Методическая разработка урока всеобщей истории «В рыцарском замке»
Фрагмент урока «Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни» представлен ниже.
ФРАГМЕНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Методическая разработка урока всеобщей истории
Тема урока: «В рыцарском замке»
Ф.И.О. учителя: Кулушева Ляззат Курмангалиевна
Класс: 6
Дата:
Предмет: история
Тема урока: В рыцарском замке
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
Создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям
Задачи урока:
Обучающие:
создать условия для формирования представлений учащихся об устройстве средневекового замка, условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;
Развивающие:
способствовать продолжению формирование умений работать с текстами, высказывать собственные суждения.
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры делового общения; формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получить возможность научиться: описывать жилище феодала – замок, рыцарское обмундирование, принцип составления рыцарских девизов
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме, умеют использовать иллюстративный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: владеют различными формами построения речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Личностные: дают нравственную оценку поступкам; реализация ЗУН, формирование системы ценностей к объектам культурного наследия прошлого; формирование и осознание эстетического вкуса и художественных традиций исторических эпох и их отражение в наше время.
Оборудование: Учебник по истории (Е.В.Агибалова, Г.М.Донской)
Основное содержание темы, понятия и термины: феодальное общество, феодалы, замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: нетрадиционный
Характеристика этапов урока:
Этап | Форма работы на уроке | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап (2м.) | Фронтальная Беседа | 1. Приветствует учащихся. 2.Проверяет готовность к уроку 3. Отмечает в журнале отсутствующих учащихся | 1.Приветствуют учителя 2. Докладывают об отсутствующих на уроке | Р: умение организовать свое рабочее место |
Проверка домашнего задания (3м.) | Индивидуальная Использование карточек с заданиями | Раздает обучающимся индивидуальные задания на карточках. Организует проверку и взаимопроверку | Выполняют задание учителя. Участвуют во взаимопроверке | Р: умение организовать свою самостоятельную деятельность Л: формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 м.) | Фронтальная Беседа. | - По какой лестнице нельзя ходить? - Давайте вспомним феодальную лестницу. - Кто находился на нижней ступени феодальной лестницы? -Верно. Давайте попробуем вместе сформулировать тему и задачи нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и задачи урока. | Р: умение ставить цели К: владение диалогической формой речи |
Защита проекта (30 м.) | Фронтальная Беседа | -Несколько недель назад вы получили задание на выполнение проекта по теме «Средневековые замки». Сегодня вы получите возможность представить результаты своей работы. По ходу защиты проекта вы можете задавать вопросы выступающим соблюдая культуру общения и правила ведения дискуссий. Прощу группы представить свои проекты по очереди. А вы превращаетесь в экспертов и будите помогать мне оценивать ваших одноклассников используя схему анализа проекта с выставлением баллов каждой группе. | Проводят презентации своих работ; Выставляют баллы в листах оценивания; Участвуют в обсуждении | Л: проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к новому материалу Осознает цели деятельности Осознание своего вклада в общее дело Анализирует и оценивает полученный результат К: владение монологической и диалогической формами речи |
Оценка процесса, результата работы над проектом (5 м.) | Фронтальная Беседа | Давайте подведем итоги каждого проекта. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников информации, качество защиты проектов. | Оценка продукта путем коллективного обсуждения и самооценка. | Р: контроль (самоконтроль), К: владение монологической и диалогической формами речи |
Ход урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Мотивационно – целевой этап
Учитель: Перед Вами подборка фотографий (Приложение 1) как вы думаете, что на них изображено и что общего в этих фото?
Теперь давайте постараемся сформулировать цель нашего урока и поставить перед собой вопросы, на которые мы должны дать ответ к концу нашего занятия.
Защита проекта
Несколько недель назад вы получили задание на выполнение проекта по теме «Средневековые замки». Сегодня вы получите возможность представить результаты своей работы.
По ходу защиты проекта вы можете задавать вопросы выступающим соблюдая культуру общения и правила ведения дискуссий.
Прощу группы представить свои проекты по очереди.
А вы превращаетесь в экспертов и будите помогать мне оценивать ваших одноклассников используя схему анализа проекта с выставлением баллов каждой группе.
Оценка процесса, результата работы над проектом. Рефлексия.
Выводы: данный урок разработан в 2019/2020 учебном году, апробирован в параллели из 4х 6х классов. Урок удался. Проблемы не выявлены.
Литература:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
Бурганова В.Н., Дрюпина Е.К. Устройство и функции замка в Средневековой литературе Х-XIV вв.// Вестник Кемеровского государственного университета.-№2.- 2008.- с.24-26.
Васильева Е.Ю. Пернатьев «100 знаменитых памятников архитектуры» - Феникс, 2009.
Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т.4. Архитектура Западной Европы. Средние века./ред. Губер А.А. Ленинград – М.: Издательство литературы по строительству.- 1966.- с101-105.
