12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воропаева Любовь Петровна62

Воропаева Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 34 Комсомольска-на-Амуре


Тема

В МИРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СКАЗОК. НАНАЙСКИЕ СКАЗКИ

Цель

Учащиеся научатся определять особенности сказки как жанра, характеризовать героев дальневосточных сказок на примере нанайских сказок.

Задачи

Обучающие:

- познакомить учащихся с народами, живущими на Дальнем Востоке, обычаями и традициями нанайского народа;

- познакомить с амурскими сказками (нанайскими);

- сравнить особенности русских сказок и сказок Дальнего Востока;

-повторить особенности сказки как жанра;

Развивающие:

- развивать интерес к литературе и природе родного края.

- развивать умение выразительно читать сказку по ролям, обогащать словарный запас обучающихся;

- продолжать формировать умение работать с композицией сказок;

- развивать творческие способности учащихся (выразительное чтение наизусть, инсценирование, работа над иллюстрациями);

- развивать умение самостоятельно анализировать и обобщать изученное

Воспитывающие:

- формирование познавательного интереса, умения сотрудничать с другими

- воспитание любви к родному краю, его устному народному творчеству и толерантности

Тип урока , форма урока

Урок внеклассного чтения (изучение нового материала – путешествие по сказкам Дальнего Востока)

Групповая работа, парная, индивидуальная

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Ученик понимает необходимость и значимость знаний о традициях и обычаях Дальнего Востока, стремится к самообразованию, анализу своих действий.

Познавательные УУД:

Ученик проводит информационный поиск, строит речевое высказывание, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, анализирует и сравнивает.

Регулятивные УУД:

Ученик формулирует цель с помощью учителя и ставит задачи для достижения цели, осуществляют рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Ученик планирует учебное сотрудничество в группе в поиске и сборе информации, выражает свои мысли, владеет монологическими и диалогическими формами речи

Предметные

Усвоил виды и типы сказок, умеет анализировать черты характера сказочных героев и передавать их в инсценировании и иллюстрировании, сравнивать композиционные особенности сказок разных народов.

Информационно-методическое обеспечение

- Д.Д. Нагишкин. Амурские сказки. – Хабаровск, Кни.изд. 1975 г., Иллюстрации Геннадия Павлишина.

- Хрестоматия по дальневосточной литературе: 5 класс / Сост. Г.В. Гузенко; отв.ред. С.И.Красноштанов. – 4-е изд. доп. – Хабаровск: Издательский дом « Приамурские ведомости», 2011.

- Самый сильный. Нанайские сказки. Литературная обработка Г.А.Меновщикова. Художник Г.Макавеева. Издательство «Малыш» Москва, 1989 год.

Презентация к уроку Выставка книг и иллюстраций учащихся к амурским сказкам



Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Мультимедиа

Актуализация, целеполагание

Цель – активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

1)Подобно могучему орлу раскинул свои крылья Дальний Восток. Батюшка Амур несет свои воды. На этой огромной территории живут и трудятся люди, с гордостью называющие себя дальневосточниками, живут единой дружной семьей.










3) Птица-чайка приглашает нас побывать в сказке. Это жанр УНТ

- С какими жанрами УНТ вы познакомились на предыдущих уроках?

- А какой жанр УНТ нравится ребятам больше всего?

- А что такое сказка?

Сказка живет с нами всю жизнь. С самого детства родители читают своим детям сказки, потом эти дети, научившись читать, сами читают, а став взрослыми, они также читают сказки уже своим детям. Сказка питает ум растущего человека, развивает его.


5) А как вы думаете, о каких сказках пойдет сегодня у нас с вами речь?

- Какой будет темы нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Какие задачи необходимо выполнить, чтобы достичь цели?

7) Мы живем на Дальнем Востоке, а вы читали дальневосточные сказки? Обратите внимание, сколько ДВ сказок представлено на нашей выставке, их вы можете прочитать, взяв в школьной библиотеке.


2)Над Амуром чайка- птица

Снега первого белей,

С кем, с кем мне поделиться

Светлой радостью своей?

Над Амуром чайка- птица

Белый вышила узор.

С кем, с кем мне поделиться

Красотою рек и гор?

Над Амуром чайка- птица,

Словно перышко, легка.

С кем, с кем мне поделиться

Сказкой древней, как века?

Пусть она не лисья шкура,

И не будешь ею сыт,-

Сказка с древнего Амура

Вам, друзья, принадлежит.

Сказку в памяти держите,

От забвения храня.

Коль придётся, расскажите

Тем, кто не был у меня!

Валерий Шульжик





4) ответы учащихся









6) ответы учащихся. Формулировка темы, запись ее в тетрадь

Формулировка цели

Формулировка задач






8) Обращают внимание на выставку и иллюстрации учащихся

РУУД – определять цели и задачи урока


ПУУД – формировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме


ЛУУД – понимать значение знаний прошлых уроков для освоения новой темя, проявлять интерес к новому содержанию


КУУД – вступать в речевое общение

Презентация (виды Амура и Дальнего Востока)

Изучение нового материала

Цель – познакомить с амурскими (нанайскими) сказками, определить их виды и выделить главные черты характера героев, провести сравнение с другими сказками































Физминутка





























1)Птица-чайка приглашает нас отправиться в путешествие к коренным народам, населяющим Амур и ДВ.

Поможет нам в этом группа исследователей-краеведов



3) - Какие три вида русских сказок вы знаете?


