Урок-мастерская по экологии «Создай среду вокруг себя»

2
0
Материал опубликован 6 May 2023 в группе

ЗАЯВКА

на участие во Всероссийском конкурсе для педагогов на лучшую методическую разработку урока с региональным компонентом

1. Название урока-мастерской по экологии - «Создай среду вокруг себя».

2. Автор урока: Родионова Елена Михайловна, учитель биологии и химии

МБОУ СОШ с. Вазерки им.В.М. Покровского

3. Краткая аннотация урока-мастерской

Методическая разработка урока экологии в 9 классе по теме: «Создай среду вокруг себя», представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для работы с новой информацией, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

На этом занятии осуществляется оценка видеосреды города, на примере г.Пенза. Ключевые слова: видеоэкология, визуальное восприятие, городская среда, заболевания.

Визуальная среда современного города оказывает существенное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека, являясь таким же экологическим фактором, как свет, температура и т.д.

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. 

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.  Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. 

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. 

Основные этапы мастерской:


Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.


Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.  На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.


Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.  Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.


Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.  Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.


Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.  На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).


Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.


Принципы и правила ведения мастерской:


1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. 
2. Право каждого участника на ошибку
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. 
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: 
 право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); 
 право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); 
 право не участвовать на этапе предъявления результата. 
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс. 
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. 
• диалоги участников мастерской 
• диалоги отдельных групп 
• диалог с самим собой 
• диалог с научным или художественным авторитетом. 
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. 
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. 


В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и её последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый её участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Урок - мастерская по экологии:

«Создай среду вокруг себя»

Цель: создать условия для осознания влияния видеосреды на человека и пересмотра своего отношения к окружающей визуальной обстановке, для принятия решений об изменении среды вокруг себя.

Задачи:

1. Способствовать активному восприятию учебного материала, его творческому осмыслению и постижению.

2. Научить детей мыслить раскованно, творчески.

3. Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Оборудование: карточки с видами отдельных зданий г.Пенза из каталога фотовыставки «Пенза вчера и сегодня», информационный материал, фломастеры, бумага, скрепки, словарь терминов.


Этапы учебного занятия (мастерской):


1-ый этап: Организационный момент (приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию) Здравствуйте, ребята! Сегодня наше учебное занятие пройдёт в режиме мастерской на тему: «Создай среду вокруг себя».

2-ой- этап: Индукция («наведение») Мастерская начинается просто – с выбора. На столе – карточки с видами отдельных зданий нашего города Пенза. Задание, которое школьникам предлагается выполнить – индивидуальное. Каждому из вас нужно выбрать два здания – радующее глаз (приятное для глаза) и не радующее глаз (выполняется индивидуально).

3-й этап: Деконструкция. Теперь выполните следующее групповое задание: постройте из этих зданий улицу, ту её сторону, которую вы хотели бы видеть из своего окна. Для выполнения задания воспользуйтесь скрепками и полосками бумаги.

(Когда улицы выстроены «градостроители» смотрят, что получилось в соседних районах.)

4-ый этап: Изучение нового материала и закрепление.

Учитель: а теперь я хочу вас познакомить с одним историческим фактом (№1) За проект огромного жилого комплекса из стекла и металла в Сент-Луисе (штат Миссури) архитектор Миноури Яисаки получил премию Американского института архитектуры.

Посмотрите на ваши улицы и найдите на них здание, которое могло бы быть похожим на то, что присутствует в данном историческом факте.

(Идёт обсуждение в группах.)

Учитель: у этой истории есть продолжение (факт №2).

В 1972 г. 15 июля в 15. 32 мин в Сент-Луисе (штат Миссури) с лица Земли был снесён огромный жилой комплекс из стекла и металла как очаг преступности и причина распада социальных связей.

Факт остаётся фактом - агрессивная среда порождается видом зданий.

Оказывается наше психическое и физическое состояние зависит не только от того, чем мы дышит, какую едим пищу и пьём воду. Оно определяется ещё и тем, что мы видим. В местах обитания человека произошло ухудшение видимой (визуальной) среды, которая является одним из важных компонентов нашей жизни. Некоторые здания своим внешним и внутренним видом способны порождать неблагоприятную для здоровья агрессивную среду. А что может породить агрессия?

Выполните задание: каждый из вас одним словом закончит фразу:

«Агрессия рождает…»

У человека, вынужденного постоянно находится в подобной обстановке, ухудшается зрение, возникают нарушения психики, выливающиеся в ненависть, злобу, отчаяние, беспокойство, тревожность. Эти негативные ощущения накапливаются в нашем бессознательном и могут вырваться оттуда бесконтрольно в самый неподходящий момент.


