Урок-практикум по химии в 9 классе по теме «Серная кислота. Её свойства»
Первый урок: «Серная кислота. ее свойства»
Тема урока: «Серная кислота. ее свойства, применение и получение»
Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок-практикум.
Дидактическая цель урока: организовать деятельность обучающихся по рефлексии, корректировке имеющихся знаний и умений, а также стимулировать желание дополнить их новыми знаниями и умениями ( обобщить, закрепить и расширить знания о составе, строении и свойствах кислот на примере серной кислоты, выявить специфические свойства серной кислоты, . качественные реакции на SO42-, прогнозировать особые свойства концентрированной серной кислоты в ходе исследовательской деятельности учащихся, выработать умение записывать уравнения реакций хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентрированной, в ионном виде и с точки зрения ОВР , знать области применения и технику безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием).
Предметные задачи:
1) Сравнить свойства раствора и концентрированной серной кислоты
2). Расширить знания о взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением на примере серной кислоты.
3) Совершенствовать знания техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.
Метапредметные:
1).. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
2)..Использовать и прорабатывать информацию для выполнения учебной задачи.
3).Продолжать формирование навыков систематизации, обобщения, анализа.
Регулятивные: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную, совершенствовать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, выполнять исследовательскую часть урока по инструктивной карточке и самостоятельно, учиться планировать деятельность и прогнозировать свойства вещества и продукты реакции, совершенствовать умение корректировать свой ответ и ответ одноклассников.
Познавательные: определять способы решения проблем под руководством учителя и самостоятельно, выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя и самостоятельно, формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, совершенствовать умения слушать и слышать друг друга, задавать вопросы, работать в группе , наблюдать.
Личностные: проявлять ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, совершенствовать способность к самоанализу и самооцениванию собственного уровня знаний, совершенствовать опыт межличностных отношений, развивать самостоятельное мышление и умение работать в заданном темпе,
Общеучебные: развивать умения поиска и выделения необходимой информации в печатных изданиях и с помощью компьютерных средств, умение контролировать деятельность и давать оценку процесса и результатов деятельности, определять основную и второстепенную информацию.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, |
Лабораторное оборудование: спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, спички, стаканы, лабораторный штатив Реактивы: раствор серной кислоты 1:5, концентрированная серная кислота H2SO4(ρ= 1840кг/м3), лучинка, фильтровальная бумага, кусочек серы, кусочек древесного угля, индикатор «м/о», гранулы цинка, стружки железа и меди, раствор серной кислоты и нитрата свинца Pb(NO3)2, раствор нитрата бария, раствор хлороводородной кислоты, гидроксид натрия, гидроксид меди. |
Раздаточный материал: карточки, справочный материал, рабочий лист ученика |
Дидактические средства: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», учебник «Химия» УМК: О.С. Габриелян, 9 класс, 201г. |
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, сравнительный.
Вид деятельности учащихся: поисковый и репродуктивный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах выполнение мини исследовательских работ, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент, тренажер.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап урока,: Мотивационно-целевой этап. Задачи этапа: Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний. Вызвать познавательный интерес к проблеме. Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели Методы и приемы обучения: Создание проблемной ситуации. Формы учебного взаимодействия: Групповая (парная), фронтальная. | ||
Девиз урока: (слайд №1) «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса...» (Ф.Тютчев). Учитель: Демонстрирую два занимательных опыта: «Обугливание сахара», «Вода" зажигает костер. (Приложение №1). Вещество, которое участвовало в продемонстрированных мною опытах подводит нас к формулировке темы урока. Но прежде чем записать ее в тетради предлагаю выполнить задание № 1:(слайд №2). Из перечисленных соединений выберите соединения серы, назовите их: C3H7OH, NaOH, H2S, H3РO4SO3 H2SO4, H2SO3 SO2,NO, Na2 SO4.. С какими соединениями мы знакомы? О каком не вели речь? Учитель: Сформулируйте тему. Уточняю «Серная кислота, ее свойства». (слайд №3), кроме того, еще раз обратим внимание на правила т/б при работе с кислотами. Предлагаю учащимся текст (чтение текста приложение №2). Вот об этом чуде и пойдет речь. У каждого вещества есть своя история открытия, такая история есть и у серной кислоты (слайд 4).
