Урок литературы «В мире дальневосточных сказок»

Воропаева Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 34 Комсомольска-на-Амуре
Тема | В МИРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СКАЗОК. НАНАЙСКИЕ СКАЗКИ | |
Цель | Учащиеся научатся определять особенности сказки как жанра, характеризовать героев дальневосточных сказок на примере нанайских сказок. | |
Обучающие: - познакомить учащихся с народами, живущими на Дальнем Востоке, обычаями и традициями нанайского народа; - познакомить с амурскими сказками (нанайскими); - сравнить особенности русских сказок и сказок Дальнего Востока; -повторить особенности сказки как жанра; | ||
Развивающие: - развивать интерес к литературе и природе родного края. - развивать умение выразительно читать сказку по ролям, обогащать словарный запас обучающихся; - продолжать формировать умение работать с композицией сказок; - развивать творческие способности учащихся (выразительное чтение наизусть, инсценирование, работа над иллюстрациями); - развивать умение самостоятельно анализировать и обобщать изученное | ||
Воспитывающие: - формирование познавательного интереса, умения сотрудничать с другими - воспитание любви к родному краю, его устному народному творчеству и толерантности | ||
Тип урока , форма урока | Урок внеклассного чтения (изучение нового материала – путешествие по сказкам Дальнего Востока) Групповая работа, парная, индивидуальная | |
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные |
Ученик понимает необходимость и значимость знаний о традициях и обычаях Дальнего Востока, стремится к самообразованию, анализу своих действий. | Познавательные УУД: Ученик проводит информационный поиск, строит речевое высказывание, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, анализирует и сравнивает. Регулятивные УУД: Ученик формулирует цель с помощью учителя и ставит задачи для достижения цели, осуществляют рефлексию. Коммуникативные УУД: Ученик планирует учебное сотрудничество в группе в поиске и сборе информации, выражает свои мысли, владеет монологическими и диалогическими формами речи | |
Предметные | ||
Усвоил виды и типы сказок, умеет анализировать черты характера сказочных героев и передавать их в инсценировании и иллюстрировании, сравнивать композиционные особенности сказок разных народов. | ||
Информационно-методическое обеспечение | - Д.Д. Нагишкин. Амурские сказки. – Хабаровск, Кни.изд. 1975 г., Иллюстрации Геннадия Павлишина. - Хрестоматия по дальневосточной литературе: 5 класс / Сост. Г.В. Гузенко; отв.ред. С.И.Красноштанов. – 4-е изд. доп. – Хабаровск: Издательский дом « Приамурские ведомости», 2011. - Самый сильный. Нанайские сказки. Литературная обработка Г.А.Меновщикова. Художник Г.Макавеева. Издательство «Малыш» Москва, 1989 год. Презентация к уроку Выставка книг и иллюстраций учащихся к амурским сказкам |
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Мультимедиа |
Актуализация, целеполагание Цель – активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы | 1)Подобно могучему орлу раскинул свои крылья Дальний Восток. Батюшка Амур несет свои воды. На этой огромной территории живут и трудятся люди, с гордостью называющие себя дальневосточниками, живут единой дружной семьей. 3) Птица-чайка приглашает нас побывать в сказке. Это жанр УНТ - С какими жанрами УНТ вы познакомились на предыдущих уроках? - А какой жанр УНТ нравится ребятам больше всего? - А что такое сказка? Сказка живет с нами всю жизнь. С самого детства родители читают своим детям сказки, потом эти дети, научившись читать, сами читают, а став взрослыми, они также читают сказки уже своим детям. Сказка питает ум растущего человека, развивает его. 5) А как вы думаете, о каких сказках пойдет сегодня у нас с вами речь? - Какой будет темы нашего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? - Какие задачи необходимо выполнить, чтобы достичь цели? 7) Мы живем на Дальнем Востоке, а вы читали дальневосточные сказки? Обратите внимание, сколько ДВ сказок представлено на нашей выставке, их вы можете прочитать, взяв в школьной библиотеке. | 2)Над Амуром чайка- птица Снега первого белей, С кем, с кем мне поделиться Светлой радостью своей? Над Амуром чайка- птица Белый вышила узор. С кем, с кем мне поделиться Красотою рек и гор? Над Амуром чайка- птица, Словно перышко, легка. С кем, с кем мне поделиться Сказкой древней, как века? Пусть она не лисья шкура, И не будешь ею сыт,- Сказка с древнего Амура Вам, друзья, принадлежит. Сказку в памяти держите, От забвения храня. Коль придётся, расскажите Тем, кто не был у меня! Валерий Шульжик 4) ответы учащихся 6) ответы учащихся. Формулировка темы, запись ее в тетрадь Формулировка цели Формулировка задач 8) Обращают внимание на выставку и иллюстрации учащихся | РУУД – определять цели и задачи урока ПУУД – формировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме ЛУУД – понимать значение знаний прошлых уроков для освоения новой темя, проявлять интерес к новому содержанию КУУД – вступать в речевое общение | Презентация (виды Амура и Дальнего Востока) |
