Урок-викторина по теме «Глагол»
Автор разработки: Петухова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: оценить уровень знаний учащихся по теме «Глагол».
Ребята, вам предстоит пройти несколько станций-этапов. Те, кто выполнят все задания, становятся Повелителем глагола. Записывайте ответы на листах. Желаем удачи!
1. Станция «Угадай-ка»
О каких значениях слова глагол говорится в стихах-загадках?
а) И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(А.С. Пушкин)
Ответ______________
б) В старину учились дети –
их учил церковный дьяк, –
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.
(Н. Кончаловская)
Ответ______________
в) Кругом пустыня, дичь и голь…
А в стороне торчит глаголь,
И на глаголе там два тела.
Висят.
(А.С. Пушкин)
Ответ______________
2. Станция «Теоретическая». Впиши недостающие слова в правило:
Глагол – это __________________ часть речи, которая обозначает ______________.
Глагол отвечает на вопросы ________________________, _____________________ Начальной формой глагола является _______________________________________,
Постоянные морфологические признаки глагола ______________________, ____________________, _____________________, __________________________________
Непостоянные признаки
_______________________, _____________, _______________,__________, ____________
В предложении глагол обычно бывает _________________________.
3. Станция «Литературная». Подчеркните все глаголы в тексте, сверху напиши их вид
Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам. В ** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим… Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями.
4. Финиш
Станция «Литературная» (продолжение) Выполни задания после текста
1. Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. 2. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него... 3. Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. 4. Медведь приблизился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. 5. Медведь повалился. 6. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. 7. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. 8. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.
9. — Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.
Выпиши разноспрягаемый глагол______________________
Выпиши глагол с чередующейся гласной в корне___________________
Выпиши из предложения 1 все переходные глаголы_________________________________
Выпиши из предложения 1 возвратные глаголы_____________________________________
Выпиши глагол-исключение 2 спряжения______________________________
Какие глаголы имеют такой состав? Запиши по одному глаголу: приставка корень суффикс суффикс окончание _____________ пристака корень суффикс суффикс окончание постфикс___________________
Найдите глагол и заполните пропуски:
1. ______________(что делают?) Н.Ф.__________________. Глагол, обозначает действие предмета.
2. Морф. Признаки
1) Постоянные: несов. вид, переходный, невозвр., I спр.
2) Непостоянные: изъявит. накл., наст. время, мн.ч., 3-е л.
3. Синтаксическая роль – сказуемое
Поздравляем! Дождитесь результатов и станьте Повелителем глагола!
Ответы к уроку-викторине по теме «Глагол»
Станция «Угадай-ка»
1. О каких значениях слова глагол говорится в стихах-загадках?
а) И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(А.С. Пушкин)
Ответ_слово_____________
б) В старину учились дети –
их учил церковный дьяк, –
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.
(Н. Кончаловская)
Ответ_буква_____________
в) Кругом пустыня, дичь и голь…
А в стороне торчит глаголь,
И на глаголе там два тела.
Висят.
(А.С. Пушкин)
Ответ_виселица_____________
Станция «Теоретическая». Впиши недостающие слова в правило:
Глагол – это _самостоятельная__ часть речи, которая обозначает _действие_______.
Глагол отвечает на вопросы что делать, что сделать
Начальной формой глагола является _неопределенная форма,
Постоянные морфологические признаки глагола - спряжение, вид, переходность, возвратность
Непостоянные признаки наклонение – наклонение, время, лицо, число, род
В предложении глагол обычно бывает _сказуемым________________________.
Станция «Литературная». Подчеркните все глаголы в тексте, сверху напиши их вид
Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам. В ** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. … Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями.
Станция «Литературная» (продолжение) Выполни задания после текста
1. Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. 2. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него... 3. Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. 4. Медведь приблизился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. 5. Медведь повалился. 6. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. 7. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. 8. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.
9. — Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.
Выпиши разноспрягаемый глагол__побежал____________________
Выпиши глагол с чередующейся гласной в корне ___запирают________________
Выпиши из предложения 1 все переходные глаголы_вталкивают, запирают
Выпиши из предложения 1 возвратные глаголы _вознамерился, отворилась
Выпиши глагол-исключение 2 спряжения_терпеть_____________________________
Какие глаголы имеют такой состав? Запиши по одному глаголу из предложений 8 и 4:
прибежала____ _приблизился__________________
Найдите глагол и заполните пропуски:
Запирают__(что делают?) Н.Ф.__Запирать________________. Глагол, обозначает действие предмета.
Морф. Признаки
1) Постоянные: несов. вид, переходный, невозвр., I спр.
2) Непостоянные: изъявит. накл., наст. время, мн.ч., 3-е л.
Синтаксическая роль - сказуемое
Список использованной литературы
Отрывки из повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»
Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Альфонс садится на коня…»
Отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «В старину учились дети»
Устинова Валентина Ивановна