Учитель: Сегодня на уроке вы будете делать многое самостоятельно, поэтому предлагаю вам сформулировать цели урока, исходя из темы. Блок №1 Предлагаю информационный ресурс № 1: -серная кислота, строение, физические свойства (приложение №4), (слайд №5), - (пространственное строение молекулы серной кислоты) -записать структурную формулу серной кислоты, сделать вывод, будет ли она проявлять свойства всех кислот.
Учитель: Приступаем к выполнению третьего пункта плана. Химические свойства серной кислоты |
Наблюдают опыты.
Выполняют задание на узнавание. Называют соединения серы, Формулируют тему урока «Серная кислотой». . Краткое выступление учащегося по истории открытия серной кислоты. Слушают текст сообщения, подготовленного учеником (приложение №3). Формулируют цель урока: 1.Изучить свойства серной кислоты, для этого использовать необходимый теоретический материал и провести эксперименты, подтверждающие высказанные гипотезы. Составляют план 1.Строение молекулы серной кислоты. 2.Физические свойства серной кислоты 3.Химические свойства серной кислоты 4. Применение и получение серной кислоты. Работают в группах с информационным ресурсом. Каждая группа рассматривает и изучает свой вопрос, используя уже имеющиеся знания, учебник, дополнительную литературу, при необходимости прибегая к помощи учителя. Затем представитель от группы объясняет свой вопрос всему классу. Корректируют ответы, отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей, анализируют ошибки. Делают вывод: она должна проявлять свойства всех кислот. | Познавательные: актуализация знаний о соединениях серы, умение составлять и решать генетические цепочки. Регулятивные формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Коммуникативные Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами (владеть способами взаимодействия с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности). Коммуникативные Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью. |
Этап урока, время этапа : Поисково-исследовательский этап. Задачи этапа: Организовать поиск решения проблемы Методы и приемы обучения: Исследование Формы (парная) и учебного взаимодействия Групповая фронтальная | ||
Блок №2 Химические свойства разбавленной серной кислоты. Учитель: предлагаю выполнить исследовательское задание Вспомнить: с какими веществами взаимодействуют разбавленные кислоты? Составьте схему. Исследовательская работа в группах: Выдвигаем гипотезу: «Обладает ли серная кислота всеми свойствами кислот?» Для этого необходимо провести практикум и подтвердить или отвергнуть гипотезу, о том, что раствор серной кислоты проявляет все типичные свойства кислот (правила т/б). Свойства разбавленной серной кислоты (7-10 минут) Класс делится на 5 групп. Раздаю инструкции по проведению опытов (Приложение № 5). 1 группа: В две пробирки налейте по 2мл раствора серной кислоты и опустите: в 1-ю – гранулу Zn, во 2-ю – кусочек Cu. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, рассмотрите ОВР. 2 группа: Поместите в пробирку немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в нее 1-2 мл раствора серной кислоты. Закрепите пробирку в пробиркодержателе и подогрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите молекулярные и ионные уравнения. 3 группа: Налейте в пробирку 1-2 мл раствора щелочи, добавьте 2-4 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Добавьте к этому раствору разбавленную серную кислоту до исчезновения окраски. Как называется эта реакция? Запишите соответствующие молекулярное и ионное уравнения. 4 группа: Налейте в пробирку 1 мл раствора медного купороса и прилейте 1-2 мл раствора щелочи. Что наблюдаете? Добавляйте к содержимому пробирки разбавленную серную кислоту до исчезновения осадка. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенных реакций. 5 группа: В пробирку налейте 1-2 мл раствора серной кислоты прилейте 1 мл раствора хлорида бария. Затем к раствору сульфата натрия добавить раствор хлорида бария Что наблюдаете? Объясните результаты с помощью таблицы растворимости. Запишите молекулярное и ионное уравнения. Задание Сделать вывод о свойствах разбавленной серной кислоты После выяснения, общих для всех кислот, свойств серной кислоты следует работа учителя со всем классом Блок №3. Свойств концентрированной серной кислоты. Для формирования знаний об особых свойствах серной кислоты предлагаю выполнить задание: 1. Определить степень окисления серы в соединениях (H2S,SO2,SO3,H2 O4,Na2SO4. 