Всеобщая история искусств: в 6 т. Т.2, кн. 1. Искусство средних веков./ ред. Веймарн Б.В., Колпинский Ю.Д. М.: Искусство.-1960. – 1218 c.
Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада.- М.: Прогресс-Академия.- 1992.-с.90.
Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения.- М.: Советский художник.- 1984.- 408с.
Дэвид Уоткин. История западноевропейской архитектуры.-М.:АСТ- 2001.-424 с.
Егер О. Всемирная история. в 4 т. Т.2. Средние века.- СПб.: Специальная литература.-1997.- с.68.
Ионина Н.А. 100 великих замков.-М.:Вече.-2003.-348с.
Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности феодальных замков Центральной Европы, Западной Украины и Белоруссии XI – XVII вв.- Екатеринбург: Урал НАУКА.- 2011.- 365 с.
Килимник Е.В. Дворцово-замковая архитектура Центральной Европы XIV–XVII вв.- Екатеринбург: Издательство УрИБ.- 2014.- 163с.
Килимник Е.В. Замок как культурно-исторический феномен.- Екатеринбург: Урал НАУКА.-2010.-174 с.
Килимник Е.В. Культурно-историческая ценность феодальных замков и европейского Средневековья.// Социология власти.-№7.- 2010.–с.98- 105.
Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности феодальных замков Западной Европы эпохи Средневековья.// Власть.-№11.- 2010.–с.156- 159.
Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности центрально-европейских дворцово-замковых комплексов XIII-XVI вв. / Е.В. Килимник // Вопр. культурологии. - 2008. - № 5. - С. 60-64.
Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности центрально-европейских дворцово-замковых комплексов XIII–XVI вв. //Вопросы культурологи.-№5.-2008.-с.60-64.
Килимник Е.В. Средневековый европейский замок X – XV вв. как символ рыцарской культуры.// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.-№1.- 2010. – с. 198-202.
Килимник Е.В. Средневековый европейский замок X-XV вв. как символ рыцарской культуры / Е.В. Килимник // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. -Т. 16, № 1. - С. 198-202.
Килимник Е.В. Средневековый европейский замок как феномен рыцарской культуры.// Вестник Ставропольского государственного университета.-вып.71.- 2010.–с.14-20.
Килимник Е.В. Структура феодальных замков Центральной Европы XI-XIII вв. / Е.В. Килимник // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3 (37). - С. 151 -156.
Килимник Е.В. Типология немецких и чешских замков XI-XV вв. / Е.В. Килимник // Вопр. культурологии. - 2009. - № 3. - С. 30-34.
Попов А.И. «Бавария. Крепости, замки, дворцы». - Вече, 2007.
Ульрика Шебер «Замки и дворцы Европы». - Бетельсман, 2006.
Фрэнсис Чинг. Глобальная История Архитектуры.- М.:АСТ.- 2006.-800 с.
Шлунк А. Рыцари: История – Культура – Быт.: пер с нем./ под ред. Н.Метелеевой- М.: Наука.- 2005.- 613с. [A.Schlunk, R.Giersch. Die Ritter: Geschichte - Kultur - Alltagsleben. Stutgart, 2003.] [Электронный ресурс] URL: http://www.mir-zamkov.net/art/st4/st.shtml (дата обращения: 14.12.14)
Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры.- Л.: Ленинградская галерея.-1994.-432с.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры.- Л.: Наука.- 1983.-170 с.
Яковлев В.В. История крепостей. – М.:АСТ- 2000. – с.39.
Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 2009.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
История средних веков / под ред. Агибалова Е. В., Донской Г.М. -М.: Просвещение, 2008
Приложение 1
Фотография 1. Замок Крак де Шевалье
Фотография 2. Замок Бодрум
Фотография 3. Замок Бофор
Фотография 4. Замок Бельвуар
Фотография 5. Замок Монфор
Фотография 6. Замок Эль-Карак
Изучение средневековых замков во внеурочной деятельности и дополнительном образовании (внеклассная)
В связи с введением стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности обучающихся. Под внеурочной деятельностью понимается как «деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования1». Внеурочная деятельность по истории направлена решать следующие задачи:
Развитие самостоятельности обучающихся
Углубление заинтересованности обучающихся учебной дисциплиной
Углубление знаний по предмету
Развитие творческого, нестандартного мышления обучающихся в процессе реализации внеурочной деятельности
Формирование у обучающихся навыков позитивного коммуникативного общения с педагогами, сверстниками, родителями.
Оптимизация учебной нагрузки
Внеурочная деятельность образовательной организации должна носить системный характер и быть регламентирована, в том числе в виде рабочей программы и журналов по внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности, в том числе рабочая программа, предлагаемая для изучения в 6 классе «История искусства эпохи средневековья» разработана на основании ст. 48 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и включает в себя положения следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010г. с изменениями и дополнениями);
Базисный учебный план, утвержденный приказом МОиН РФ от 09.03.2004 № 1312;
Приказ министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013 № 01-21/1061 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного общего образования (2010г. с изменениями и дополнениями);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004г. с изменениями);
Программу воспитания и социализации обучающихся.
Цель программы «История искусства эпохи средневековья» - дать целостное представление об искусстве (данный курс является продолжением ранее изученного в 5 классе курса «История искусства древнего мира» и необходим для перехода к курсу, изучающемуся в 7 классе «История искусства нового времени».), углубить знания, получаемые на уроках истории, подготовить обучающихся к Всероссийской проверочной работе (ВПР), ОГЕ и ЕГЭ.
Программа «История искусства эпохи средневековья» рассчитана на обучающихся 6 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется 35 часов в год.
Примерный тематический план
Раздел | Тема | Краткое содержание. | Количество часов |
Введение | Введение в историю искусств эпохи средневековья | Факторы, влияющие на своеобразие культуры в средние века. Деление на Запад и Восток. Влияние религии на искусство. | 1 |
Раннехристианское искусство IV—VI вв. | Искусство позднего Рима | Трансформация римского искусства после принятия христианства. Типология раннехристианской культовой архитектуры. Роль книги, начало книжной миниатюры. | 2 |
Искусство Византии | Введение в искусство Византии | Византийское искусство и античные традиции. Переодизация. | 1 |
| Искусство Восточной Римской империи V—VII вв. | Значение восточных провинций империи в складывании византийского искусства. Культовая архитектура. Расцвет византийского искусства в период правления императора Юстиниана (527—565). | 1 |
| Период иконоборчества VII—IX вв. | Период иконоборчества и его влияние на развитие искусства. Создание канонов изображения в рамках христианской религии. Появление икон. | 1 |
| Византийское искусство IX—XII вв. | Появление крестово-купольного храма. Внутренние убранство храма. | 1 |
| Византийское искусство XIII—XV вв. | Искусство периода династии Палеологов. Влияние искусства Византии на развитие искусства Древней Руси. | 1 |
Искусство Западной и Центральной Европы | Искусство эпохи переселения народов. | Филигрань. Полихром. Руны. Звериная орнаметика. Средневековый аллегоризм в изображениях. | 1 |
| Средневековый замок | История появление и трансформация замкового строительства. Цель строительства. Внутреннее и внешнее устройство. | 2 |
| Храмы и соборы. | Обзор храмов и соборов эпохи средневековья. Канонические правила строительства и внутреннего наполнения. | 2 |
| Монастыри | Принципы строительства. Монастыри как центры развития искусства средневековья. | 2 |
| Городская архитектура | Формирование облика средневекового города. История средневековых коммуникаций: миф и реальность. | 1 |
| Изобразительное искусство | Преимущество канонических изображений. Изображения человека в контексте представлений и наставлений церкви. | 1 |
| Скульптура | Отражение представлений об устройстве мира, выраженное в скульптуре. Скульптура, сопровождающая гробницы. Преображение скульптурных композиций . | 1 |
| Господствующие стили в искусстве | Романский и готический стили. Характерные различия. Отражение стилей в архитектуре, скульптуре. | 2 |
Практическая отработка навыков | Урок-практикум «Европейское средневековое искусство» | Отработка заданий ВПР (задания 8 и 9). Знакомство и отработка заданий ОГЭ (10, 21) и ЕГЭ (17-19) | 2 |
Русское искусство | Древнейшее искусство на территории Руси | Древнейшие памятники искусства на территории Руси. Наскальная живопись. | 1 |
| Искусство второй половины IX - начала XII в. | Языческое искусство. Отражение Крещения Руси в искусстве. | 1 |
| Начальный период раздробленности Руси. | Раздробленность земель и влияние на искусство. Формирование территориальных школ архитектуры. Истоки и становление иноконописи. | 1 |
| Конец 30-х годов XIII в. — середина XIV в. | Влияние монгольского нашествия на искусство Руси. Станковая живопись как ведущий вид искусства. Перестройка Московского Кремля. | 1 |
| Расцвет регионального искусства. (вторая половина XIV — первая треть XV в.) | Создание крепостей. Градозащитная семантика храмов. Творчество Андрея Рублева. | 1 |
| Искусство периода образования единого Российского государства (середина XV — начало XVI в.) | Превращение Кремля в резиденцию. Строительство Успенского собора. | 1 |
| Искусство России периода утверждения государственности (XVI — начало XVII в.) | Складывание общерусского стиля. | 1 |
Практическая отработка навыков | Урок-практикум «Искусство Руси» | Отработка заданий ВПР (задания 8 и 9). Знакомство и отработка заданий ОГЭ (10, 21) и ЕГЭ (17-19) | 2 |
| Урок-практикум «Искусство Руси и стран Европы» | Отработка заданий ВПР (задания 8 и 9). Знакомство и отработка заданий ОГЭ (10, 21) и ЕГЭ (17-19) | 1 |
Заключение | Мир Нового времени | Обобщение результатов обучения по курсу. Краткий экскурс в эпоху Нового времени. | 1 |
1 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/