Урок литературы в 5 классе. Кейс «Выживание героя в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

14
2
Материал опубликован 15 October в группе

Урок литературы Кейс «Выживание героя в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Автор Дмитриенко В.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия

Ход урока Вступительное слово учителя. Распределение групп. Работа с заданиями. Творческая работа. Защита проектов.

Тринадцатилетний Васютка Шадрин – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге. Подросток был уверен, что сейчас он «посоображает» и найдет дорогу домой. Но плутать ему пришлось 5 дней. Тринадцатилетний Васютка Шадрин – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге. Подросток был уверен, что сейчас он «посоображает» и найдет дорогу домой. Но плутать ему пришлось 5 дней. Ребята! Вам предстоит пройти по страницам рассказа "Васюткино озеро", познакомиться со способами выживания героя, освоить новые и проверить, хватит ли ваших знаний для прогулки по лесу.

Васютка живёт в семье охотника. И отец, и дедушка не раз брали его с собой. Мальчик, наблюдая за старшими, всё запоминал. Знал он и старинный порядок: «Идёшь в лес - бери еду, бери спички».

Композиционный план рассказа «Васюткино озеро» Экспозиция. Рассуждение об озерах и их названиях. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. Страх и отчаяние Васютки. Решительные действия по своему спасению. Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. Васютка дома. Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Группы: – «Ориентировщики». – «Костровые». – «Повара». – «Знатоки природы».

Папки с материалами для работы в группах

Форма работы Прочитать фрагмент рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». 2) Прочитать фрагмент из книги Ильина А. А. Школа выживания в природных условиях. 3) Ответить на вопросы и выполнить задания.

1 группа «Ориентировщики» Умение ориентироваться среди незнакомых мест является важным качеством современного грамотного туриста. Означает это - не заблудиться в незнакомом месте, - вовремя установить свое местонахождение по сторонам горизонта и географическим объектам, узнать направление дальнейшего движения. Хорошо, когда в поход идет опытный инструктор с компасом. Но так бывает не всегда. Поэтому необходимо знать способы ориентирования и выживания в лесу.

Вопросы и задание для ориентировщиков 1. Что такое затеси? 2. Какие синонимы есть у слова затеси? Почему Васютка рукой проверял найденные на деревьях затеси? 4. О чем пожалел Васютка, когда искал затеси? 5. Почему мальчик решил идти на юг? 6. Как в лесу определить, где юг, где север? Какой из способов ориентирования наиболее надежный? 8. Составьте рекомендации для юных туристов.

2 группа «Костровые» У новичков обычно не возникает вопросов, какой тип костра выбрать, он просто делает костёр и всё. Главное, чтобы он горел, и так сойдёт. На самом деле, уметь разводить разные типы костров довольно важный момент, так как у них разное назначение — какой-то тип хорошо использовать для приготовления пищи, какой-то для обогрева или сушки одежды. Вам предстоит выяснить, какие костры разводил Васютка, затем познакомиться с другими типами костров. В завершении вы ответите на вопросы и выполните задания.

Материал для костровых «ШАЛАШ» Назначение: востребован, когда необходимо быстро получить жаркий огонь. Может быть использован для освещения, готовки и обогрева. Достоинства: быстро разгорается, даёт много пламени. Весьма неплохо освещает окружающее пространство. Недостатки: один из самых неэкономичных костров в отношении расхода дров, которые в него необходимо постоянно подкладывать. Иначе — довольно быстро прогорает. «ТАЁЖНЫЙ» Назначение: универсальный. Можно готовить еду, сушить одежду и обувь, обогреваться. Достоинства: очень хорош для приготовления пищи, при этом после достижения некоторого навыка укладывания поленьев, котёл можно просто ставить сверху — не нужны никакие приспособления вроде перекладин, крюков и т. д. Хорошо греет, имеет низкое пламя. Расход дров — вполне терпимый. Недостатки: Некоторые туристы могут посетовать на то, что периодически дрова в костре необходимо сдвигать друг к дружке, а также подкладывать новые.

Задание группы «Костровые»   «Шалаш» «Таёжный» «Колодец» «Пирамида» Быстро разгорается         Экономичный         Удобен для обогрева         Удобен для освещения         Удобен для приготовления пищи         Долговременный         1)Какие типы костров разводил Васютка, с какой целью каждый? 2) В чем проявился опыт мальчика? 3) Заполните таблицу, познакомившись с информацией о кострах. Отметьте достоинства каждого типа костра. 4)Главное правило при разведении костров? 5) Составьте рекомендации для юных туристов.

3 группа «Повара» Оказавшись на природе в отрыве от привычных бытовых благ, есть риск оказаться абсолютно беспомощным. Особенно туго приходится неприспособленным горожанам в тот момент, когда их настигает голод. Васютка из этой сложной ситуации смог выйти, так как у него был опыт отца и деда. Познакомьтесь с приготовлением пищи героем рассказа, рекомендациями опытных туристов и выполните задания.

Материал группы «Повара»

Задание группы «Повара»   ОДУВАНЧИК ЛОПУХ РОГОЗ МОКРИЦА Сырые корни         Вареные, запе-ченные корни         Цветы         Сырые листья         Вареные, тушеные листья         1) Какие орехи ел герой рассказа? 3) Что Васютка запекал в костре? 3)У какого растения идут в пищу цветы, листья и корни? 4)Как называется приспособление, с помощью которого Васютка приготовил гуся? 5)Заполните таблицу употребления в пищу растений 6) На основании таблицы сделайте вывод, какое растение наиболее употребляемо в сложной ситуации. Представьте, что вы находитесь в лесу, съели все домашние запасы. Составьте меню из тех блюд, которые можно найти и приготовить в лесу, пользуясь жизненным опытом, предложенным материалом и знаниями других предметов. 8) Составьте рекомендации для юных туристов.

4 группа «Знатоки природы» Знания растительного и животного мира помогли герою рассказа выжить в тяжелых условиях. Вам предстоит познакомиться с информацией о растительном и животном мире в рассказе "Васюткино озеро", узнать секреты Сибирской тайги и выполнить задания.

Задание группы «Знатоки природы» 1)Опытный охотник — паук растянул над мёртвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в неё сытая, крупная муха-плевок и бьётся, бьётся, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя. 2) Пауки используют паутину для построения убежищ, выстилки норок и яйцевого кокона. У некоторых пауков длинные нити паутины служат парашютами. Из паутины можно делать нити и пленки. Именно в таком виде планируется использование «искусственной паутины» для изготовления заживляющих покрытий для ран и ожогов, которые не будут отторгаться организмом и будут стимулировать регенерацию собственного эпителия. В народной медицине есть такой рецепт: на рану или ссадину, чтобы остановить кровь, можно приложить паутину. Оказывается, паутина обладает кровеостанавливающим действием и ускоряет заживление поврежденной кожи.

Задание группы «Знатоки природы» С кем Васютка сравнил паука? Почему вид мухи в паутине напугал Васютку? Как можно использовать паутину? Почему Васютка не стрелял в кедровку? Для чего Васютка собирал шишки? В каком городе лесной птичке кедровке за её постоянное распространение сибирского кедра установили памятник? Почему Васютка удивился, увидев белую рыбу? Что требуется для жизни белой рыбе? Каков вес был рыбы-гиганта? Составьте рекомендации для юных туристов.

Знания и умения, которые помогли Васютке выжить Умение определять стороны света. Найти по типу леса реку. Понять проточный характер озера. Предсказать погоду на завтра. Подстрелить дичь, разделать и запечь. Пользоваться затесями. Запастись дровами. Подготовить ночлег. Экономить заряды, хлеб.

Памятка №1. Советы идущему в лес Продумай тщательно маршрут. Не забудь взять компас. Возьми спички для костра. Памятка №2. Если ты заблудился. Не паникуй, успокойся. Прекрати бесполезное движение, Осмотри место, где находишься. Собери хворост, дрова для костра (на ночь). Разожги костер, приготовь пищу. Подготовь из веток, травы место для ночлега. Спокойно ожидай спасателей, родственников. Законы тайги: 1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб. 2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться. 3. Беречь патроны. 4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным. 5. Уметь ориентироваться по сторонам света. 6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме. 7. Не терять веры в свои силы.

Успех выживания зависит от знаний и умений; Самый точный способ ориентирования – с помощью компаса. Надо уметь пользоваться им и всегда брать с собой, когда идешь в лес Нельзя делать выводы по одному – двум наблюдаемым признакам.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за кейс, Вера Николаевна! Памятки очень нужны на таком уроке.

16 October

Галина Геннадьевна, спасибо за интерес!

16 October

Похожие публикации