2.Определить в какой группе веществ степень окисления серы изменяется с +6 до -2: (слайд №7). 1)S,SO2, SO3 2) H2SO4, SO2, H2S 3) Na2SO4, K2S, SO2 4) SO2, K2SO3, S Предположите с точки зрения окислительно – восстановительного процесса, чем окислителем или восстановителем является сера (С.О.+6). Проблема: Предположите с какими веществами будет взаимодействовать концентрированная серная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: СuO, сахар (С 12Н 22О 11), древесный уголь (С), Сu, Zn, P, S, Сu(OH)2. Объясняю новый материал (Приложение № 6), Предлагаю ознакомиться с правила т/б. при работе с концентрированной серной кислоты, изучить технику безопасности при работе с концентрированной серной кислотой по методичке 2 (Приложение № 7) .ответить на вопросы. Демонстрирую взаимодействие кислоты с медью). Видеоопыт: взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами: медью ((слайд №8) Демонстрирую слайд(слайд №9) и предлагаю решить проблемную задачу. 3.Как вы (слайд №10) думаете почему концентрированную серную кислоту, можно перевозить в алюминиевых и железных цистернах, ведь эти металлы стоят в ряду активности до водорода, как вы думаете с чем это связано? Сообщаю о том, что алюминий, хром и железо пассивируются концентрированной серной кислотой, т.е. покрываются защитной пленкой, поэтому их можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах). Знакомлю с особыми свойствами серной кислоты, демонстрирую Видео опыт «Взаимодействие с неметаллами (слайд №11), Видео опыт: Будучи нелетучей сильной кислотой, способна вытеснять другие кислоты из их солей ((слайд №12) Как вы думаете почему серная кислота особенно концентрированная-сильный окислитель? |
Слушают поставленную задачу, составляют схему. Проверяют. дополняют (слайд №6) Получают оборудование, инструктивные карточки (приложение №3 Проводят экспериментальную проверку гипотезы. Выполняют задание по группам (5 групп), выполняют исследовательскую работу, записывают в тетрадях типичные свойства серной кислоты. одно уравнение без опыта. Записывают уравнения соответствующих реакций в молекулярном виде и ионном виде, уравнения окислительно- восстановительных реакций. Каждая группа выносит на доску уравнения соответствующих реакций. (приложение №4). Делают вывод, что разбавленная серная кислота проявляет все свойства кислот. Работая по инструктивной карте, учащиеся проводят лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион». Объясняют, что при взаимодействии раствора серной кислоты, сульфата натрия с хлоридом BaCI2 (ионы Ba 2+) являются реагентом на определение серной кислоты и ее солей, т. е.( иона -SO42- -), где в результате во всех случаях образуется белый творожистый осадок (BaSO4↓). Делают вывод: данные реакции являются качественными на определение иона -SO42. Делают вывод о свойствах разбавленной серной кислоты
Отвечают. Проверка теста . Прогнозируют свойства концентрированная серной кислоты. Выдвигают гипотезу, что концентрированная серная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна. Из объяснения нового материала, нужно записывать только новую для вас информацию и работать в заданном темпе
Отвечают на вопросы. Смотрят видео (виртуальная лаборатория) Делают вывод: возможно, у нее есть другие, особые свойства. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между концентрированной серной кислотой и медью. Делают записи Обсуждают ответы в группе, сообщают классу Делают вывод это связано с серой (С.О.+6). И отмечают, что с этим связаны особые свойства серной кислоты. | Предметные УУД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения проблемы. Регулятивные: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную, совершенствовать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, выполнять исследовательскую часть урока по инструктивной карточке и самостоятельно, учиться планировать деятельность и прогнозировать свойства вещества и продукты реакции, совершенствовать умение корректировать свой ответ и ответ одноклассников. Познавательные: определять способы решения проблем под руководством учителя и самостоятельно, выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя и самостоятельно, формулировать новые знания совместными групповыми усилиями. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, совершенствовать умения слушать и слышать друг друга, задавать вопросы, работать в группе , наблюдать. Личностные: проявлять ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, совершенствовать способность к самоанализу и самооцениванию собственного уровня знаний, совершенствовать опыт межличностных отношений, развивать самостоятельное мышление и умение работать в заданном темпе, |