Изучение нового материала Цель – познакомить с амурскими (нанайскими) сказками, определить их виды и выделить главные черты характера героев, провести сравнение с другими сказками Физминутка | 1)Птица-чайка приглашает нас отправиться в путешествие к коренным народам, населяющим Амур и ДВ. Поможет нам в этом группа исследователей-краеведов 3) - Какие три вида русских сказок вы знаете? 5) Такие же виды сказок есть и у аборигенов Амура (у нанайцев) Группа «Сказки о животных» 7) Вывод по сказке «Хвастун» (черты характера отличаются, т.к. разные условия окружения – он хвастается перед своими, а не перед хищником) 9) вывод по сказке «Айога» - черты характера героини схожи с чертами характера других персонажей (народных и литературных сказок) Путешествую, подсмотрим, какой ритуал совершает нанайский шаман, волшебник, защитник народа, встав рано утром -он встал и вышел из яранги, посмотрел на небо; -поднял руки, потянулся к солнцу; -развел руки и обхватил окружающую природу; -над головой птица пролетела, помахал ей руками; -ударил три раза в бубен, сел на нарты и укатил. А мы отправляемся в следующую сказку 9) вывод по сказке «Самый сильный» - человек обладает разными чертами характера (хрупкий, как лед; ласковый, как солнце; хмурый, как туча; порывистый, как ветер; крепкий, как скала), поэтому и сильнее. | 2) Группа исследователей-краеведов - Перечисление коренных народов: нанайцы, ульчи, орочи, эвенки, эвены, нивхи, удэгейцы, ительмены. - Рассказ о нанайцах, их обычаях и традициях - Рассказ о Д.Нагишкине 4) ответы учащихся (сказки о животных, бытовые и волшебные) 6) Группа «Сказки о животных» - инсценирование сказки «Хвастун» - вопросы для учащихся других групп: К какому виду сказок относится данная сказка? Кто главный герой в сказке? Какая главная черта характера у зайца в русских сказках? А каким мы увидели зайца в данной в сказке? (хвастун, эгоист) Остальные уч-ся отвечают на вопросы, записывают название сказки и черты характера героя 8) Группа «Бытовые сказки» - инсценирование сказки «Айога» - вопросы для учащихся других групп: К какому виду сказок относится данная сказка? Кто главный герой в сказке? Какой вы увидели в сказке Айогу? (эгоистичной, нелюбящей свою мать, завистливой, высокомерной, ленивой). А есть ли подобные героини в сказках литературных и народных? (Золушка, 12 месяцев, Морозко) Остальные уч-ся отвечают на вопросы, записывают название сказки и черты характера героя Выполняют упражнения физминутки, повторяя за учителем 10) Группа «Волшебные сказки» - чтение по ролям сказки «Самый сильный» - вопросы для учащихся других групп: К какому виду сказок относится данная сказка? Кто главные герои в сказке? (Намека, Курбу) Что в споре хотели выяснить герои? (кто сильнее) Кто же на свете самый сильный? (человек) Остальные уч-ся отвечают на вопросы, записывают название сказки и черты характера героя | РУУД – работать в группе по предложенному плану, оценивать ответы одноклассников ПУУД – анализировать черты характера героев, проводить наблюдения за героями, презентовать подготовленную информацию в наглядном (инсценирование) и вербальном (составление вопросов к сказке) видах, строить речевое высказывание в устной форме ЛУУД – проявлять интерес к новому содержанию, формулировать мотивацию к собственной учебной деятельности, анализировать моральные нормы и оценивать ситуации и поступки героев. КУУД – вступать в речевое общение, работать в группе | Презентация Слайд «Народы ДВ» Слайд «Нанайцы» Слайд о Д.Н. Слад к сказке «Хвастун» Слад к сказке «Айога» Слайд к сказке «Самый сильный» |
Первичное осмысление и закрепление Цель – осмыслить и закрепить знания, полученные по данной теме на уроке, провести самооценку знаний | 1) Сказка «Ангадякан-сиротка» - Какой вид у сказки? (бытовая) - Кто главный герой? - Какие элементы сказочной композиции здесь присутствуют? - Какие черты характера героини вы отметили? _ Какие сказки (народные, литературные) с подобным сюжетом вы уже читали? 3) Диагностика в форме теста: 1. Со сказками какого народа вы сегодня познакомились? (а) нанайцы, б) эвенки, в) нивхи) 2.Выберите автора «Амурских сказок» (а) А.Павлишин, б) Д.Нагишкин, в) З.Кириченко) 3. К какому виду сказок относится сказка «Айога» (а) волшебная, б) о животных, в) бытовая) 4) Кто, по мнению героев сказки, самый сильный на земле (а) человек, б) гора, в) солнце) 5) Лень – главная черта какого сказочного героя (а) Ангадякан, б) Айога, в) Курбу) | 2) фронтальная работа, ответы на вопросы 4) отвечают на задания теста, проверяют его и проводят самооценку по критериям (5 правильных ответов – «5» и т.д.) | ПУУД – анализировать черты характера нового героя , строить речевое высказывание в устной форме, отвечать на вопросы теста, проводить самооценку ЛУУД – формулировать мотивацию к собственной учебной деятельности, анализировать моральные нормы и оценивать ситуации и поступки героев. | |
Рефлексия. Итоги урока Цель – подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке | Вопросы: - Что узнали нового на уроке? - О чем бы вы хотели еще узнать? - Чему научили вас Амурские сказки? - Что показалось интересным на уроке? Как бы вы оценили свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, проводят самооценку | РУУД – повести самооценку своей деятельности на уроке ЛУУД – понимать значение знаний данного материала и принимать его КУУД – вступать в речевое общение | |
Домашнее задание | Прочитать сказки других народов Дальнего Востока, записать главных героев и черты их характера. Проиллюстрировать сказку (индивидуальное задание) | Запись домашнего задания в дневник | | |