ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

0
0
Материал опубликован 22 January в группе

ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Что такое - жизненные компетенции.

Успешная личность характеризуется рядом ключевых качеств. Это способность адаптироваться к различным ситуациям, находить решения и быстро реагировать на изменения. К этому добавляются эффективные коммуникативные навыки: ясное изложение мыслей, внимательное слушание и умение строить позитивные отношения. Важную роль играет критическое мышление — анализ информации, принятие обоснованных решений и эффективное разрешение проблем. Не менее важны самостоятельность и ответственность, способность принимать решения, отвечать за свои действия и проявлять инициативу. Эмоциональная устойчивость помогает справляться со стрессом, контролировать эмоции и сохранять позитивный настрой. Целеустремлённость проявляется в умении ставить цели, планировать действия и достигать желаемых результатов, преодолевая препятствия. Наконец, креативность позволяет находить нестандартные подходы и генерировать новые идеи.

Жизненные компетенции — это основа успешной самореализации в личной жизни, карьере и обществе в целом. Развитие этих компетенций у младших школьников с умственной отсталостью — сложный процесс, который должен пронизывать все стороны их обучения и повседневной жизни. При этом важную роль в формировании этих навыков играют не только учебные занятия, но и внеклассная деятельность.

Развитие учеников происходит в ходе различных занятий. Самостоятельность воспитывается выполнением поручений, участием в кружках и секциях, которые позволяют развивать навыки и интересы. Социальные навыки совершенствуются в общении со сверстниками, совместных проектах и групповой работе. Чувство ответственности формируется выполнением домашних заданий, участием в жизни класса и заботой о живых существах. Навыки решения проблем развиваются в ходе помощи в организации мероприятий и решения игровых задач. Наконец, эмоциональная устойчивость поддерживается игровыми техниками релаксации, обучением выражению чувств и созданием атмосферы взаимопонимания и поддержки.

Крайне важно, чтобы все эти процессы осуществлялись планомерно, систематически и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Именно такой комплексный подход позволяет наиболее эффективно подготовить младших школьников с умственной отсталостью к самостоятельной жизни и успешной интеграции в общество.

Необходимость организации коррекционно- воспитательной работы по развитию социальных навыков, в своих трудах отмечал Л.С. Выготский. В течение всего советского периода вспомогательная школа развивала традиции общественно- трудового воспитания, социализации умственно отсталых детей. Эта направленность сохранялась в исследовательской деятельности всех ведущих ученых-олигофренопедагогов, изучавших особенности психических процессов учащихся вспомогательных школ: М.С. Певзнер, Н.Г. Морозова, Л.В. Занков, Ж.И. Щиф, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др.

Чтобы дети с легкой умственной отсталостью могли успешно интегрироваться в общество и вести самостоятельную жизнь, необходимо не только обучать их необходимым навыкам, но и учитывать особенности их психоэмоционального развития, умение адаптироваться в современном обществе, быть полезным членом социума нести ответственность за свои действия.

Обучение детей с особенностями развития требует индивидуального подхода, учитывающего уникальность каждого ребенка и создающего специальные условия для обучения и развития. Путь к самостоятельности — это постепенный процесс, похожий на строительство дома: от простого к сложному, поэтапно формируя необходимые навыки и жизненные компетенции. Важно проявлять терпение и поддержку, понимая, что ребенок с особенностями развития нуждается во времени и заботе для своего роста и развития, что в итоге принесет плоды совместных усилий педагогов и ученика. Для успешного обучения необходима безопасная и стимулирующая среда, в которой ребёнок будет чувствовать себя уверенно, свободно исследовать мир, развивать свои познавательные способности и реализовывать свой потенциал. Необходимо помнить, что успех в социализации ребенка с особенностями развития зависит от терпения педагогов, отношение близких взрослых к ребенку, понимания и готовности предоставить ему необходимую поддержку и помощь.

Школа — это не только место, где можно получить знания, но и площадка для подготовки к взрослой жизни и социализации. А для детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью, это особенно важно. У большинства детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталостью, навыки самообслуживания недостаточно сформированы.

Школьное образование помогает подготовить детей к самостоятельной жизни, обучив их навыкам самообслуживания и рациональному подстраиванию под жизненные обстоятельства, эффективному общению (включая построение отношений, разрешение конфликтов, выражение и понимание чувств), принятию решений (на основе анализа, выбора и ответственности) и социальному взаимодействию (соблюдению норм, проявлению уважения и активному участию в жизни общества). При этом педагоги и родители играют важнейшую роль, особенно в обучении тех, кому трудно даются навыки общения и социального поведения. Это и есть ключевая задача школы — подготовить детей к самостоятельной и счастливой жизни в обществе.

