12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ицкович Татьяна Яковлевна17

Первый урок: «Серная кислота. ее свойства»

Тема урока: «Серная кислота. ее свойства, применение и получение»

Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок-практикум.

            Дидактическая цель урока: организовать деятельность обучающихся по рефлексии, корректировке имеющихся знаний и умений, а также стимулировать желание дополнить их новыми знаниями и умениями ( обобщить, закрепить и расширить знания о составе, строении и свойствах кислот  на примере серной кислоты, выявить специфические свойства серной кислоты, . качественные реакции на SO42-, прогнозировать особые свойства концентрированной серной кислоты в ходе исследовательской  деятельности учащихся, выработать умение записывать  уравнения реакций хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентрированной, в ионном виде и с точки зрения ОВР , знать  области применения  и   технику безопасности при  работе с химическими реактивами и оборудованием). 

Предметные задачи:

1) Сравнить свойства раствора и концентрированной серной кислоты

2). Расширить знания  о  взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением на примере серной кислоты.

3) Совершенствовать знания  техники  безопасности при  работе с химическими реактивами и оборудованием.

Метапредметные:

1).. Совершенствовать  навыки исследовательской деятельности.

2)..Использовать и прорабатывать информацию  для выполнения учебной задачи.

3).Продолжать формирование  навыков систематизации, обобщения, анализа. 

Регулятивные: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную, совершенствовать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, выполнять исследовательскую часть урока по инструктивной карточке и самостоятельно, учиться планировать деятельность и прогнозировать свойства вещества и продукты реакции, совершенствовать умение корректировать свой ответ и ответ одноклассников.

Познавательные: определять способы решения проблем под руководством учителя и самостоятельно, выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя и самостоятельно, формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, совершенствовать умения слушать  и слышать друг друга,  задавать вопросы, работать в группе , наблюдать.

Личностные: проявлять ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, совершенствовать  способность к самоанализу и самооцениванию  собственного уровня знаний, совершенствовать опыт межличностных отношений, развивать самостоятельное мышление и  умение работать в заданном темпе,

Общеучебные: развивать умения поиска и выделения необходимой информации в печатных изданиях и с помощью компьютерных средств, умение  контролировать  деятельность и давать оценку процесса и результатов деятельности, определять основную  и второстепенную информацию. 

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная  доска, 

Лабораторное оборудование: спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, спички, стаканы, лабораторный штатив

Реактивы: раствор серной кислоты 1:5, концентрированная серная кислота H2SO4(ρ= 1840кг/м3), лучинка, фильтровальная бумага, кусочек серы, кусочек древесного угля, индикатор «м/о», гранулы цинка, стружки железа и меди, раствор серной кислоты и нитрата свинца Pb(NO3)2, раствор нитрата бария, раствор хлороводородной кислоты, гидроксид натрия, гидроксид меди.

Раздаточный материал: карточки, справочный материал, рабочий лист ученика 

Дидактические средства: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», учебник «Химия» УМК: О.С. Габриелян, 9 класс,  201г.

Методы обучения: проблемно-поисковый,  исследовательский, сравнительный.

Вид деятельности учащихся:  поисковый и репродуктивный.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах выполнение мини исследовательских работ, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент,  тренажер.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап урока,: Мотивационно-целевой этап.

Задачи этапа: Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний.

Вызвать познавательный интерес к проблеме. Организовать самостоятельное формулирование   проблемы и постановку цели

Методы и приемы обучения: Создание проблемной ситуации.

Формы учебного взаимодействия: Групповая (парная), фронтальная.

Девиз урока: (слайд №1) «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса...» (Ф.Тютчев).

Учитель:

Демонстрирую два занимательных опыта: «Обугливание сахара», «Вода" зажигает костер. (Приложение №1). 

Вещество, которое участвовало в продемонстрированных мною опытах подводит нас к формулировке темы урока.

 Но прежде чем записать ее в тетради предлагаю выполнить задание № 1:(слайд №2).

Из перечисленных соединений выберите соединения серы, назовите их: C3H7OH, NaOH, H2S, H3РO4SO3  H2SO4, H2SO3  SO2,NO, Na2 SO4..  С какими соединениями мы знакомы? О каком не вели речь?