5) Такие же виды сказок есть и у аборигенов Амура (у нанайцев)

Группа «Сказки о животных»








7) Вывод по сказке «Хвастун» (черты характера отличаются, т.к. разные условия окружения – он хвастается перед своими, а не перед хищником)













9) вывод по сказке «Айога» - черты характера героини схожи с чертами характера других персонажей (народных и литературных сказок)


Путешествую, подсмотрим, какой ритуал совершает нанайский шаман, волшебник, защитник народа, встав рано утром

-он встал и вышел из яранги, посмотрел на небо;

-поднял руки, потянулся к солнцу;

-развел руки и обхватил окружающую природу;

-над головой птица пролетела, помахал ей руками;

-ударил три раза в бубен, сел на нарты и укатил.

А мы отправляемся в следующую сказку



9) вывод по сказке «Самый сильный» - человек обладает разными чертами характера (хрупкий, как лед; ласковый, как солнце; хмурый, как туча; порывистый, как ветер; крепкий, как скала), поэтому и сильнее.


2) Группа исследователей-краеведов

- Перечисление коренных народов: нанайцы, ульчи, орочи, эвенки, эвены, нивхи, удэгейцы, ительмены.

- Рассказ о нанайцах, их обычаях и традициях

- Рассказ о Д.Нагишкине


4) ответы учащихся (сказки о животных, бытовые и волшебные)



6) Группа «Сказки о животных»

- инсценирование сказки «Хвастун»

- вопросы для учащихся других групп:

К какому виду сказок относится данная сказка? Кто главный герой в сказке? Какая главная черта характера у зайца в русских сказках? А каким мы увидели зайца в данной в сказке? (хвастун, эгоист)

Остальные уч-ся отвечают на вопросы, записывают название сказки и черты характера героя



8) Группа «Бытовые сказки»

- инсценирование сказки «Айога»

- вопросы для учащихся других групп:

К какому виду сказок относится данная сказка? Кто главный герой в сказке? Какой вы увидели в сказке Айогу? (эгоистичной, нелюбящей свою мать, завистливой, высокомерной, ленивой).

А есть ли подобные героини в сказках литературных и народных? (Золушка, 12 месяцев, Морозко)

Остальные уч-ся отвечают на вопросы, записывают название сказки и черты характера героя









Выполняют упражнения физминутки, повторяя за учителем














10) Группа «Волшебные сказки»

- чтение по ролям сказки «Самый сильный»

- вопросы для учащихся других групп:

К какому виду сказок относится данная сказка? Кто главные герои в сказке? (Намека, Курбу) Что в споре хотели выяснить герои? (кто сильнее) Кто же на свете самый сильный? (человек)

Остальные уч-ся отвечают на вопросы, записывают название сказки и черты характера героя


РУУД – работать в группе по предложенному плану, оценивать ответы одноклассников


ПУУД – анализировать черты характера героев, проводить наблюдения за героями, презентовать подготовленную информацию в наглядном (инсценирование) и вербальном (составление вопросов к сказке) видах, строить речевое высказывание в устной форме


ЛУУД – проявлять интерес к новому содержанию, формулировать мотивацию к собственной учебной деятельности, анализировать моральные нормы и оценивать ситуации и поступки героев.


КУУД – вступать в речевое общение, работать в группе

Презентация Слайд «Народы ДВ»


Слайд «Нанайцы»


Слайд о Д.Н.





Слад к сказке «Хвастун»











Слад к сказке «Айога»




































Слайд к сказке «Самый сильный»


Первичное осмысление и закрепление

Цель – осмыслить и закрепить знания, полученные по данной теме на уроке, провести самооценку знаний

1) Сказка «Ангадякан-сиротка»

- Какой вид у сказки? (бытовая)

- Кто главный герой?

- Какие элементы сказочной композиции здесь присутствуют?

- Какие черты характера героини вы отметили?

_ Какие сказки (народные, литературные) с подобным сюжетом вы уже читали?


3) Диагностика в форме теста:

1. Со сказками какого народа вы сегодня познакомились? (а) нанайцы, б) эвенки, в) нивхи)

2.Выберите автора «Амурских сказок» (а) А.Павлишин, б) Д.Нагишкин, в) З.Кириченко)

3. К какому виду сказок относится сказка «Айога» (а) волшебная, б) о животных, в) бытовая)

4) Кто, по мнению героев сказки, самый сильный на земле (а) человек, б) гора, в) солнце)

5) Лень – главная черта какого сказочного героя (а) Ангадякан, б) Айога, в) Курбу)






2) фронтальная работа, ответы на вопросы



















4) отвечают на задания теста, проверяют его и проводят самооценку по критериям (5 правильных ответов – «5» и т.д.)

ПУУД – анализировать черты характера нового героя , строить речевое высказывание в устной форме, отвечать на вопросы теста, проводить самооценку


ЛУУД – формулировать мотивацию к собственной учебной деятельности, анализировать моральные нормы и оценивать ситуации и поступки героев.



Рефлексия. Итоги урока

Цель – подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке

Вопросы:

- Что узнали нового на уроке?

- О чем бы вы хотели еще узнать?

- Чему научили вас Амурские сказки?

- Что показалось интересным на уроке?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы, проводят самооценку

РУУД – повести самооценку своей деятельности на уроке

ЛУУД – понимать значение знаний данного материала и принимать его

КУУД – вступать в речевое общение


Домашнее задание

Прочитать сказки других народов Дальнего Востока, записать главных героев и черты их характера.

Проиллюстрировать сказку (индивидуальное задание)

Запись домашнего задания в дневник





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.