Представление опыта по внедрению в практику организованной образовательной деятельности «Музыка» в ДОУ здоровьесберегающих технологий
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Костромы «Детский сад №52»
Представление опыта по внедрению в практику организованной образовательной деятельности «Музыка» в ДОУ здоровьесберегающих технологий.
Музыкальный руководитель:
Соколовой Наталья Борисовна
г. Кострома
Одна из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (приказ Министерства образования и науки РФ от « 17» октября 2013г. № 1155) .
Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей.
Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья.
Музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения и дыхания. Это и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Цель моей работы - это формирование полноценной личности ребёнка, укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, а так же формирование потребности в здоровом образе жизни.
Поставленная цель была реализована через решение следующих задач:
1. Образовательные:
- усвоить правила овладения простейшими технологиями здоровьесбережения;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими, дыхательными и др. здоровье-сберегающими приёмами.
2. Развивающие:
- развивать положительные эмоции;
- развитие познавательных интересов, творческой активности и инициативы.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- способствовать развитию физического и психического здоровья детей;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- повышать адаптивные возможности детского организма посредством дыхательной гимнастики, самомассажа и др. здоровьесберегающих технологий.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки распевки.
С них я начинаю музыкальные занятия. Несложные, позитивные тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение и подготавливают голос к пению.
Например:
Песенка распевка «Здравствуйте!» (муз. и сл. С. Коротаевой
ж-л «Музыкальный руководитель» № 8 за 2010 год, стр.14)
"Ручки, ручки просыпайтесь, Здравствуйте!
- Поворачиваем ладошки перед собою вверх и вниз попеременно.3 хлопка в ладоши.
Ласковые ручки наши, Здравствуйте!
- Гладим каждую ладошку попеременно. 3 хлопка в ладоши.
Пальчики сердитые, Здравствуйте!
- Сжимаем и разжимаем пальцы рук. 3 хлопка в ладоши.
И ладошки, наши крошки, Здравствуйте! "
- Гладим каждую ладошку попеременно. 3 хлопка в ладоши.
«Доброе утро!» (муз. и сл. О. Н. Арсеневской)
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши).
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, (разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы!
Дыхательная гимнастика.
Работа над дыханием предваряет пение песен. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей управлять своим дыханием.
Суть дыхательной гимнастики состоит в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы и развития певческих способностей детей.
В своей работе я использую например:
«Машина»
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. — Дети стоят на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
«Цветок»
(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делают медленный вдох, будто вдыхают аромат цветка.
Упражнение «Ладошки» (по А.Н.Стрельниковой)
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох).
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, пёрышко, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
Игровой массаж. (Самомассаж).
Я использую в своей работе элементы игрового массажа на музыкальных занятиях и на дополнительных платных занятиях. Ребёнок может легко научиться этому в игре. Кроме того, массаж и самомассаж поднимает настроение и улучшает самочувствие ребёнка. Массаж учит доверительным отношениям друг к другу.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Игровой массаж – Скороговорка с элементами массажа «Черепаха».
Шла купаться черепаха Пальчики шагают по коленочкам.
И кусала всех от страха. -//-
Кусь кусь-кусь-кусь «Клювики», прищипывать воздух перед собою,
вытянув руки вперёд.
Никого я не боюсь. Погрозить пальчиком.
При повторении попробовать поставить детей в круг друг за другом «Паровозиком», положить руки на плечи впередисидящему ребёнку, первый ребёнок кладёт руки себе на колени. Повторить скороговорку, шагая пальчиками по спине впередисидящему ребёнку.
Повернуться в обратную сторону и сделать «массаж» другому ребёнку.
Игровой массаж – Скороговорка с элементами массажа «Ёжик».
Ёжик в бане вымыл ушки, Трут круговыми движениями уши впередистоящему соседу.
Шею, кожицу на брюшке. -//- шею, живот.
И сказал еноту ёж: Положить руки на плечи соседу.
«Ты мне спинку не потрёшь?» Потереть спину соседу..
При повторении попробовать поставить детей в круг друг за другом «Паровозиком», положить руки на плечи впередисидящему ребёнку, первый ребёнок кладёт руки себе на колени.
Повторить скороговорку, шагая пальчиками по спине впередисидящему ребёнку.
Повернуться в обратную сторону и сделать «массаж» другому ребёнку.
Игровой самомассаж под музыкальное сопровождение
«У жирафов» Екатерина и Сергей Железновы.
1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах,
На животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся
до соответствующих частей тела).
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах,
На животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах,
На животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу рисуем полосочки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах,
На животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся
до соответствующих частей тела).
Пальчиковая гимнастика.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые гимнастики и игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Например: (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Речевые игры.
Это одна из форм творческой работы с детьми. Для развития речевого аппарата. Музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.
Скороговорки.
Например: (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Музыкотерапия.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности, релаксация.
Например: (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Музыкальные занятия (НОД) с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий возможен только при совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования работающих с детьми дошкольного возраста, а так же родителям. В непосредственной образовательной деятельности учитывается интересы ребёнка, его индивидуальные и возрастные особенности.
Используемая литература.
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г. Москва, ТЦ «Сфера», 2012.
- Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребёнка» Москва, Линка- Пресс, 1999
- Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников, СПб., Речь. 2011.
- Еременко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, Волгоград, «Корифей», 2009.
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной,
- «Праздник каждый день» И.Каплуновой,
- «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной,
- «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой,
- Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой,
- Программа «Ритмическая мозаика»;
- «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной;
- «Ритмика для малышей» Екатерина и Сергей Железновы;
- «Разговорчивые пальчики» 2-4 года Т. Ю. Бардышева;
- «Стихи для развития речи» О. И. Крупенчук.
- Интернет ресурсы.
Шубина Марина Валерьевна