 Учитель: Сформулируйте тему. Уточняю «Серная кислота, ее свойства».     (слайд №3), кроме того, еще раз обратим внимание на правила т/б при работе с кислотами. Предлагаю     учащимся текст (чтение текста приложение №2). Вот об этом чуде и пойдет речь. У каждого вещества есть своя история открытия, такая история есть и у серной кислоты (слайд 4).

 



Учитель: Сегодня на уроке вы будете делать многое самостоятельно, поэтому предлагаю вам сформулировать цели урока, исходя из темы.






Блок №1 Предлагаю информационный ресурс № 1: -серная кислота, строение, физические свойства (приложение №4), (слайд №5),

- (пространственное строение молекулы серной кислоты)

-записать структурную формулу серной кислоты, сделать вывод, будет ли она проявлять свойства всех кислот.

 










Учитель: Приступаем к выполнению третьего пункта плана. Химические свойства серной кислоты



 


Наблюдают опыты.




 

 


Выполняют задание на узнавание.


Называют соединения серы,




Формулируют тему урока «Серная кислотой».

.


Краткое выступление   учащегося по истории открытия серной кислоты.

Слушают текст сообщения, подготовленного учеником (приложение №3).

Формулируют цель урока: 1.Изучить свойства серной кислоты, для этого использовать необходимый

 теоретический материал и провести эксперименты, подтверждающие высказанные   гипотезы.

 Составляют план

1.Строение молекулы серной кислоты.

 2.Физические свойства серной кислоты

  3.Химические свойства серной кислоты

4. Применение и получение серной кислоты.

  Работают в группах с информационным ресурсом. Каждая группа рассматривает и изучает свой вопрос, используя уже имеющиеся знания, учебник, дополнительную литературу, при необходимости прибегая к помощи учителя. Затем представитель от группы объясняет свой вопрос всему классу.

Корректируют ответы, отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей, анализируют ошибки. 

Делают вывод: она должна проявлять свойства всех кислот.

Познавательные:

актуализация  знаний о соединениях серы, умение составлять  и решать генетические цепочки.

 Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Коммуникативные

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами (владеть способами взаимодействия с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности).









Коммуникативные

 Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.


Этап урока, время этапа : Поисково-исследовательский этап.

 Задачи этапа: Организовать поиск решения проблемы

 Методы и приемы обучения: Исследование

 Формы (парная) и учебного взаимодействия Групповая фронтальная

  Блок №2 Химические свойства разбавленной серной  кислоты.

Учитель: предлагаю выполнить исследовательское задание Вспомнить: с какими веществами взаимодействуют разбавленные кислоты? Составьте схему.   Исследовательская работа в группах: Выдвигаем гипотезу: «Обладает ли серная кислота всеми свойствами кислот?» Для этого необходимо провести практикум и подтвердить или отвергнуть гипотезу, о том, что раствор серной кислоты проявляет все типичные свойства кислот (правила т/б). 

Свойства разбавленной серной кислоты (7-10 минут) Класс делится на 5 групп. Раздаю инструкции по проведению опытов (Приложение № 5).

 1 группа: В две пробирки налейте по 2мл раствора серной кислоты и опустите: в 1-ю – гранулу Zn, во 2-ю – кусочек Cu. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, рассмотрите ОВР.

2 группа: Поместите в пробирку немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в нее 1-2 мл раствора серной кислоты. Закрепите пробирку в пробиркодержателе и подогрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите молекулярные и ионные уравнения.

3 группа: Налейте в пробирку 1-2 мл раствора щелочи, добавьте 2-4 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Добавьте к этому раствору разбавленную серную кислоту до исчезновения окраски. Как называется эта реакция? Запишите соответствующие молекулярное и ионное уравнения.

4 группа: Налейте в пробирку 1 мл раствора медного купороса и прилейте 1-2 мл раствора щелочи. Что наблюдаете? Добавляйте к содержимому пробирки разбавленную серную кислоту до исчезновения осадка. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенных реакций.

5 группа: В пробирку налейте 1-2 мл раствора серной кислоты прилейте 1 мл раствора хлорида бария. Затем к раствору сульфата натрия добавить раствор хлорида бария Что наблюдаете? Объясните результаты с помощью таблицы растворимости. Запишите молекулярное и ионное уравнения.

Задание Сделать вывод о свойствах разбавленной серной кислоты






После выяснения, общих для всех кислот, свойств серной кислоты следует работа учителя со всем классом 

Блок №3. Свойств концентрированной серной кислоты. Для формирования знаний об особых свойствах серной кислоты предлагаю выполнить задание: 1. Определить степень окисления серы в соединениях (H2S,SO2,SO3,H2 O4,Na2SO4.

