"Вечные ценности в рассказе Людмилы Улицкой "Дочь Бухары"

6
0
Материал опубликован 16 August

Предмет: литература, урок-размышление.

Тема: «Вечные ценности в рассказе Людмилы Улицкой «Дочь Бухары».

Класс: 8

Цели:

1. Раскрыть идею и художественные особенности рассказа; заставить учащихся задуматься о доброте, о своём отношении к матери; помочь увидеть и понять роль матери в жизни каждого человека.

2. Формировать умение определять авторскую позицию и формы ее выра­жения.

3. Воспитание духовной красоты, любви к матери.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

(выразительное чтение стихотворения «Разговор о маме» Нины Павловны Саконской)

Читает ученик Борисов Виктор



От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме,

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею всё сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим её и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза.

Но стоит с повинной прийти головою -

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, любите ли вы своих матерей?

- Какое место занимает мама в вашей жизни?

- Я не случайно завела разговор о матерях, потому что наша сегодняшняя встреча будет уроком - размышлением на тему «Вечные ценности в рассказе Людмилы Улицкой «Дочь Бухары». Слайд 1

- Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Дают варианты ответов.

Учитель: - Спасибо. Все ваши ответы были интересны.

II. Эпиграф урока.

Эпиграфом нашего урока послужат слова Сергея Есенина и Роберта Рождественского (зачитывают учащиеся)

1.На земле хороших людей немало,

сердечных людей немало.

И, всё-таки, лучше всех на земле —

Мама, моя мама. Здравствуй, мама!

(Р.Рождественский «Здравствуй, мама!», музыка Давида Тухманова)

2. Ты одна мне помощь и отрада,

ты одна мне несказанный свет...

(С.Есенин «Письмо матери», музыка Василия Липатова)

- Мне бы хотелось, чтобы с помощью этих строчек известных поэтов, вы определили цель сегодняшнего урока.

Ученики: 

- Должны выявить проблемы рассказа;

- Его идейно-художественное своеобразие.

Мотивация

Итак, сегодня мы выявим нравственную проблематику, идейно-художественное своеобразие рассказа, его философское звучание: мир человека и место человека в мире.

III. Словарная работа.

Сегодня на уроке мы будем неоднократно обращаться к следующим словам: синдром Дауна, милосердие, толерантность.

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. Дед был репрессирован - в 1931-1941 г. и с 1948 г. находился в заключении. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ. Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда её уволили в 1970 году за перепечатку самиздата. С тех пор Улицкая, по её собственному утверждению, никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссёр — Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссёр — Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое». Среди них и рассказ «Дочь Бухары».

-Ребята, какие чувства испытывали вы, когда читали это произведение?

- Вспомним сюжет произведения.

Учитель: Какие ассоциации связаны с названием рассказа?

Ученики: Бухара – Восток, яркие краски, верблюды, таинственность, сказка, загадочность.

IV. Исследование нового материала, осознание, закрепление.

Учитель: Какова главная мысль рассказа?

Ученики: Учащиеся отвечают и делают записи:

1. О материнском подвиге;

2. Мать сделала всё для того, чтобы спасти своего ребёнка, а отец заживо похоронил дочь, отказался от неё, забыл.

Учитель: На что вы обратили внимание, читая это произведение?

Ученики: Есть противоречия, символы, знаки.

Учитель: Какой прием лежит в основе создания рассказа?

Ученики: Антитеза

Понятие антитеза.

Работа в группах.

1 группа.

Выписать слова и словосочетания, показывающие противоречия в самом начале рассказа.

1. Заголовок, начало текста – тайна, загадка, экзотика, красота. Волшебная сказка

Однажды приехали, в конце 1946 г. (неожиданно – негаданно, когда все уже вернулись)

Он как с плаката. Она невиданной красоты.

2. Общественные веревки – не существует семейной тайны

Уродливая реальность. Дровяные склады, нищета, пьяная и веселая гармонь.

Вывод: Герои противопоставлены этой среде, но и между собой они тоже противопоставлены.

2 группа.

Портретная характеристика героев (он, она).

Он

Русский

Быстрота, стремительность, напор,

Мужественный

Белозубый, русо-русский

Здешний

Она

Восточная женщина

Медленно-медленно, лениво, как растекающееся по столу варенье.

Скромно, из-за спины

Туманно-черные глаза, блестящие несметные волосы

Анонимная красавица

Вывод: обозначен мотив тайны, который начинает звучать с первых строк рассказа, с заголовка. Постепенно этот мотив тайны усложняется и переплетается с судьбой.

Учащиеся оформляют записи в тетради.

Тайна, судьба. Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. “Словарь русского языка” С. И. Ожегов, 1986г.

Тайна – нечто неразгаданное, непознанное, скрываемое от других, известное не всем. “Словарь русского языка” С. И. Ожегов,1986 г.

3 группа.

История рода Дмитрия.

Учитель: Дмитрий – это совершенство, он исчерпал себя, это остановка – смерть. Чтобы изменить судьбу, нужно появление Бухары, которая отличается и от мужчин и от женщин этого рода (воспоминания Андрея Иннокентьевича о жене Танюше). Два совершенства сходятся, но выстраивается ещё один контраст: совершенство – неполноценность.

Дайте определение слова “плакат”

Плакат – цветной настенный рисунок с агитационным или рекламным текстом.

Словарь русского языка” С. И. Ожегов, 1986 г.

4 группа.

Отношение окружающих к Бухаре и её отношение к окружающим.

1. Отношение окружающих к Бухаре.

Паша (отрицательные чувства)

неприятие

недружелюбие

подозрительность

Головенка азиатская… одно слово, Бухара”

2. Отношение Бухары к окружающим

быстро разобралась

дружелюбие

полное приятие. Ее не тяготит чужая культура и чужой быт.

к Паше относится ласково – почтительно “Кормилица!”

Коллективная работа

Учитель:

 - С какой целью дана история отца Бухары?

Ученик: Зачитывают со слов “Доктор напоминал ей отца” делают вывод: “Он чувствует себя человеком мира, а ему пытаются определить “правильное место”.

Учитель: - Как воздействует это на сознание Бухары? Почему?

Ученик: страх, тревога, неуверенность ведет к рождению девочки с диагнозом “Синдром Дауна” (в шестом поколении).

Сообщение (Синдром Дауна) – рассказывает ученик

Обобщение учителя: - Итак, с рождением неполноценной девочки и смертью старого доктора круг как бы закрывается. Текст начинает заполняться словами – знаками, несущими антитезу.

Понятие “Знак”

Знак – минимальный носитель языковой информации.

Словарь культуры XX века” Москва, 2003 г.

Работа в группах.

1 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением отрицания, отторжения, отталкивания (Дмитрий).

Гнал от себя дурные предчувствия (отталкивал).

Ребенок неполноценный, безнадежный.

Никакая медицина никогда не сможет.

Единственная радость – ранняя гибель. Редко доживают до совершеннолетия.

Наблюдал.

2 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением принятия, присоединения, приближения (Бухара).

Из рук не выпускала.

Старалась устроить у себя под боком.

Прижимала к себе свою драгоценность.

Не замечала неполноценности.

Наряжала.

Любовалась с углубленной важностью.

3 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением категоричности, завершенности, законченности (Дмитрий).

Было ясно, еще было совершенно ясно: никакая медицина не сможет (отрицание и категоричность)

Ранняя гибель - классический синдром Дауна

4 группа

Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением открытости, незавершенности (Бухара).

Незавершенность

Вполне ли поняла жена

Словно не замечала неполноценности

Обобщение учителя: Следствием отрицания и категоричности для Дмитрия является отчуждения, мучительное чувство, невообразимый ужас, ежедневное отчаяние.

Бухара – словно не замечала, причина – “Имя Дмитрий написано у меня на груди”. То, что случилось, для неё не требует объяснений, она не задаёт вопросов “почему?”, воспринимает это не просто как тайну. Какую тайну для себя открыла Бухара?

Ученики: Тайна Бухары «Человек – это тайна, которую нельзя разгадывать

Невозможно постичь “небесную волю”.

Учитель: Как Дмитрий пытается объяснить рождение неполноценного ребёнка?

Ученики: с точки зрения медицины (штудирует американские журналы, а для этого необходимо мужество). Он открыл тайну, в результате разрушил свой мир, свою судьбу.

Учитель: Что дало Дмитрию открытие тайны? Найдите в тексте высказывания, слова и докажите.

Ученики: Страх, похоронил “живую” дочь, жена для него стала “неполноценной” и свою жизнь под воздействие страха сделал неполноценной.

Учитель: Отличается ли взгляд автора от взгляда Дмитрия на проблему “неполноценности”?

Ученики: Да, отличается. Мила наследует черты матери: была улыбчивой, спокойной, не обижалась.

Коллективная работа

Учитель: Прослушайте отрывок из Библии: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и подобию Нашему. И создал Бог человека из праха земного и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И благословил его Бог”.

Учитель: Как вы думаете, почему я обратилась к этому отрывку?

Ученики: Будем говорить о Миле и её мире.

Учитель: Зачитайте, чем любит заниматься Мила?

Ученики: любимая стихия – полужидкая земля. Часами занималась каким-либо делом, лепила… лепила.

Учитель: Какая у вас возникла ассоциация со словом “лепила”? Найдите ключевые слова.

Ученики: лепила, строила, создавала, творила.

Ключевые слова: Земля Вода Песок слайд 4.

Учитель: А почему лепила из полужидкой земли, пренебрегая песком?

Ученики: песок символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение, а земля и дождевая вода – основные элементы, из которых создан Мир. Она как бы создает мир.

