Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»
учебной дисциплины
ЕН.02 Информатика
По специальности:
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Рассмотрена на заседании МК _________________________ _________________________ __________\______________ «_____» ___________ 20____г. Протокол №___ | Согласовано ________ / ____________ «___» __________ 20___г. ______________________» ________ 20__г. | Утверждаю Зам. директора по УР ________ / ___________ «___» __________ 20___г. |
Регистрационный № ________
«_____» _____________ 20___г.
Преподаватель
Мельникова Вера Владимировна
(ФИО разработчика)
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте).
Учебная дисциплина «Информатика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 02, ОК 09 | использовать изученные прикладные программные средства; уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера; самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ; уметь работать с программными средствами общего назначения; иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях; использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией; владеть приемами антивирусной защиты; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий. | основы современных информационных технологий переработки информации влияние на успех в профессиональной деятельности; современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц); сновные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; базовые системные продукты и пакеты прикладных программ. |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 80 |
Учебных занятий во взаимодействии с преподавателем (всего) | 64 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 18 |
практические занятия | 46 |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 16 |
Промежуточная аттестация (в форме зачета) | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |||||
Тема 1. Информация и информационные технологии. | Содержание учебного материала | 12 | ОК 02, ОК 09 | |||||
Введение. Представление об информационном обществе. Роль информатизации в развитии общества. Информационный потенциал общества. Информационные ресурсы. Формы представления информации. Информационные процессы. Назначение и виды информационных систем. Информационные технологии. Виды информационных технологий. Классификация ИТ по сферам применения. Принципы реализации и функционирования информационных технологий. Инструментарий информационных технологий. | ||||||||
В том числе, практических занятий | 6 | |||||||
Практическое занятие № 1 Определение программной конфигурация ВМ. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 2 Подключение периферийных устройств к ПК. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 3 Работа файлами и папками в операционной системе Windows | 2 | |||||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщений, докладов | 4 | | ||||||
Тема 2. Технология обработки текстовой информации | Содержание учебного материала | 12 | ОК 02, ОК 09 | |||||
Виды прикладного программного обеспечения. Классификация прикладных программ. Программная конфигурация вычислительных машин. Межпрограммный интерфейс. Системы обработки текста, их базовые возможности. Принципы создания и обработки текстовых данных. Текстовый файл. Формат файла. Основные элементы текстового документа. Текстовый процессор MicrosoftWord: назначение и функциональные возможности; интерфейс программы; работа с документом (создание, открытие, сохранение, печать); редактирование и форматирование документа. | ||||||||
В том числе, практических занятий | 10 | |||||||
Практическое занятие № 4 Установка на ПК пакета прикладных программ по профилю специальности. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 5 Перевод текстов. Освоение соответствующего программного обеспечения. Первичные настройки текстового процессора. Работа с фрагментом текста. Параметры страницы. Номера страниц. Колонтитул. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 6 Границы и заливка. Создание и форматирование таблиц. Работа со списками. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 7 Проверка на правописание. Печать документов. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 8 Вставка объектов из файлов и других приложений. | 1 | |||||||
Практическое занятие № 9 Создание комплексного текстового документа. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа Оформление текстового документа в соответствии с требованиями | 4 | | ||||||
Тема 3. Основы работы с электронными таблицами | Содержание учебного материала | 8 | ОК 02,ОК 09 | |||||
Введение в электронные таблицы. Электронные таблицы - назначение, возможности, загрузка. Основные компоненты ЭТ. Адресация в ячейках. Виды ссылок. Основные компоненты электронных таблиц. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Правила записи арифметических операций. Форматирование элементов таблицы. Формат числа. | ||||||||
В том числе, практических занятий | 5 | |||||||
Практическое занятие № 10 Интерфейс MicrosoftExcel. Создание и оформление таблиц в MS Еxcel. Ввод и использование формул. | 1 | |||||||
Практическое занятие № 11 Использование стандартных функций. | 1 | |||||||
Практическое занятие № 12 Создание сложных формул с использованием стандартных функций. | 1 | |||||||
Практическое занятие № 13 Построение диаграмм и графиков. | 1 | |||||||
Практическое занятие № 14 Фильтрация данных. Формат ячеек. | 1 | |||||||
Тема 4 Основы работы с мультимедийной информацией. Системы компьютерной графики. | Содержание учебного материала | 10 | ОК 02, ОК 09 | |||||
Понятие мультимедиа. Объекты мультимедиа. Мультимедийные презентации. Мультимедийные технологии. Назначение и основные возможности MS PowerPoint. Настройка презентации: анимация, наложение звука, вставка видео, гиперссылки. Растровая, векторная, трехмерная графика; форматы графических данных; средства обработки растровой графики; средства обработки векторной графики. Компьютерная и инженерная графика. | ||||||||
В том числе, практических занятий | 9 | |||||||
Практическое занятие № 15 Создание презентации средствами MS PowerPoint. Добавление звука и видео в презентации. Настройка анимации. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 16 Создание электронных образовательных ресурсов по профилю специальности с использованием облачных сервисов. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 17 Понятие объекта в графическом редакторе. Создание простых фигур. Основы работы с текстом. | 2 | |||||||
Практическое занятие № 18 Работа в графическом редакторе. | 1 | |||||||
Практическое занятие № 19 Создание основных фигур. Слои. Управление цветом. Сканирование графических объектов. | 2 | |||||||
Тема 5. Системы управления базами данных. Справочно-поисковые системы. | Содержание учебного материала | 12 | ОК 02, ОК 09 | |||||
Понятие базы данных и информационной системы. Способы доступа к базам данных. Технологии обработки данных БД. Реляционные базы данных Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команды выборки с параметром сортировки, команды удаления и добавления записей. Принципы работы в справочно-поисковых системах. Организация поиска информации в справочно-поисковых системах. | ||||||||
В том числе, практических занятий | 9 | |||||||
Практическое занятие № 20 Создание и заполнение базы данных. Связи между таблицами и ввод данных. | 3 | |||||||
Практическое занятие № 21 Использование мастера подстановок. Сортировка данных. Формирование отчетов. | 3 | |||||||
Практическое занятие № 22 Запросы базы данных. Принципы поиска информации в СПС Консультант Плюс. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа Поиск профессионально-ориентированной информации | 4 | | ||||||
Тема 6 Структура и классификация систем автоматизированного проектирования | Содержание учебного материала | 8 | ОК 02, ОК 09 | |||||
Основные понятия и классификация систем автоматизированного проектирования. Структура систем автоматизированного проектирования. Виды профессиональных автоматизированных систем. Функции, характеристики и примеры CAE/CAD/CAM-систем. Комплексные автоматизированные системы КОМПAС-3D, ADEM. | ||||||||
В том числе, практических занятий | 5 | |||||||
Практическое занятие № 23 Система автоматизированного проектирования Компас - 3D. Построение пространственной модели. | ||||||||
Самостоятельная работа Выполнение чертежа | 4 | | ||||||
Промежуточная аттестация (зачет) | 2 | | ||||||
Всего: | 80 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информатика, компьютерное моделирование», оснащенный оборудованием:
рабочие места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий и методических материалов по дисциплине;
техническими средствами обучения:
компьютеры по количеству посадочных мест с лицензионным программным обеспечением с выходом в Интернет, проектор или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Информатика и информационные технологии: учебник для СПО / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. М.: Издательство Юрайт, 2017. – 383 с.
2. Хлебников, А.А. Информатика : учебник для СПО / А.А. Хлебников. – Ростов-на Дону : Феникс, 2016. – 427 с. (Среднее профессиональное образование).
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Плотникова, Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [Электронный ресурс]: учебное пособие для ссузов / Н.Г. Плотникова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 124 с. –
Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760298
2. Сергеева, И. И. Информатика [Электронный ресурс]: Учебник для студентов ссузов/ Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 384 с. -
Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=768749
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: | ||
основы современных информационных технологий переработки информации влияние на успех в профессиональной деятельности; | обучающийся демонстрирует знание современных информационных технологий переработки информации | все виды опроса; экспертное наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; |
современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств; | обучающийся ориентируется в состоянии уровня и направлении развития вычислительной техники и программных средств | |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц); | обучающийся знает назначение текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц | |
основные понятия автоматизированной обработки информации | обучающийся дает точные определения: информации, информационных процессов и информационного общества, технологию обработки информации, управление базами данных, компьютерными телекоммуникациями. | |
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем | обучающийся перечисляет архитектуру ПК, структуру вычислительных систем, программное обеспечение ПК, операционные системы и оболочки; осуществляет работу с размещением, обработкой, поиском, хранением и передачей информации и антивирусными средствами защиты | |
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ | обучающийся дает точные определения локальных и глобальных компьютерных сетей и сетевых технологий, текстового редактора, электронной таблицы, систем управления базами данных, графических редакторов и информационно-поисковых систем, автоматизированной системы | |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: | ||
использовать изученные прикладные программные средства | обучающийся использует ОС Windows для составления имен каталогов и файлов, их шаблонов к заданным файлам; | оценка выполнения практических заданий; оценка деятельности обучающихся на практических занятиях; |
уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера; | самостоятельно работает в качестве пользователя персонального компьютера | |
самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ; | правильно использует внешние н носители информации для обмена данными между машинами, создает резервные копии и архивы данных и программ; | |
уметь работать с программными средствами общего назначения; | правильно применяет программные средства общего назначения | |
иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях; | использует ресурсы сети Интернет для передачи и получения сообщений по электронной почте; | |
использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией; | правильно применяет средства поиска и обмен информации | |
владеть приемами антивирусной защиты; | применяет антивирусные программы для лечения зараженного носителя информации и тестирование электронного носителя информации на наличие вирусов; | |
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; | правильно оценивает информацию, сопоставляя различные источники. | |
распознавать информационные процессы в различных системах; | правильно распознает информационные процессы в различных системах | |
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; | осуществляет выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей | |
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; | грамотно иллюстрирует учебные работы с использованием средств информационных технологий | |
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); | работает с текстовым редактором MS Word, с электронным редактором MS Excel , использует базу данных MS Access, графические редакторы. | |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий. | соблюдает правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий |