Технологическая карта урока на тему «В рыцарском замке»

1
0
Материал опубликован 10 November 2020 в группе

Симакина Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» р. Бурятия, г. Улан-Удэ

Технологическая карта урока по теме: «В рыцарском замке»

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса коррекционной школы III-IV вида. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы, стандарту образования. На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся. В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности учеников.

Предмет

история

Класс

6

Тема урока

В рыцарском замке

Тип урока

Открытие новых знаний

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

(УМК)

- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской/ под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2014.

- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.Н. Чернова, - М.: Просвещение, 2015. – 112 с.

- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. /А.В. Игнатов. Методические рекомендации для учителей. - М.: Просвещение, 2014 – 112 с.

- Энциклопедический словарь юного историка, Всеобщая история. /Елманова Н.С., Савичева Е.М., 1994.

- Презентация

 

План урока

Замок феодала

Снаряжение рыцаря

Воспитание рыцаря

Развлечение рыцарей

Кодекс чести

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о жизни в рыцарском замке, образе жизни феодалов; снаряжении рыцаря, их развлечениях, дать представление о моральных ценностях феодалов.

Формы и методы обучения

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах

Технология

Проблемная, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, системно - деятельностный подход.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

- научиться создавать целостное представление об образе жизни рыцарей;

- понимать ключевые понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, оруженосец, герб, девиз, турнир, кодекс рыцарской чести; 

- понимать побудительную роль образа жизни рыцарей;

- понимать социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций;

- понимать значение качеств воспитываемых у рыцарей.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- синтезируют учебный материал, работают с иллюстрациями, с текстовым и историческим источниками;

- осознанно строят речевые высказывания в устной форме;

- владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное;

- устанавливают причинно-следственные связи;

- готовят сообщение на основе источников разных видов.

Коммуникативные:

- участвуют в коллективном обсуждении проблем;

- обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра;

- высказывают свою точку зрения.

Регулятивные:

- самостоятельно выделяют и формулируют цель;

- составляют план и последовательность действий;

- осознают качество и уровень усвоения материала.

Личностные: 

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к мнению своих одноклассников;

- ориентироваться в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Специальные УУД:

- соблюдать режим зрительной нагрузки, динамические паузы, смену видов деятельности;

- создать благоприятную рабочую обстановку.

 

 

 

 

Структура и ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

Мотивирование на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём необычный урок, поэтому вы должны быть внимательными, активными, организованными. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

- Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. Быстрое включение в деловой ритм

Актуализация знаний

-Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Средневековая деревня)

Озвучьте самые интересные на ваш взгляд факты, события из истории Средневековой деревни.

Игра «Цепочка»

Повторение пройденного, выполнение заданий.

 Взаимопроверка и взаимооценивание

Познавательные УУД:

- воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Целеполагание, постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск путей решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы

 

- Предлагает сесть поудобнее. Можно закрыть

глаза и послушать Средневековую музыку

(на фоне музыки учитель читает стихи)

Пробегают года и века над землей
И заоблачной кажутся сказкой
Орден Льва или Орден Марии святой,
Славный рыцарский Орден Подвязки.
Мы порой вспоминаем в тоске
И безумии сладостной веры,
Как с коней припадали к руке
Золотого Руна кавалеры.
И под взглядами томными дам,
Отрываясь от ручек с досадой,
Смерть несли деревням, городам,
Насмехаясь над дантовским адом.
Но никто лучше них бы не смог,
Вмиг забыв о сражениях жутких,
Поднести оброненный платок,
Подхватить застарелую шутку.

- Как вы думаете, о ком и о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?

Что бы вы хотели о них узнать?

Проблемный вопрос: Сегодня, часто упрекают, что у современной молодежи нет благородства, которое было присуще рыцарям. Давайте к концу урока мы определим, есть ли у нас рыцари и в чём проявляется благородство рыцаря.

 

Найти среди представленных картинок жилище рыцаря
Картинка с изображением средневекового замка

- Что изображено на картинке?

- Предположите, какое сословие средневекового общества могло жить в замках.

- Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

- Из чего строили замки?  

- Сначала замки строились из дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Как вы думаете почему?

.- Какие места выбирали для строительства замков? Почему?

- Обратимся к историческим источникам.

- Как описывается средневековый замок?

- Был ли замок удобен для проживания?

Физминутка для глаз

- Какие способы использовали, чтобы захватить замок?

 

Класс делится на две группы игровое упражнение: «Захват замка».

 

 

 

 

 

- Какое было основное занятие рыцарей?

- Война. Для участия в сражениях рыцарям было необходимо снаряжение.

Задание:

- Найдите на карточке одежду, в которую снарядим рыцаря на войну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чем был рыцарь вооружён?

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст на с.93 (начиная с последнего абзаца воспитание рыцаря) и ответьте на вопросы.

- Как воспитывали рыцаря?

- Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Видеофильм «Рыцарский турнир».

Кому посвящались победы в рыцарском турнире?

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают стихотворение и отвечают на поставленный вопрос.

 

- о рыцарях

 

Перечисляют, составляют план урока

 

 

 

Анализируют картинки

 

 

Ответы учащихся

Записывают в тетрадь определение терминов «замок», «Донжон

- Такие постройки были прочнее и не боялись огня

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей взять его штурмом, заставить в ходе длительной осады защитников сдаться, подкупить кого-нибудь из обитателей замка, чтобы тот открыл ворота изнутри.

Класс делится на две группы. Одна группа получает задание словами изобразить штурм замка. Дети должны рассказать какие средства будут использовать для захвата замка. Другая группа учащихся должна подготовить оборону замка, расставив его защитников в местах, где, по мнению школьников, возможно нападение неприятеля и словами описать, как будут отражать нападение противника.

 

Работа с раздаточным материалом

Записывают в тетрадь новые понятия.

Кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен.

Латы – доспехи из стальных пластин: ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки.

Забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз

 

Рассматривают иллюстрации в учебнике выписывают термины: палица, меч, топор, копьё.

 

Работают с учебником отвечают на вопросы

 

 

- Прекрасной даме, чье расположение рыцарь хотел получить. Только на турнире дама могла увидеть отвагу, ловкость и благородство рыцаря и оценить это все по достоинству

Регулятивные УУД

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать деятельность в учебной ситуации.

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

- находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, иллюстрации);.

- анализировать (выделять главное);

- определять понятия;

- обобщать, делать выводы;

- выделять причины и следствия;

- представлять информацию в разных формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

- уметь работать в группах;

- излагать своё мнение, аргументируя его;

- создавать устные и письменные тексты;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

- овладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация знаний

- А сейчас давайте ответим на вопрос, который ставили в начале урока.

Есть ли у нас рыцари и в чём проявляется благородство рыцаря.

- Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?

 

Да есть.

- Это правила чести и достоинства, защита слабых, уважение к противнику.

И их нужно помнить всегда, будь то просто спор, или соревнование, или даже

поединок. Мне бы очень хотелось, чтобы вы на протяжении своего жизненного пути всегда поступали по - совести, чтобы не уронили свое человеческое достоинство, чтобы не запятнали свою честь.

Оценивание

Консультирую, обосновываю оценки

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

 

Рефлексия учебной деятельности

- Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы:

- На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

- Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

- Урок мне показался… (коротким / длинным).

- За урок я (не устал(а) /устал(а)).

- Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

- Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

- У вас на партах есть картинки с изображениями рыцарей. Кому понравился урок прикрепите картинку на доску.

Учащиеся проводят рефлексию.

 

Домашнее задание

Параграф 12 читать, ответить на вопросы.

Придумать и нарисовать герб и девиз рыцаря.

Составить рассказ «Один день из жизни рыцаря».

 

Учащиеся записывают.

 

 

 

Карточка 1

Найти замок из предложенных изображений

t1604977405aa.png 1 t1604977405ab.jpg 2

 

t1604977405ac.png 3 t1604977405ad.gif 4

 

Карточка 2

Найдите одежду, в которую снарядим рыцаря на войну

t1604977405ae.gif 1 t1604977405af.png 2 t1604977405ag.gif 3

 

t1604977405ah.png 4 t1604977405ai.png 5 t1604977405aj.gif 6

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.