Этап урока,: Закрепление материала . Задачи этапа: Обеспечить осмысление результата деятельности Методы и приемы обучения: беседа Формы учебного взаимодействия Индивидуальная, фронтальная | ||
Предлагаю выполнить разноуровневую самостоятельную работу в рабочих листках Составить уравнения реакций в рабочем листке концентрированной серной кислоты. составление уравнений реакции с точки зрения ОВР и выполнить тест), используя схему (Приложение № 8), I вариант. Написать электронный баланс к уравнению взаимодействия серной кислоты с Ag II вариант. Написать электронный баланс к уравнению взаимодействия серной кислоты (конц) с графитом, указать окислитель, восстановитель. III вариант В случае нагревания, концентрированная серная кислота взаимодействует с железом Составить электронный баланс, указать окислитель и восстановитель. IV вариант. Написать электронный баланс к уравнению взаимодействия серной кислоты (конц) с фосфором, указать окислитель, восстановитель. . Оценивание работы за урок. Затем предлагаю сдать рабочий листок, которые должны иметь и выставляю оценки за ответы во время фронтальной работы. |
Записывают домашнее задание в дневник Консультанты собирают рабочие листки по группам и сдают учителю для проверки самостоятельных работ на оценку | Предметные УУД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения проблемы. |
Этап урока,: Информация о домашнем задании. Задачи этапа: Обеспечить осмысление результата деятельности Методы и приемы обучения: беседа Формы учебного взаимодействия Индивидуальная, фронтальная | ||
Д.\з Формулирую и комментирую домашнее задание 1.Помимо традиционного домашнего задания – выучить параграф , конспект в тетради Таблица в тетради (Приложение № 12), учащимся предлагается: 2.Творческое задание (Приложение № 9) 3.Найти ответ на такие вопросы как: Почему кристаллогидрат сульфата натрия Na2SO4 *10H2O называется глауберовой солью? (Ответ (Приложение № 10) 4.Предлагаю решить практико-ориентированных задачи (Приложение № 11). 5. В качестве проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время предлагаю такие темы: - Минеральные сульфатные воды и их влияние на здоровье человека. -Производство серной кислоты( краткосрочную) -или самостоятельную тему (долгосрочную) Подведение итогов учебного занятия. Беседа с учащимися: -что мы сегодня изучили? Заканчиваю урок словами Д. И. Менделеева «Едва ли найдется другое столь важное вещество, используемое в промышленности. Ведь в основном вся промышленность строится на применении серной кислоты» Делаю вывод: об этом мы поговорим на следующем уроке | Делают выводы изучали свойства разбавленной, которая H2SO4 обладает общими свойствами всех кислот; разбавленная H2SO4 – окислитель при взаимодействии с металлами (Н+); разб.H2SO4 не реагирует с благородными металлами (Au, Pt) - концентрированная сильный окислитель (S+6); H2SO4 окисляет некоторые неметаллы (C, S, P) до высшей положительной С.О.; взаимодействует с металлами (в том числе Cu, Ag, Hg), стоящими в ряду напряжений после водорода; H2SO4 сильный дегидратирующий агент (меры предосторожности); бурно реагирует с водой (правило разбавления. | |
Рефлексия. Учащимся предлагается закончить одно из предложений: На уроке самым интересным было… На этом уроке я научился (научилась)… Я считаю полезным… Самым скучным было… Теперь бы я хотел(а) узнать | ||
Список литературы 1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 319с. 2. http://www.himtrade.ru/info/st43.htm 3.http://sigmatec.ru/main/prod/sernaya_kislota/nature |
Список использованной литературы
1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII юношеские чтения им. В.И, Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000 .С.304.
2. Иванова Л. В. Проектная деятельность как способ формирования УУД. / Л. В. Иванова. // Химия в школе. - 2013. - № - С. 25-27.
3. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999.- № 10.- с. 158-161
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
5. Торосян В. Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся. / В. Ф. Торосян. // Химия в школе. - 2011. - № 9. С. 2 - 3.