 2.Определить в какой   группе веществ степень окисления серы изменяется с +6 до -2: (слайд №7). 1)S,SO2, SO3       2) H2SO4, SO2, H2S 3) Na2SO4, K2S, SO2 4) SO2, K2SO3, S

Предположите с точки зрения окислительно –

 восстановительного процесса, чем окислителем или восстановителем является сера (С.О.+6).

  Проблема: Предположите с какими веществами будет взаимодействовать концентрированная серная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: СuO, сахар (С 12Н 22О 11), древесный уголь (С), Сu, Zn, P, S, Сu(OH)2. Объясняю новый материал (Приложение № 6),    

       Предлагаю ознакомиться с правила т/б. при работе с концентрированной серной кислоты, изучить технику безопасности при работе с концентрированной серной кислотой по методичке 2 (Приложение № 7) .ответить   на вопросы. 

Демонстрирую взаимодействие кислоты с медью). Видеоопыт: взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами: медью  ((слайд №8)

image-20200301090725-1.png Демонстрирую слайд(слайд №9)

 и предлагаю решить проблемную задачу. 3.Как вы







(слайд №10)

 думаете почему концентрированную  серную кислоту, можно перевозить в алюминиевых и железных цистернах, ведь эти металлы стоят в ряду активности до водорода, как вы думаете с чем это связано? Сообщаю о том, что алюминий, хром и железо   пассивируются концентрированной серной кислотой, т.е. покрываются защитной пленкой, поэтому их можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах). 

Знакомлю с особыми свойствами серной кислоты, демонстрирую Видео опыт «Взаимодействие с неметаллами (слайд №11), Видео опыт: Будучи нелетучей сильной кислотой, способна вытеснять другие кислоты из их солей ((слайд №12)

Как вы думаете почему серная кислота особенно концентрированная-сильный окислитель?





 

Слушают поставленную задачу, составляют схему. Проверяют. дополняют (слайд №6)

Получают оборудование, инструктивные карточки (приложение №3 Проводят экспериментальную проверку гипотезы. Выполняют задание по группам (5 групп), выполняют исследовательскую работу, записывают   в  тетрадях типичные свойства серной кислоты. одно уравнение без опыта.     Записывают уравнения соответствующих реакций в молекулярном виде и ионном виде, уравнения окислительно-

восстановительных реакций. Каждая группа выносит на доску уравнения соответствующих реакций.

(приложение №4).

 Делают вывод, что разбавленная серная кислота проявляет все свойства кислот.  










Работая по инструктивной карте, учащиеся проводят лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион».  

Объясняют, что при взаимодействии раствора серной кислоты, сульфата натрия с хлоридом BaCI2 (ионы  Ba 2+) являются реагентом на определение серной кислоты и ее солей, т. е.( иона  -SO42-  -), где в результате во всех случаях образуется белый  творожистый осадок (BaSO4↓). Делают вывод: данные реакции являются качественными на определение  иона -SO42.

 Делают вывод о свойствах разбавленной серной кислоты


  

Отвечают. Проверка теста








.



Прогнозируют свойства концентрированная серной кислоты. Выдвигают гипотезу, что концентрированная серная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна. Из объяснения нового материала,   нужно записывать только новую для вас информацию и работать в заданном темпе


 




Отвечают   на вопросы. 


Смотрят видео (виртуальная лаборатория)

 Делают вывод: возможно, у нее есть   другие, особые свойства.

Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между концентрированной серной кислотой и  медью.








Делают записи






Обсуждают ответы в группе, сообщают классу


Делают вывод это связано с серой (С.О.+6). И отмечают, что с этим связаны особые свойства серной кислоты.

Предметные УУД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании

Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения проблемы.



Регулятивные: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную, совершенствовать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, выполнять исследовательскую часть урока по инструктивной карточке и самостоятельно, учиться планировать деятельность и прогнозировать свойства вещества и продукты реакции, совершенствовать умение корректировать свой ответ и ответ одноклассников.

Познавательные: определять способы решения проблем под руководством учителя и самостоятельно, выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя и самостоятельно, формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, совершенствовать умения слушать  и слышать друг друга,  задавать вопросы, работать в группе , наблюдать.








