12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Наталья Борисовна56

1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Костромы «Детский сад №52»


Представление опыта по внедрению в практику организованной образовательной деятельности «Музыка» в ДОУ здоровьесберегающих технологий.


Музыкальный руководитель:
Соколовой Наталья Борисовна

г. Кострома
    
        Одна из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (приказ Министерства образования и науки РФ от « 17» октября 2013г. № 1155) .

    Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей. 
    Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья. 
   Музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения и дыхания. Это и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

    Цель моей работы - это формирование полноценной личности ребёнка, укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, а так же формирование потребности в здоровом образе жизни.

Поставленная цель была реализована через решение следующих задач:
1. Образовательные: 
- усвоить правила овладения простейшими технологиями здоровьесбережения; 
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими, дыхательными и др. здоровье-сберегающими приёмами.
2. Развивающие: 
- развивать положительные эмоции;
- развитие познавательных интересов, творческой активности и инициативы.
3. Воспитательные: 
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- способствовать развитию физического и психического здоровья детей; 
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- повышать адаптивные возможности детского организма посредством дыхательной гимнастики, самомассажа и др. здоровьесберегающих технологий.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:


Валеологические песенки распевки.
      С них я начинаю музыкальные занятия. Несложные, позитивные тексты  и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение и подготавливают голос к пению.
Например:
Песенка распевка «Здравствуйте!» (муз. и сл. С. Коротаевой
ж-л «Музыкальный руководитель» № 8 за 2010 год, стр.14)

"Ручки, ручки просыпайтесь, Здравствуйте!  

         -  Поворачиваем ладошки перед собою вверх и вниз попеременно.3 хлопка в ладоши. 

Ласковые ручки наши, Здравствуйте!

              - Гладим каждую ладошку попеременно.   3 хлопка в ладоши.

Пальчики сердитые, Здравствуйте!      

              - Сжимаем и разжимаем пальцы рук. 3 хлопка в ладоши.            

И ладошки, наши крошки, Здравствуйте! " 

              - Гладим каждую ладошку попеременно.  3 хлопка в ладоши.

«Доброе утро!» (муз. и сл. О. Н. Арсеневской)

Доброе утро!         (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее.        (хлопают в ладоши).

Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щечки. 
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)
Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки      (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. 
Улыбнемся снова,        (разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.
   
       Работа над дыханием предваряет пение песен. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей управлять своим дыханием. 
Суть дыхательной гимнастики состоит в осознанном управлении всеми фазами  дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы и развития певческих способностей детей.      

В своей работе я использую например: 

«Машина» 
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. — Дети стоят  на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
«Цветок» 
     (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делают медленный вдох, будто вдыхают  аромат цветка.

Упражнение «Ладошки» (по А.Н.Стрельниковой)
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем. 
    (На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох).
    Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, пёрышко, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Игровой массаж. (Самомассаж).

     Я использую в своей работе элементы игрового массажа на музыкальных занятиях и на дополнительных платных занятиях. Ребёнок может легко научиться этому в игре. Кроме того, массаж и самомассаж поднимает настроение и улучшает самочувствие ребёнка. Массаж учит доверительным отношениям друг к другу.  
    Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. 
Игровой массаж   –  Скороговорка с элементами массажа «Черепаха».

Шла купаться черепаха    Пальчики шагают по коленочкам.
И кусала всех от страха.    -//-
Кусь кусь-кусь-кусь    «Клювики», прищипывать воздух перед собою, 
                                       вытянув руки вперёд.
Никого я не боюсь.    Погрозить пальчиком.

    При повторении попробовать поставить детей в круг друг за другом «Паровозиком», положить руки на плечи впередисидящему ребёнку, первый ребёнок кладёт руки себе на колени. Повторить скороговорку, шагая пальчиками по спине впередисидящему ребёнку.
    Повернуться в обратную сторону и сделать «массаж» другому ребёнку. 


Игровой массаж  –  Скороговорка с элементами массажа «Ёжик».
Ёжик в бане вымыл ушки,    Трут круговыми движениями уши впередистоящему соседу.
Шею, кожицу на брюшке.    -//- шею, живот.
И сказал еноту ёж:    Положить руки на плечи соседу.
«Ты мне спинку не потрёшь?»    Потереть спину соседу..

При повторении попробовать поставить детей в круг друг за другом «Паровозиком», положить руки на плечи впередисидящему ребёнку, первый ребёнок кладёт руки себе на колени.
Повторить скороговорку, шагая пальчиками по спине впередисидящему ребёнку. 
Повернуться в обратную сторону и сделать «массаж» другому ребёнку. 


Игровой самомассаж под музыкальное сопровождение
 «У жирафов» Екатерина и Сергей Железновы.

1.    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
       У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
                                            (Хлопаем по всему телу ладонями.)
       На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, 
       На животах, на коленях и носках.
                                          (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся 
                                                              до соответствующих частей тела).
2.    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
       У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
                                          (Щипаем себя, как бы собирая складки).
        На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, 
        На животах, на коленях и носках.
                                          (Обоими указательными пальцами  
                          дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
3.   У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 
      У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
                                (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
      На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, 
      На животах, на коленях и носках.
                                          (Обоими указательными пальцами 
                             дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
4.   А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
      А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
                           (Проводим ребрами ладони по телу рисуем полосочки).
     На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, 
     На животах, на коленях и носках.
                             (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся  
                                             до соответствующих частей тела).


Пальчиковая гимнастика.

      Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые гимнастики и игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. 
Например: (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Речевые игры.


      Это одна из форм творческой работы с детьми. Для развития речевого аппарата. Музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.   
       Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Скороговорки.

Например: (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Музыкотерапия.


   Музыкотерапия  -  важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем  ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
     Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности, релаксация.
Например: (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
   

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.

Музыкальные занятия (НОД)  с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий возможен только при совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
     Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования работающих с детьми дошкольного возраста, а так же родителям. В непосредственной образовательной деятельности учитывается интересы ребёнка, его индивидуальные и возрастные особенности. 

Используемая литература.

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г. Волгоград, «Учитель», 2009.
  2. Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г. Москва, ТЦ «Сфера», 2012.
  3. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребёнка» Москва, Линка- Пресс, 1999
  4. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников, СПб., Речь. 2011.
  5. Еременко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, Волгоград, «Корифей», 2009.
  6. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, 
  7. «Праздник каждый день» И.Каплуновой, 
  8. «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, 
  9. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, 
  10.   Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой,
  11.   Программа «Ритмическая мозаика»;
  12.  «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; 
  13.  «Ритмика для малышей» Екатерина и Сергей Железновы;
  14.  «Разговорчивые пальчики» 2-4 года Т. Ю. Бардышева;
  15.  «Стихи для развития речи» О. И. Крупенчук.
  16.  Интернет ресурсы.

Презентация опыта
PPTX / 6.33 Мб

Приложение
DOCX / 15.42 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.