Развитие жизненных навыков у детей с умственной отсталостью значительно затруднено из-за ограничений, связанных с нарушением познавательной деятельности. В отличие от своих сверстников без особенностей развития, они не могут полагаться на естественное, спонтанное социальное развитие. Таким детям необходима целенаправленная поддержка и специально организованная среда для освоения социальных навыков, в чём должны помогать родители и близкие. Школа, в свою очередь, должна стать местом, где дети с ограниченными интеллектуальными возможностями получат необходимую поддержку и возможность развивать социальные навыки, чтобы успешно интегрироваться в общество, стать его активными и полезными членами. Для успешной социализации детей с умственной отсталостью важно создавать атмосферу взаимодействия и инклюзивности.

Интеграция детей с умственной отсталостью в общество предполагает расширение их социального круга, включая общение не только со специалистами, но и со здоровыми сверстниками, родителями и другими членами сообщества. Важно обеспечить их участие в разнообразных видах деятельности — учебных занятиях, кружках, играх, праздниках, — чтобы они чувствовали себя полноценными членами коллектива. При этом необходимо учитывать индивидуальные интересы ребенка, чтобы поддерживать его мотивацию и вовлеченность. Этот комплексный подход способствует социализации детей с умственной отсталостью, развитию их социальных навыков, повышению самооценки и чувства принадлежности к обществу, укрепляя их уверенность в себе и способствуя успешной адаптации.

Каждый ребёнок с ограниченными возможностями уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным. Но общая идея остаётся неизменной: создать атмосферу взаимодействия, инклюзивности и поддержки, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями почувствовать себя счастливыми и полноценными членами общества. Из-за различий в способностях и потребностях учащихся необходим гибкий подход к обучению с использованием разных методов и техник. Кроме того, некоторые родители не могут уделять детям достаточно внимания по разным причинам. А из-за проблем со здоровьем некоторые родители не могут полноценно поддерживать детей в обучении и развитии. Социальная жизнь детей с умственной отсталостью часто ограничена стенами учреждений, что препятствует развитию коммуникативных навыков. Недостаток социальных контактов вне дома также усложняет социализацию. Расширение повседневного жизненного опыта помогает таким детям лучше адаптироваться к жизни в обществе. Педагогам необходимо активно искать способы расширения социального общения этих детей и разрабатывать инновационные методы обучения и воспитания.

Формирование жизненно – важных компетенций является определяющим фактором для обеспечения более успешной интеграции в социум ребенка с легкой степенью умственной отсталостью.

Цель работы состоит в том, чтобы с помощью практических занятий сформировать у учеников необходимый набор базовых жизненных навыков, которые сделают их, по возможности, независимыми.

Осуществлять целенаправленное формирование и закрепление социально – бытовых навыков посредством интеграции трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.

Обеспечивать формирование основ социальной ориентации посредством расширения социо–этнических представлений об окружающей действительности.

Способствовать приобретению навыков личной гигиены и самообслуживания, соответствующих общепринятым культурным нормам

Подготовить к независимой жизни, обеспечив необходимыми навыками.

Формировать навыки бережного и аккуратного обращения с предметами домашнего обихода и средствами личной гигиены, способствуя накопления опыта самостоятельной деятельности в быту.

Способствовать совершенствованию моторных навыков и воспитанию культуры здорового образа жизни.

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями требует комплексного подхода, включающего несколько ключевых направлений. Важно помочь им адекватно воспринимать собственные возможности и ограничения, а также сформировать понимание того, как обеспечивать свои жизненные потребности. Не менее значимо развитие социально-бытовых навыков, которые позволят им самостоятельно функционировать в повседневной жизни. Особое внимание следует уделять развитию коммуникативной культуры, умению общаться и взаимодействовать с окружающими. Также необходимо формировать целостную картину мира, помогая ориентироваться во времени и пространстве. И, наконец, важно развивать понимание своего социального контекста, ценностей, которые его формируют, и своей собственной социальной позиции.

