12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новоселова Юлия Михайловна1251
Преподаю 25 год. Стараюсь на учебных занятиях и внеурочной деятельности применять различные новые технологии и делюсь опытом со своими коллегами. Люблю активный отдых, люблю готовить
Россия, Кировская обл., Нолинск

КОГПОБУ «НТМСХ», г.Нолинск, Кировской области

Новоселова Ю. М., преподаватель физики

Пояснительная записка

В ряде случаев для организации повторительно-обобщающих уроков использую нестандартные методические приемы, чтобы сделать урок физики познавательным и занимательным, повысить интерес к изучению физики и увеличить кругозор студентов, привлечь их к творчеству и поиску дополнительных знаний. Метапредметные связи содействуют формированию у студентов цельного представления о явлениях природы, окружающих нас различных процессах, помогают использовать свои знания при изучении различных предметов.

Считаю, что уроки с использованием нестандартных методических приемов имеют ряд достоинств: устойчивое внимание студентов на протяжении всего урока, многократное повторение некоторых общих положений, разбор большого числа заданий, высокий КПД урока.

Для проведения урока-конкурса учебная группа делится на микрогруппы. На обсуждение задания конкурса дается одна минута. Оценивается четкость и точность ответа.

Технологическая карта урока-конкурса «В мире света»

1 курс

Дисциплина: физика.

Дидактическая цель урока: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и способами действий, опытом творческой деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Планируемые результаты.

Предметные: знать основные понятия и законы оптики, уметь применять их в нестандартных ситуациях, точно и грамотно выражать свои мысли с физической терминологией.

Метапредметные:

познавательные – умение применять имеющиеся знания по теме в нестандартных ситуациях, для объяснения природных явлений и процессов;

регулятивные – определение промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умение работать в группах; устно и письменно строить своё высказывание

Личностные: расширение кругозора посредством урока, положительная мотивация к учебной дисциплине

Цели:

образовательная – обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания студентов по теме, показать практическое применение знаний по физике в повседневной жизни;

развивающая – продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; развитие мышления студентов при постановке проблемных ситуаций в ходе проведения фактических и мысленных экспериментов;

воспитательная – воспитание коллективного способа работы, культуры общения.

Формы организации познавательной деятельности: групповая

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Средства обучения: карточки заданий «физическое домино», кроссворд, промасляная бумага, мыльные пузыри, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивный курс «Открытая физика 2.6»

Формы организации познавательной деятельности:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникат.

1 этап

Организационный

Приветствует, проверяет готовность к уроку

Готовятся к работе на уроке

   

Прогнозировать виды своей деятельности

 

Потребность в самовыражении самореализации (попытка стать лидером)

2 этап

Актуализация знаний

Предлагает разгадать венгерский кроссворд

(приложение 1).

Разгадывают кроссворд, выписывают ответы

Когерентность, спектр, луч,

отражение, преломление,

дифракция, интерференция, поляризация, дисперсия

Ставить учебную цель: найти нужные слова в кроссворде

Искать необходимую информацию

Слушать и вступать в диалог во фронтальной беседе

3 этап

Целеполагание, мотивация

Предлагает сформулировать цели занятия, читает стихотворение.

(приложение 2). Объясняет алгоритм, особенности проведения урока. Поясняет, что результат достижения целей важно обсудить в конце занятия.

Вместе с преподавателем определяют цели занятия.

Свет, оптика

 

Прогнозировать результаты своей работы

Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию

Мотивация и интерес к учению

4 этап

Систематизация и обобщение

Организует работу в группах, помогает сделать вывод

(приложение 3);

Используя интерактивный курс «Открытая физика 2.6», с помощью мультимедийного проектора демонстрирует электронные модели рассматриваемых явлений

Составляют термины, понятия

Закон отражения света, закон преломления света, абсолютный показатель преломления среды, дисперсия, когерентность, условие максимума интерференции, дифракция, поляризованная волна, интерференция, спектральный анализ, полосатый спектр

Формулировать основные понятия, определения

Искать необходимую информацию; контролировать и оценивать результат работы

Планировать учебное сотрудничество в микро группе, участвовать в коллективном обсуждении,

Осознание причин успеха и неуспеха

5 этап

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Организует работу студентов в микрогруппах по выполнению заданий конкурса, создает эмоциональный настрой (приложение 4, приложение 5)

Выбирают вопросы из различных категорий, обсуждают и дают ответы

 

Видеть взаимосвязь физики с географией, биологией,

литературой, окружающими явлениями, умение осознанно строить высказывания, выдвигать гипотезы и их обосновывать, строить логические цепи рассуждений

Контролировать и оценивать результат работы

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Определение уровня успешности

6 этап

Проверка уровня обученности

Анализ и оценка достижения цели.

Оценивают свою работу на уроке

   

Рефлексировать способы и условия действий

 

Самооценка своей деятельности

7 этап

Информация о домашнем задании

Информирует о домашнем задании

Записывают домашнее

   

Извлекать необходимую информацию для ДЗ

   

8 этап Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги конкурса

Анализируют свою работу

     

Слушать и вступать в диалог

Оценка своих возможностей достижения цели

Источники информации:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11 класс, Учеб. для общеобразоват.учреждений.-20-е изд , c приложением на электронном носителе, базовый и профильный уровни, М, Просвещение 2011, 366c.

Рымкевич А.П. Физика. задачник.10-11 кл пособие для общеобразоват. учреждений 10-е изд., стереот. М, Дрофа 2006, 188c.

Семке А. И. Нестандартные задачи по физике. для классов естественно-научного профиля – Ярославль: Академия развития, 2007. – 265 с.

Открытая физика 2.6. Сетевая версия (2части)

http://physics03.narod.ru

Приложение 1

Кроссворд

И

Н

О

Н

Ц

Ж

Е

Т

Р

П

Е

Т

Р

Е

И

А

Н

К

Е

П

Р

Ф

Е

Т

Я

Р

И

Ь

И

С

К

Ц

У

Ч

О

Т

Е

Т

С

О

А

И

Л

Я

П

Р

Е

Н

Т

Н

Р

Я

Ц

И

М

О

Л

Е

Р

Е

Ф

П

А

З

Л

Е

Н

К

О

Г

И

О

К

И

Д

Е

И

А

Я

И

Д

Л

Я

Р

И

С

П

Е

Р

С

Найдите в кроссворде:

основные понятия, изучаемые в теме (3 слова),

волновые свойства света (2 слова),

явления, присущие волновым процессам (4 слова).

Из оставшихся букв составьте ключевое слово.

Приложение 2

Баллада о свете

 

В жилище наше свет проник.

Как он родился и возник?

В его природе есть секрет,

И велся спор немало лет.

Представим свет волной бегущей

И в нашей жизни вездесущей.

Препятствия он огибает,

Френель нам это подтверждает.

Интерференцию мы с детства наблюдаем

И мыльным пузырем любуемся, играем.

Сие явление хоть сложно,

Но изучить его возможно.

Распространился свет волной,

За цугом цуг шел чередой.

А далее он поглотился

И как поток частиц явился.

Сия частица есть фотон,

Рожден при излученье он.

Несет энергию с собой,

Вся жизнь – в движенье, чужд покой.

О свет ! Ты чудо из чудес

И вызываешь интерес.

Еще не раз умы людей

Займешь теорией своей.

Приложение 3

«Физическое домино»

 

Падающий луч, луч отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости;

угол отражения равен углу падения

Падающий луч, луч преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости;

отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред

Абсолютный показатель преломления показывает

во сколько раз скорость распространения света в вакууме больше, чем в другой.

Дисперсией называется зависимость

показателя преломления света от частоты колебания

Необходимым условием интерференции волн является их когерентность,

т.е. равенство их частот и постоянная во времени разность фаз

Максимальное усиление результирующего колебания наступает,

 

если разность хода слагаемых волн равна целому числу длин волн

Дифракцией света называется явление огибания волнами препятствий,

размеры которых меньше или соизмеримо с длиной волны

Если в поперечной волне колебания совершаются только в одном определенном направлении,

то волну называют поляризованной

Интерференцией

называют сложение волн в пространстве, вследствие которого

наблюдается устойчивая во времени картина усиления или ослабления результирующих колебаний

Метод исследования, позволяющий по спектру судить

о химическом составе вещества,

называют спектральным анализом

Если источником излучения служат молекулы вещества,

то наблюдается полосатый спектр

 

Приложение 4

В мире света

ПОЧЕМУ?

Почему глубина реки, определяемая «на глаз», оказывается значительно меньше ее истинной глубины?

Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы, расположенные по другую сторону костра колеблющимися?

После удара камнем по прозрачному льду возникают трещины, переливающиеся всеми цветами радуги. Почему?

ВОКРУГ ЗЕМЛИ

На северо-западе США, в сердце Великих Равнин, недалеко от поросшего соснами невысокого хребта Блек-Хиллс, находится удивительная гора, названная Девилс-Тауэр, то есть Башня Дьявола: молнии ударяют в ее плоскую вершину, поскольку на обширной равнине в предгорье Скалистых гор Башня Дьявола – единственный такого рода объект. К какому виду источников света относится молния?

Особой красотой отличаются бабочки Мадагаскара. Голиафу – самую крупную из них – нетрудно принять за птицу. Это коричневая бабочка с розовым брюшком. Удивительно живописна Урания, справедливо считающаяся самой красивой бабочкой в мире. Ее крылья переливаются, кажется, всеми возможными красками. Можно ли считать, что переливы на крыльях бабочки – это следствие отражения света?

Самым красивым водопадом в Исландии считается Гюдльфосс («Золотой водопад») на реке Хвитау, недалеко от Большого Гейзера. Двумя ступенями высотой 20 и 36 метров падает тут река в узкое ущелье глубиной 70 метров и мчится по нему пять километров до выхода на равнину. Живописность водяных струй особенно выигрывает из-за контраста цветов молочно-белого потока и иссиня-черных базальтовых скал, на которые шумно обрушивается Гюдльфосс. Объясните образование белого и черного цветов у водопада Гюдльфосс.

ЭВРИКА

На тетради написано красным карандашом «отлично» и зеленым – «хорошо». Имеются два стекла зеленое и красное. Через какое стекло надо смотреть, чтобы увидеть слово «отлично».

Почему цвет одного и того же места поверхности мыльного пузыря непрерывно изменяется?

Если на лист белой бумаги попадает растительное масло, то бумага становится прозрачной. Объясните это явление.

РАДУГА

Почему одуванчики желтые, а трава зеленая?

Объясните голубой цвет неба и красный цвет зари.

Самым сложным и непреодолимым препятствием в Арктике считается открытая вода – разводье и полыньи. Узнать о них можно заранее по цвету неба, в котором, словно в гигантском зеркале отражается поверхность океана. Каков цвет неба в этом месте (по отношению ко всему небесному своду)?

ИНТЕРЕСНО?...

В каких случаях свет, переходя из одной прозрачной среды в другую, не преломляется?

Если сквозь ресницы смотреть на свет уличного фонаря, вокруг него появляется радужный свет. Чем это объясняется?

Пучок света входит в коробку через отверстие в боковой стенке и выходит через отверстие в противоположной стенке. Увидите ли вы световой пучок, заглянув в коробку через отверстие в передней стенке, если воздух в коробке чист? Ответ объясните.

Приложение 5

Сказки и физика

Из древнегреческой легенды о Персее

«Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч»

Что такое тень и благодаря какому физическому явлению она образуется? Нарисуйте ход лучей.

Из итальянской сказки «Тело-без-души»

«Джуанин попрощался с матерью и отправился в путь. Долго он шел и, наконец, добрася до одного города. У короля в этом городе был конь по имени Ронделло. Никто не мог его обуздать. Каждому удавалось проехать несколько шагов: конь сбрасывал на землю. Джуанин заметил, что он пугался своей тени, и вызвался объездить Ронделло. Около конюшни он стал гладить коня, ласково называл по имени и вдруг неожиданно вскочил в седло и вывел Ронделло на улицу, стараясь ехать…»

Как по отношению к Солнцу ехал Джуанин, чтобы Ронделло не видел собственной тени и не пугался?

Из алтайской сказки «Семеро братьев»

«Семь пеших братьев за семь шагов семь вёрст позади оставляют. За семь дней семь братьев на семь переходов обогнали Дельбегена (быка).

Дельбеген от злости совсем коричневый стал:

- У-у-у! Этих братьев я догоню – у-у-у! Этих братьев я проглочу-у-у!

И вот братья уже слышат тяжелый бег быка, уже видят впереди себя на дороге тень бычьих рогов».

Можно ли «видеть впереди себя» тень рогов догонявшего быка? Что можно сказать по этому эпизоду о высоте Солнца над горизонтом?

Из итальянской сказки «Человек, который искал бессмертие»

«И тут Грантэста увидел что-то, то показалось ему страшнее бури. К долине приближалось чудовище, летевшее быстрее, чем луч света. У него были кожистые крылья, бородавчатый мягкий живот и огромная пасть с торчащими зубами».

Что неверно с точки зрения физики в этом отрывке?

Из чукотской сказки «Морская радуга»

«Вот однажды поздним вечером вышел он от старшего брата и побрел вдоль скалистого берега. Видит: в море, там, где малая волна начинается, играет радуга. Полюбовался он радугой и пошел дальше. Остановился у своей яранги и снова увидел радугу. Любопытно ему стало, пошел туда. Ступил на то место, где радуга начинается, и увидел женщину, которая огонь в воде разжигает. Очень красивая женщина, все пальцы в перстнях»

Можно ли увидеть радугу, находясь у одного ее конца?


ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОК-КОНКУРС В МИРЕ СВЕТА
PPTX / 4.79 Мб

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОК-КОНКУРС В МИРЕ СВЕТА
PPTX / 4.79 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Шубина Ольга Владимировна, 10.12.18 в 21:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.