Ознакомительная экскурсия для 1 класса с элементами квеста «В поисках пропавшего экспоната»
«В поисках пропавшего экспоната»
(ознакомительная экскурсия для первоклассников
с элементами квеста)
Цель:
- познакомить детей с историей создания школьного музея.
- познакомить детей с тематикой и экспозицией музея,
- в игровой форме познакомить учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами, погорающими изучать историю.
Задачи:
- сформировать представление о школьном музее; познакомить со вспомогательными историческими дисциплинами;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам.
Оборудование: техника для воспроизведения звука метронома, раздаточный материал (маршрутный листы, конверты с деталями пазла, лента времени, раскладка с монетами, посвященными ВОВ, герб Мордовии ( раскраска), цветные карандаши, обозначения станций: часы для станции «Изобрази», город для станции «Отгадай», раскопки для станции «Рассмотри», герб для станции «Изобрази»), дипломы участников и победителя.
Ознакомительная экскурсия для первоклассников
Руководитель музея. Приветствуем вас, дорогие первоклассники, в Музее Боевой Славы защитников г. Сталинграда - уроженцев Мордовии, имени Ботина П.И. В будущем мы будем часто с вами встречаться и узнавать много нового о важных событиях в истории нашей страны. А сейчас, наши экскурсоводы проведут для вас первую ознакомительную экскурсию по школьному музею
Экскурсовод 1. 19 мая 1987 года в нашей школе был открыт музей боевой славы. Первоначально он был посвящён памяти курсантов Ордженекидзовских военно-пехотных училищ. В 1999 году он стал Музеем Защитников Сталинграда - уроженцев Мордовии. Несколько лет назад был переименован и теперь наш музей называется Музей Боевой Славы имени П. И. Ботина. Именно Петр Иванович был инициатором создания школьного музея, который сейчас носит его имя.
Экскурсовод 2. В экспозиции музея рассказывается об участниках Сталинградской битвы. Экспонаты музея - это фото военных лет и современные; личные вещи ветеранов; книги написанные ветеранами; вещи, привезённые с мест боёв и многое другое (демонстрация экспозиционного материала).
Для восстановления исторических событий историки прибегают к помощи других наук. Найденная вещь на поле боя молчалива, нужно уметь найти с ней общий язык. В этом случае помогают вспомогательные исторические дисциплины. Например, в экспозиции последнего стенда есть монеты, о них нам может рассказать нумизматика.
Экскурсовод 3. И в последней витрине нашей экспозиции говорится о бывших учениках нашей школы, погибших в Чечне. Сергей Иванов и Константин Стариков - оба награждены орденом мужества посмертно. Каждый год в День Героев Отечества мы вспоминаем выпускников нашей школы Сергея Иванова и Константина Старикова, погибших в Чечне.
Экскурсовод 4. И заканчиваем мы нашу экскурсию у Стены памяти, на стендах которой увековечены имена погибших в Сталинградской битве курсантов Орджинекизского военно-пехотного училища. Эти же имена отлиты на плитах на Стелле, которая установлена на территории школы. В конце экскурсии мы всегда проводим минуту молчания.
Звучит метроном
Квест «В поисках пропавшего экспоната»
После экскурсии экскурсоводы обнаружили пропажу одного из экспонатов. Задача первоклассников найти экспонат. Помогут им в поисках вспомогательные исторические дисциплины. При выполнении задания, экскурсовод дает конверт с пазлами. Первоклассники должны получить 4 конверта и собрать пазл – пропавший экспонат.
Экскурсовод 1: Ребята, мы хотим показать вам еще один экспонат… Ой! А где он? Что происходит? Первоклассники, помогите найти экспонат. Чтобы поиски проходили быстрее, давайте разделимся на 4 команды (каждая команда получает свой путевой лист, пишет название команды). Идите по путевым листам и находите подсказки.
Станция «Изобрази»
Экскурсовод 1: В наших поисках нам поможет такая вспомогательная историческая дисциплина как геральдика. Геральдика занимается изучением гербов стран, городов и отдельных семей. А вы знаете, что означают различные детали на гербе нашей страны? (ответы первоклассников). Чтобы продвинуться в поисках экспоната нужно выполнить задание - раскрасить герб Мордовии.
Станция «Отгадай»
Экскурсовод 2: В наших поисках нам поможет такая вспомогательная историческая дисциплина, как топонимика. Топонимика занимается изучением происхождения географических названий. Например, по одной из версий слово «Москва» происходит из финно-угорской языковой группы и означает «мокрое, топкое место», т.е., возможно, мордва могла проживать в этих местах и дать название нашей столице. Чтобы продвинуться в поисках экспоната нужно выполнить задание – отгадать загадки:
Главный город государства,
Хоть Республики, хоть царства,
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – (столица)
Город из камня стоит на реке
Петр Великий возвёл на Неве
Днём пушка стреляет из крепости,
А ночью разводят мосты. (Санкт-Петербург)
Город наш мал,
Но столицей зовется,
И сердце к нему всегда рвется… (Саранск)
Город и река – тезки,
Вдоль берегов реки
И в том городе растут березки. (Инсар)
Станция «Рассмотри»
Экскурсовод 3: В наших поисках нам поможет такая вспомогательная историческая дисциплина, как нумизматика. Эта наука изучает историю монетной чеканки и монетного обращения. Итак, монеты являются одним из источников знаний по истории. Монета – свидетель истории, ведь она связывает поколения, по ней мы можем судить о богатстве государств, об экономических отношениях, о войнах, победах и поражениях. Можно узнать о том, кто управлял государством, по символике – о государственном устройстве страны, получить представления о значимых событиях. Чтобы продвинуться в поисках экспоната нужно выполнить задание. Рассмотрите монеты и выясните, о каких событиях из истории нашей страны они рассказывают. (Демонстрация раскладки юбилейных монет, посвящённых Великой Отечественной войне).
Станция «Посчитай»
Экскурсовод 4: В наших поисках нам поможет такая вспомогательная историческая дисциплина как хронология. Она помогает установить даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий. Современный мир живет по летоисчислению от Рождества Христова, т.е. историческое время делится на до РХ и после РХ. Хронология, в том числе, переводит даты на современное летоисчисление. Чтобы продвинуться в поисках экспоната нужно выполнить задание.
Решите задачи:
Расположите события в хронологическом порядке. Появление первого человека, крестовый поход, основание Санкт-Петербурга, Великая Отечественная война
Девочка Аня родилась в 7 году до н.э. Мальчик Петя родился в 3 году н.э. Кто из них старше, а кто младше? Сколько лет разницы между ними?
Царь начал править в 23 г. до н.э, а умер в 12 году н.э. Сколько лет он правил?
Воспользуйтесь лентой времени
Подведение итогов. Команда, первая нашедшая экспозицию награждается дипломом, остальные дипломом участников.
Экскурсоводы. Ребята, спасибо большое за вашу помощь в поисках экспоната. Приходите к нам в музей, будем рады вас видеть.
Приложение
Герб. Расскраска
РХ
Лента времени