ищут учеников с подобными кусочками, составляют картинку, так образуется группа из 4-5 человек.

Речевой турнир

Путешественнику нужно знать обычаи той местности, куда он отправляется, и несколько слов местных народов.

Какие народы живут в Пермском крае?

Я придумала несколько скороговорок. Потренируйтесь произносить их всей группой.


Отвечают на вопросы учителя.

Каждая группа получает листок со скороговоркой.

1) В Кудымкаре Муртымка, в Красновишерске Курыксарка.

2) В Верещагино Роман-Шор, в Чердыни Тимшор.

3) В Краснокамске Перемка, в Карагае Нердва.

4) На Вишере Кваркуш, Кваркушонки и Вогульский камень.

5) В Красновишерске Ойкачахль и Сампалчахль.

Подготовившись, ученики всей группой произносят скороговорку.

4. Работа с книгой «Пермский край. Самое-самое»

А теперь путешествуем во времени.

Отгадайте загадку:

Поле синее,
Овцы белые.
На поле пасутся,
К берегу несутся.

Почему я дала загадку о море?

О каком море прочитали дома?

Чем это море отличается от других морей?

Отгадайте другую загадку.

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает.

Сейчас прочитаете страницу и скажете, почему я дала загадку о книге. С.10.

Кто помнит задание?

Найдите в тексте, чем занимаются геологи.

Найдите в тексте, чем занимаются палеонтологи.

Высказывают свои варианты, объясняют, почему дана такая загадка. Рассказывают, что прочитали дома о Пермском море.












Читают текст на странице, отвечают на вопросы учителя.

Ищут ответы в тексте.

Игра «Да – нет»

Отвечайте быстро да или нет.

Пермское море было тёплым.

200 лет назад Пермское море изображали на картах.

Родерик Мурчисон был шотландцем.

Мурчисон побывал в Перми.

Мурчисон купался в Пермском море.

Палеонтологи изучают вымерших обитателей планеты.

Расскажите друг другу, какое утверждение вызывало у вас смех и почему.

Отвечают на вопросы учителя, сопровождая слова движениями.

Да – вытягивают руку вперёд, подняв вверх большой палец, нет – мотают головой, руки, перекрестив, кладут на плечи.






Работают в группе: объясняют, какое утверждение показалось смешным.

Игра «Встань по алфавиту»

Учитель раздаёт карточки со словами. Слова на карточках – собственные и нарицательные имена существительные – связаны с Пермским краем.

Прочитайте слова и определите, есть ли у них что-то общее.

Какое задание, связанное сдвижением можно выполнить с карточками?

Ученики выходят к доске по две группы и становятся по алфавиту.

1.Егошиха, Чусовая, Мулянка, Данилиха.

2.Уголь, нефть, алмазы, медь.

3.Чердынь, Мотовилиха, Соликамск, Кунгур.

4.Басеги, Кама, Вишера, Чусовая;

5.Беркут, скопа, сапсан, стерлядь.

6.Татищев, Славянов, Мурчисон, Попов.

Игра «Четвёртый лишний»

Найдите среди понятий четвёртое лишнее.

Ученики группами выходят к доске, один ученик поднимает вверх карточку с лишним понятием, остальные группы угадывают признак выделения лишнего понятия.

8. Рефлексия

Учитель открывает на доске листы с названиями игр.

Путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, какие игры были на уроке. Читайте хором.

Закройте глаза, подумайте, какая игра вам понравилась больше всего, на тот лист прикрепите стикер.

Посмотрите, где нет стикеров, подумайте, почему ученики не выбрали «Скороговорки».

Ученики хором читают названия игр.

Выбирают ту игру, которая понравилась.

По очереди подходят к доске и прикрепляют стикер.

Ученики объясняют свой выбор.

Литература:

Гашева К.Б. Пермский край. Самое-самое. – Пермь: ИЦ «Титул», 2018. – 168 с.

Оценка образовательной значимости игр по итогам апробации

Данный урок был проведён 20 сентября 2019 года. Обучающиеся были активны на всех этапах урока. Задания вызвали интерес и эмоциональный отклик детей.

Рефлексия показала, что ученики не выбрали игру «Скороговорки», объяснив это тем, что слова были непонятны и трудны для произношения. Больше всего голосов получили игры «Да – нет» и «Четвёртый – лишний». Много времени ушло на построение по алфавиту, т.к. встретилось несколько понятий на одну букву. Это вызывало заминку у второклассников.

Подобные игры можно проводить с обучающимися любого возраста независимо от места проживания, как на уроках краеведения, так и на уроках окружающего мира, наполняя их нужным содержанием. Так, для учеников 4-9 классов можно предложить в игре «Четвёртый – лишний» найти несколько вариантов выделения лишнего понятия.

Данные игры представляют ценность для развития сферы познания, общения, волевых качеств обучающихся.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 06.10.19 в 19:21 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный краеведческий урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.