Личностные: проявлять ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, совершенствовать  способность к самоанализу и самооцениванию  собственного уровня знаний, совершенствовать опыт межличностных отношений, развивать самостоятельное мышление и  умение работать в заданном темпе,


Этап урока,:  Закрепление материала .

Задачи этапа: Обеспечить осмысление   результата деятельности

Методы и приемы обучения: беседа

Формы учебного взаимодействия Индивидуальная, фронтальная

Предлагаю выполнить разноуровневую самостоятельную работу в рабочих листках Составить уравнения реакций в рабочем листке концентрированной серной кислоты.  составление уравнений реакции с точки зрения ОВР и выполнить тест), используя схему

(Приложение № 8),   

I вариант. Написать электронный баланс к уравнению  взаимодействия серной кислоты  с Ag

II вариант. Написать электронный баланс к уравнению взаимодействия серной кислоты (конц) с графитом, указать окислитель, восстановитель.

III вариант В случае нагревания, концентрированная серная кислота    взаимодействует с железом Составить электронный баланс, указать окислитель и восстановитель.

 IV вариант. Написать электронный баланс к уравнению  взаимодействия серной кислоты (конц) с фосфором, указать окислитель, восстановитель.

.  Оценивание работы за урок.

  Затем предлагаю сдать рабочий листок, которые должны иметь  и выставляю оценки за ответы во время фронтальной работы.

 


Записывают домашнее задание в дневник
























Консультанты собирают рабочие листки  по группам и сдают учителю для проверки самостоятельных работ  на оценку


Предметные УУД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании

Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения проблемы.

Этап урока,: Информация о домашнем задании.

Задачи этапа: Обеспечить осмысление   результата деятельности

Методы и приемы обучения: беседа

Формы учебного взаимодействия Индивидуальная, фронтальная

Д.\з Формулирую и комментирую домашнее задание

1.Помимо традиционного домашнего задания – выучить параграф , конспект в тетради Таблица в тетради (Приложение № 12), учащимся предлагается:

2.Творческое  задание (Приложение № 9)   

 3.Найти ответ на такие вопросы как: Почему кристаллогидрат сульфата

 натрия Na2SO4 *10H2O называется глауберовой солью?

 (Ответ (Приложение № 10)   

4.Предлагаю решить практико-ориентированных задачи (Приложение № 11).

5. В качестве проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время  предлагаю такие темы:

- Минеральные сульфатные воды и их влияние на здоровье человека.

-Производство серной кислоты( краткосрочную)

-или самостоятельную тему (долгосрочную)

   Подведение итогов учебного занятия.

Беседа с учащимися:

-что мы сегодня изучили?

Заканчиваю урок словами Д. И. Менделеева

«Едва ли найдется другое столь важное вещество, используемое в промышленности. Ведь в основном вся промышленность строится на применении серной кислоты» Делаю вывод: об этом мы поговорим на следующем уроке




















Делают выводы изучали свойства разбавленной, которая H2SO4 обладает общими свойствами всех кислот;

разбавленная H2SO4 – окислитель при взаимодействии с металлами (Н+);

 разб.H2SO4 не реагирует с благородными металлами (Au, Pt)

- концентрированная   сильный окислитель (S+6); H2SO4 окисляет некоторые неметаллы (C, S, P) до высшей положительной С.О.; взаимодействует с металлами (в том числе Cu, Ag, Hg), стоящими в ряду напряжений после водорода;

 H2SO4 сильный дегидратирующий агент (меры предосторожности);

бурно реагирует с водой (правило разбавления.


Рефлексия.

Учащимся предлагается закончить одно из предложений:

На уроке самым интересным было…

На этом уроке я научился (научилась)…

Я считаю полезным…

Самым скучным было…

Теперь бы я хотел(а) узнать

Список литературы

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 319с.

2. http://www.himtrade.ru/info/st43.htm

3.http://sigmatec.ru/main/prod/sernaya_kislota/nature

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%EB%FC%F4%E0%F2%FB

5. http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=7508




Список использованной литературы

1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности  // VII юношеские чтения им. В.И, Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000 .С.304.

2. Иванова Л. В. Проектная деятельность как способ формирования УУД. / Л. В. Иванова. // Химия в школе. - 2013. - № - С. 25-27.

3. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999.- № 10.- с. 158-161

4.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

5. Торосян В. Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся. / В. Ф. Торосян. // Химия в школе. - 2011. - № 9. С. 2 - 3.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.