Урок-лабораторная работа по литературе. Тема. О.ГЕНРИ. " Дары волхвов" Поэзия и проза жизни.
7 класс
Литература
Лабораторная работа № 1
Тема. О. Генри «Дары волхвов». Проза и поэзия жизни.
Цели и задачи:
знакомство с содержанием рассказа американского писателя О. Генри «Дары волхвов»; совершенствование навыков анализа художественного текста через наблюдение над поэтикой;
обучение составлению характеристики героев, умению давать им собственную оценку;
установление причинно-следственной связи между поступком и причиной поведения героев;
раскрытие важности духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья.
Оборудование : текст рассказа, Толковый словарь.
Ход работы
I. Формирование групп-лабораторий.
Условие: в каждой группе должны быть учащиеся-представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, назначает спикера, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания.
II. Опыт № 1. Вспомним изученное.
Рассказ- художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого обьема.
Композиция — построение художественного произведения.
Волхвы - колдуны, чародеи у древних славян, мудрецы, прорицатели – в «Песни о вещем Олеге», библейские волхвы
Рождество - праздник, к которому готовят дорогие подарки.
Проза - нестихотворная речь.
Проза жизни - то, что является необходимым и обычным в жизни; повседневность, обыденность.
Поэзия - словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Поэзия жизни – это возвышенное состояние, проявляющееся в чувствах и душевных качествах человека, в его способности видеть красоту мира. Она идет в противовес, так называемой, прозе жизни, то есть, обыденности и приземленности.
Подарок - это вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие.
III . Опыт № 2. Аналитическая работа.
Задание № 1. Оперируя изученными сведениями и собственным опытом, определите прозу и поэзию в жизни молодых людей:
В центре произведения - …................................................................................................................
Описание жилища семьи -
С какой целью автор дает описание квартиры?
Каковы чувства главной героини?
Задание № 2. Заполните лакуны таблицы:
ПРОЗА ЖИЗНИ | ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ |
Проверь себя
ПРОЗА ЖИЗНИ | ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ |
Квартира и ее обстановка | Рождество, волхвы |
Опыт № 3. Найди ответ
IV. Чего больше в жизни молодых людей: прозы или поэзии? Ответы аргументируйте. Зачем же автор рассказа сталкивает прозу и поэзию жизни?
Опыт № 4. Исследовательская работа. Составьте характеристику главных героев.
Характеристика героев :
Делла - …..........................................................................................................................................................
Джим –………………………………………………………………………………………………..
Счастье для героев – это ………………………………………………………………………………..
Опыт № 5.Творческая работа.
Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве темы одно из высказываний выдающихся людей:
«Любовь – значит жить жизнью того, кого любишь» (Л.Н.Толстой)
«Верная любовь помогает переносить все тяжести» (Ф. Шиллер)
«Любить глубоко - это значит забыть о себе» (Ж.Ж.Руссо)
«Любить глубоко - это значит забыть о себе» (Ж.Ж.Руссо)
Какое из высказываний на ваш взгляд, подходит больше всего нашим героям?
Выводы (доклад спикера на основе проведенного опыта)
Дорогой друг!
Помни: от того, какие дела ты будешь совершать, зависит не только твоя жизнь, но и жизнь окружающих.
Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, любви. Жизнь-это море из благих деяний. Бери корабль и по морям плыви!
Список использованных источников
1. О.Генри. Короли и капуста.- М. : Художественная литература, 1983. – с.141
2. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч.Ч.1. - М.: Просвещение,2016, - 358 с.