Реконструкция.

Представьте, что имеется некоторая шкала – «агрессометр» (от 0 до 10 баллов). С помощью этой шкалы оцените здания на построенной вами улице и:

1 группа оставит на ней только здания, получившие высокие баллы по шкале «агрессивности»;

2 группа оставит только те здания, которые оценили 0;

3 группа оставит здания, получившие средние баллы.

Социализация. В процессе социализации школьники обсуждают обозначенную проблему и вносят коррективы в построенный ими ряд зданий.

Афиширование. Предлагается каждой группе объяснить результаты своей работы. Каждая группа вывешивает свою работу и объясняет её, т.е. приводят аргументы.

Учитель предлагает воспользоваться научной информацией и найти в тексте аргументы, говорящие о:

агрессивности зданий 1 группе;

положительности зданий 2 группе;

нейтральности зданий 3 группе.


Социализация. В процессе социализации школьники в группах обсуждают обозначенную проблему, при необходимости вносят коррективы в построенный ими ряд зданий.

Афиширование. Предлагается каждой группе объяснить результаты своей работы. Каждая группа вывешивает свою работу и объясняет её, т.е. приводят аргументы.

Учитель: к сожалению, современная городская среда не соответствует физиологическим нормам зрения, поскольку она насыщена гомогенными и агрессивными видимыми полями. Агрессивные поля «бьют по глазам» не давая возможности остановиться на чём-либо. Можно восхищаться уровнем технического мастерства строителей, но совершенно нечем любоваться.

Оптимизируйте здания с точки зрения современной научной информации так, что бы они могли быть оценены как нейтральные

( для работы получают дополнительную информацию).

После выполнения каждого из заданий проводятся социализация и афиширование работ.

Рефлексия. Предлагаю детям ответить на вопрос: «Что в этой мастерской стало для меня плохой и что – хорошей новостью?»

Учитель: предлагаю детям сформулировать цель проведённого занятия. Сегодня Вы поняли главное, что видеосреду вокруг себя можно и нужно изменять. И вы теперь знаете как.


Домашнее задание: оцените, пользуясь знаниями по видеоэкологии, свою комнату, улицу, помещения нашей школы и предложите свой вариант изменений.









Приложение Информационный материал к уроку


Физиология зрения

Глаз человека работает в активном режиме, он сам ищет за что бы “ухватиться” в городской среде, что бы такое “поймать”, на что бы “наброситься”. Глаз сканирует окружающую среду. Такая активность глаза достигается за счет природы быстрых движений глазных мышц – саккад. Саккады совершаются постоянно, помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами; как в бодрствующем состоянии, так и во сне. На основе этих данных В. А. Филиным была сформулирована концепция об автоматизме саккад, согласно которой после саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, за что-то “зацепиться”. Как только это происходит, глаз успокаивается, и амплитуда его саккад уменьшается до минимальных значений, число же саккад остается прежним. Через 2-3 секунды глаз еще раз сканирует окружающую среду несколькими саккадами и, если останавливается на какой-то новой детали, то их амплитуда вновь сводится до минимума. Такой автоматический зрительный режим необходим для поддержания организма в нормальном бесстрессовом состоянии.


Агрессивная оптическая (визуальная) среда


Окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов, называется агрессивной видимой средой. В агрессивных средах человек не может отделить один зрительный элемент от другого, возникает эффект ряби в глазах.


Типичный пример агрессивного видимого поля, созданного большим числом одинаковых окон на стене здания (на фотографии слева 336 окон), которое своим видом напоминает ткань в горошек. Человек физически не может смотреть на эту фотографию, эстетического наслаждения она ему тоже н t1683374313aa.jpg е доставляет. t1683374313ab.jpg


При восприятии агрессивного поля резко изменяется движение глаз, нарушается автоматия саккад, что приводит к большой нагрузке на нервную систему и может стать причиной возникновения стресса.




Элементы визуальной агрессивной среды:

многоэтажные здания с плоскими стенами, где на огромной стене рассредоточено много окон; здания с накладными вертикальными рустами, большое число которых создает агрессивное поле по типу “тельняшки”; гигантские “стены” – “сетки”; дома в форме двух плоскостей, расположенных под углом друг к другу, как бы берущие человека в объятия; небоскребы; ровные линии крыш без башен и шпилей; трубы, наземные трубопроводы, подъемные краны, линии электропередач и подстанции; заборы предприятий, построенные из секций с одинаковым геометрическим рисунком; металлические сетки геометрически правильной формы на окнах, витринах и т. п.; рекламные щиты с рисунком из прямых линий, углов и квадратов, одинаковых кружочков и т. п.; в дачных домиках: прямые линии деревянного бруса, солнцезащитные рейки на окнах, сетка – рабица; кафельная плитка, дырчатые плиты, кирпичи, вагонка, жалюзи; движущийся транспорт.

t1683374313ac.jpgГомогенная видимая среда

Гомогенная видимая среда – это среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено.