Коррекционно-развивающая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения в большинстве учебных организации проводится на системной основе с момента начала обучения детей. В ходе образовательного процесса формируются основы аккуратности, опрятности, вежливости, точности, а также прививаются нормы культурного поведения в различных социальных ситуациях. Это достигается систематическим приучением учащихся к выполнению правил. Приобретение навыков самообслуживания является основополагающим условием для обеспечения социальной самостоятельности детей, особенно тех, кто имеет лёгкую степень умственной отсталости. Вот несколько причин, почему это так важно:

Развитие навыков самообслуживания — основа всестороннего развития ребёнка. Самостоятельность в повседневных задачах, таких как одевание, приём пищи и гигиена, повышает уверенность в себе и мотивацию, способствует успешной интеграции в общество и обеспечивает независимость. Эти навыки уменьшают зависимость от других людей, высвобождая время и энергию для обучения и развития.

Именно поэтому очень важно уделять достаточно внимания развитию навыков самообслуживания у детей, особенно у детей с ограниченными возможностями. Это заложит прочный фундамент для их будущей самостоятельной и счастливой жизни.

Одевание — это не просто практический навык, это целый комплекс развивающих и воспитательных задач, который помогает ребёнку подготовиться к самостоятельной жизни. Обучение одеванию важно для всестороннего развития: оно развивает мелкую моторику, самостоятельность, логическое мышление, навыки планирования, а также даёт представление о функциях одежды и позволяет выразить индивидуальность. И наконец, не стоит недооценивать развитие творческих способностей в процессе одевания, когда ребенок учится сочетать предметы гардероба, выбирать цвета и стили, выражая свою индивидуальность.

 Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.

Дети, с особенностями в развитии, а именно с легкой умственной отсталостю, не всегда понимают последовательность действий при одевании. И роль взрослого — помочь им освоить этот важный навык.

Включение в режим дня и выполнение бытовых процессов — это не просто набор рутинных действий, а важный этап формирования личности ребенка. Бытовые навыки важны для всестороннего развития: культурно-гигиенические навыки формируют уважение к себе и другим, навыки самообслуживания делают ребёнка независимым, соблюдение режима дня способствует социализации, а выполнение бытовых дел развивает самостоятельность и ответственность.

Бытовые процессы играют ключевую роль в развитии ребёнка, формируя культуру поведения, самостоятельность и ответственность. Режимные моменты в школе — это важный инструмент для всестороннего развития, где на практике дети учатся понимать причинно-следственные связи, развивают ответственность, включаются в коллектив, осваивают социальные навыки и становятся более самостоятельными. Таким образом, режимные моменты становятся частью целостного образовательного процесса, помогая детям развиваться как личностям и приобретать жизненные компетенции. Социально-бытовая адаптация младших школьников с лёгкой умственной отсталостью затруднена из-за особенностей их развития.

Нарушения внимания, памяти, мышления и речи крайне негативно влияют на социально-бытовую адаптацию детей с лёгкой умственной отсталостью. Они испытывают трудности с усвоением информации, пониманием социальных сигналов и эмоций, планированием, организацией и решением проблем. Это делает их адаптацию более длительной и сложной, поэтому им необходима специальная поддержка для успешной интеграции в общество.

Младшие школьники с лёгкой умственной отсталостью, в отличие от сверстников, часто не могут самостоятельно решать социальные и бытовые задачи из-за нарушений в познавательной сфере (трудности с восприятием, анализом, планированием) и ограниченных возможностей для наблюдения и подражания. Также у них может отсутствовать стимул к самостоятельности. Поэтому младшие школьники с легкой умственной отсталостью нуждаются в специально организованной помощи и поддержке со стороны взрослых и педагогов.

Для успешного обучения младших школьников с лёгкой умственной отсталостью необходим комплексный подход, включающий целенаправленное обучение по специальным программам и методикам, использование наглядных и практических методов, позитивное подкрепление и создание безопасной стимулирующей среды. 

Личность ребенка с легкой умственной отсталостью формируется только при целенаправленном обучении и воспитании с активным участием семьи и педагогов. Это связано с тем, что такие дети не готовы к равноправному взаимодействию, им не хватает навыков общения, самостоятельности, знаний об окружающем мире, а также необходим вербальный, тактильный и эмоциональный контакт. Им требуются терпение, понимание и поддержка взрослых для развития навыков анализа, принятия решений и полноценной жизни. Опираясь только на обучение, подражание и повторение, невозможно сформировать их жизненные компетенции, необходима поддержка родителей и педагогов. Современные методы обучения должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.






Автор: Деева Марина Михайловна

Почта: marina.deeva.82@mail.ru

Телефон: +79527353024

Телеграмм: https://t.me/MarinaDeeva82



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации