Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «В поисках радуги»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи
« В поисках радуги»
Подготовила:
Сидельникова Людмила Петровна,
воспитатель МБДОУ ДС №21 «Сказка»
Старооскольского городского округа
Белгородской области
Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей, полученные в течение года.
Задачи
Образовательные: продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).
Развивающие: активизировать речь, развивать умение высказываться и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
Воспитательные: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению цели.
Коррекционные: закреплять правильное звукопроизношение имеющихся звуков в речевой деятельности.
Методы и приёмы. Создание проблемных ситуаций; активизирующие вопросы педагога; дидактические игровые ситуации
Оборудование: магнитная доска, семь полосок бумаги, (по цветам радуги), цветные конверты с заданиями, два зеленых смайлика (веселый и печальный), солнце и лучики, тучка и капельки.
Ход ООД
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает поприветствовать друг друга и окружающих.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй легкий ветерок.
Здравствуй, быстрый ручеек.
Здравствуй, утро,
Здравствуй день.
Мне здороваться не лень.
В.: Ребята, а вы любите сказки? Хотели бы отправиться в радужную сказку?
Тогда слушайте. Я вам буду сказку рассказывать, а вы мне ее показывать.
«Жили-были в радужной стране ребята. Были они веселые и трудолюбивые. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. И было у них в радужной стране чудо. А какое, вы узнаете, если отгадаете загадку: «После дождичка повило в небе чудо-коромысло».
Правильно, это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе.
Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга. Не стало её. Девочки заплакали (девочки показывают, как плачут), а мальчики стали их утешать (показывают, как успокаивают девочек): «Не плачьте, мы новую радугу добудем
Хотите помочь радужным детям? Для этого нам надо отправиться в радужную сказку. На чем можем отправиться туда? Давайте отправиться на облаках. А пока мы летим, скажите, что такое «радуга» (солнечная радуга, дуга радости, радостная дуга). А кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии. Когда бывает радуга?
У нас появилась проблема. Как найти радугу? Какие у вас варианты? (Дети высказываются, выбирают понравившийся вариант, отмечают символом на доске).
Найти радугу нам помогут солнышко и дождик, а еще волшебные слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Кто знает, что это за слова? (дети отвечают).
В.: Ребята, какой верхний цвет радуги? (красный) давайте посмотрим, что в красном конверте?
В красном конверте задание – игра «Ответь на вопрос»
Сколько времен года?
Назовите весенние месяцы.
Зиму сменяет весна, а весну - ?
Деревья распускаются весной, а листья опадают - ?
Если вчера была среда, то сегодня - ?
Солнце светит днем, а луна - ?
Летом дожди, а зимой - ?
Когда приходим в сад, говорим «здравствуйте, а уходим, говорим – ?
Если днем мы обедаем, то вечером -
Что бывает только красным?
Вот мы нашли красный цвет радуги. Поместите на доске Красную дугу радуги.
В.: А какой второй цвет радуги (оранжевый). Найдите оранжевый конверт
Игра «Что лишнее?» (работают по 2 человека, совместно обговаривают, называют правильный ответ)
Яблоко, слива, огурец, груша
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, шапка, свитер, рубашка
Волк, коза, лиса, медведь
Стул, стол, пирамидка, шкаф. Что общего у всех предметов?
(эти предметы оранжевого цвета)
Вот мы нашли оранжевый цвет. Поместите оранжевую дугу на доску.
В.: Какой третий цвет радуги? (Желтый). Я предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот»
Детям предлагается подобрать слово, противоположное по значению. За правильный ответ ребята получают лучик, который прикрепляют к солнышку.
Добрый – злой, быстрый - медленный, грустный – веселый, толстый – тонкий, мягкий – твердый, кислый – сладкий, маленький – большой, высокий – низкий, чистый – грязный, красивый – страшный, короткий – длинный, черный – белый, здоровый – больной, широкий – узкий, глупый – умный, темный – светлый, громкий – тихий.
Теперь у нашей радуги есть желтый цвет (Дети размещают желтую дугу на доске)
В.: Какой следующий цвет радуги? (Зеленый).
Зеленый конверт «Плохие – добрые поступки»
Перед вами два смайлика – веселый и печальный, у вас в руках картинки с добрыми делами и плохими поступками. Как правильно разместить картинки? Почему вы так считаете? (дети анализируют ситуацию на картинке и кладут к соответствующему смайлику). Как бы вы поступили?
Вот и зеленый цвет мы нашли. (Дети размещают желтую дугу на доске)
В.: Какой цвет радуги идет за зеленым? (Голубой). Найдите голубой конверт.
Д/и «Что сначала, что потом. Составь рассказ по серии картинок»
Вот и голубой цвет мы нашли. (Дети размещают голубую дугу на доске)
В.: Какой цвет радуги идет после голубого? (Синий).
В синем конверте - игра «Что перепутал художник?» Дети работают подгруппами (2-3 чел.), находят ошибки на картинах, объясняют, почему так бывает или не может быть. За правильные ответы получают капельки и размещают их на доске под тучкой.
Вот у нас синий цвет есть. (Дети размещают синюю дугу на доске)
В.: Какой последний цвет радуги? (Фиолетовый) В фиолетовом конверте - игра «Что из чего сделано». В конверте лежат картинки с предметами, сделанными из разных материалов. Дети должны разложить их по группам и назвать относительное прилагательное (эти предметы сделаны из металла, они металлические).
Вот и фиолетовый цвет мы нашли. (Дети размещают фиолетовую дугу на доске). Поместите на доске фиолетовую дугу радуги.
Вот какая красивая и большая радуга у нас получилась. А как вы думаете почему? Потому что все вместе, помогали друг другу, были дружными и старательными. Как вы считаете, наше путешествие было успешным?
Давайте вспомним, какие задания мы выполняли? А что вам больше понравилось? Что было трудно делать? Куда бы вы хотели еще отправиться?
Гляньте радуга над нами,
Над деревьями, домами,
И над морем, над волной
И немножко надо мной.