Гомогенные элементы городской оптической с t1683374313ad.jpg реды:

голые торцы (стены) панельных зданий; стеклянные поверхности больших размеров; множество прямых линий и прямых углов; упрощенный силуэт современных зданий с малой насыщенностью элементами; современные кирпичные кладки; длинные ленты сплошного асфальтового покрытия; однообразный цвет внутренних помещений (стены, мебель, занавески, рабочая одежда); незамкнутые городские пространства.


Как работает глаз при встрече с агрессивным и гомогенным полем

Примером агрессивной среды может служить многоэтажный дом со множеством окон.. Глядя на такое здание с проезжей части улицы или с противоположной её стороны, мы видим одновременно более 500 одинаковых окон. И t1683374313ae.jpg зображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки (размер которой 2°) приходится одновременно больше одного окна (размер окна – менее 1°). В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз.

С другой стороны, и автоматия скаккад не может полноценно работать при встрече человека с таким агрессивным полем. Глаза не могут “зацепится” за одно окно и минимизировать амплитуду своих саккад. В то же время человек не может определить, какое оконо он фиксировал до саккады и какое окно фиксирует после ее завершения. Окон так много, и они настолько одинаковы, что, по существу, нарушается основная функция зрения – определение, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взор наших глаз переносится с одного окна на другое через 0,5 – 1,0 секунду. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: “окно”, “окно”, “окно”. Такая повторяемость неизбежно ведет к перезагрузке мозга.

Ничего подобно не происходит при пребывания человека в естественной среде, где он точно знает, на какой предмет смотрят его глаза, какого размера этот предмет и на каком расстоянии он находится, в силу чего человек воспринимает окружающий его мир адекватно. В лесу, к примеру, нет назойливого повтора, так как после каждой саккады в мозг идет новая “картинка”. С аналогичными “картинками” человек имеет дело и тогда, когда рассматривает старинное здание с богатой архитектурой. Напрасно полагали, что архитектурные украшения – это некие излишества. На самом деле это необходимые функциональные элементы, без которых глаз не может работать полноценно. Именно так их и оценивали ранее создатели лучших архитектурных сооружений.






















О t1683374313af.jpg днородные гомогенные поля окружают человека не только на городских улицах - их достаточно и дома, и на работе. Они начинаются с гладкой входной двери квартиры, продолжаются полированными стенками и заканчиваются кухонной мебелью, облицованной гладким пластиком (рис.). Глядя на такие гладкие поверхности, глаз по-прежнему не может ни за что "зацепиться" после саккады. Он как бы оказывается в безориентирном пространстве. Легко себе представить вред, наносимый гомогенной средой. Ведь только за 6 часов бодрствования наш глаз совершает 57600-115200 саккад (из расчета 1- саккады в секунду). Соответственно в год их число составит 21-42 миллиона. Это значит, миллионы раз наш глаз испытывает затруднение отыскать хоть какой-то элемент на полированной поверхности и вынужден работать в неэкономном режиме. Так воздействуют на наши глаза полированные стенки и шкафы в собственной квартире. При наличии подобной мебели должно быть в достатке других украшений в квартире (картин, ковров, цветов и пр.), которые могли бы компенсировать однообразную противоестественную визуальную среду в собственном жилище.



t1683374313ag.png

Приме примеры гомогенного интерьера

t1683374313ah.png

Приме примеры интерьера, комфортного для глаз













Визуальное поле, созданное старинным зданием, является благоприятным для глаза. Здесь есть все для полноценной его работы: и разнообразие зрительных элементов (арки, колонны, кривые линии, лепнина), и интересный силуэт, и насыщенный деталями первый этаж (окна, вывески, подъезды). Кроме того, в эстетическом плане здание хранит в себе некую тайну, которая и является сущностью красоты. Современное же сооружение лишено тайны, оно ясно с первого взгляда и даже с первой саккады, так как вместо разнообразного декора глаз видит огромную гомогенную плоскость, а вместо силуэта - прямую, как струна, линию.

На всех фотографиях, показанных ниже, слева - то, что было - комфортная

визуальная среда. Справа - то, что стало - агрессивная визуальная среда

Э t1683374313ai.png то ФФранция - Париж.







То же



t1683374313aj.png t1683374313ak.png

Барселона.






И в РоРоссия, Москва.









11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.