Учитель: Автором девочке придается образ Бога, который лепит новую жизнь. Соединение материнского начала Земли с живительной водой – грязь, согласно писанию, является первичной материей, которой использовал Бог для создания людей и животных. Грязь, из которой произошла жизнь, заключает в себе секрет мироздания и символизирует в широком смысле начальную точку эволюции цикла.

Учитель: Каким словом называют Бухару и её дочь окружающие после ухода Дмитрия?

Ученики: пришелица.

Учитель: Какой двойной смысл несёт это слово?

Ученики: слово “пришелица” имеет двойной смысл: бытовой и мифологический. Слайд 5.

Учитель: А почему Милочку можно тоже назвать пришелицей?

Ученики: зачитывают из текста: “Гортань её была создана для другого языка, нездешнего”

Учитель: Обе нездешние, пришельцы. Ценой отчуждения от окружающих сохраняют целостность и первозданность своего мира, где все значимо и имеет смысл (Даже дохлые кошки достойны красоты и уважения).

Каким словом названа деятельность Милочки?

Ученики: бессмысленный, только похожий на человеческий труд.

Внешняя бессмысленность (трудолюбивое уродство). Внутренняя значимость (бедная творческая душа). Это является лейтмотивом образа Милочки. Слайд 6.

Учитель: Какой смысл несет сочетание этих слов?

Ученики: Автор ссылается на “непостижимую небесную волю”.

Учитель: Обе нездешние пришелицы не испытывают к этой бессмыслице и рутине негативных чувств. Напротив, Бухара и здесь увидела смысл – вложить в рутинное дело душу и сделать его творческим. Именно бессмыслица дала ей возможность создать для дочери среду обитания в преддверии её одиночества.

Учитель: 

В какой момент в жизни Милочки появляется Григорий, с каким мотивом связано его появление?

- Почему последний подвиг Бухары сравнивается с делом художника, торопящегося перед смертью закончить “великое полотно”? Случайно ли это?

Ученики: Нет, не случайно. Нормальным и здоровым людям не под силу понять внутренний мир таких как Мила, и только человек с тонкой душой мог это сделать.

Учитель: Итак, какую же тайну открыла Бухара?

Ученики:

Человек – это тайна, которую нельзя разгадывать

Невозможно постичь “небесную волю”

В человеке заложено стремление к совершенству

Сохраняет целостность и первозданность своего мира

В бессмысленности окружающего мира открыла смысл жизни

Учитель: Какие символы встречаются в рассказе? Какой смысл они привносят в рассказ?

Ученики:

Избушка на курьих ножках (сказка).

Брак (это взаимоотношения, созданные Богом, первоначально обозначало связь Бога с людьми).

Кошка белая и грязная (сказка).

18-летие Милы (должна была умереть).

Бухара умерла на 5-й день (символ цифры “5”, прервался род Дмитрия).

Учитель: Принял ли окружающий мир эту пару? Найдите в тексте и прочитайте.

Ученики:

Да, но не понял. Брак ненастоящий.

Не было человека…”.

Мальчишки кричали в спину”.

Учитель: Символичны крики мальчишек (существовал обряд, при котором за каретой новобрачных привязывалась всякая всячина, чтобы отогнать нечистую силу). Для Милы и Григория не существовало никого, они были так заняты друг другом, что совсем не замечали чужого, нехорошего интереса. Они были как бы первыми людьми в этом мире. Всё начинается с начала.

VII. Рефлексия.

- Как вы считаете, способны ли обучаться и работать такие больные, как Милочка? Найдите подтверждение этого в тексте.

Милочка не сразу научилась ходить на каблуках, недели две все спотыкалась по дому. Когда научилась, мать отвезла ее в мастерскую при психоневрологическом диспансере, где с помощью трудового воспитания, а именно склейки конвертов и вырезывания фигурных ценников, из умственно отсталых людей пытались вырабатывать полезных членов общества.

По утрам Милочка ходила на работу в мастерскую. Ей нравилось вырезать ценники, она делала это почти лучше всех.

Вывод.

-Вправе ли общество «забывать» про таких людей, отталкивать их?

- Назовите, пожалуйста, государственную программу, разработанную для людей-инвалидов.

Как эта программа работает в нашем городе? (центр «Надежда»)

-«Пришельцы». Не значит неполноценные, просто они не такие, как большинство.

-Что случилось бы с Милой, если бы не деятельная любовь Бухары? Если бы Бухара оказалась такой же слабой духом, как и ее муж?

-Почему Улицкая называет свой рассказ «Бухара», а не «Милочка»?

Потому, что именно Бухара, «пришелица», «головешка азиятская» оказалась главной, ведущей жизненной силой.

V. Итог урока.

Учитель: Мы сегодня много говорили о человеке, о его месте в мире, материнском подвиге, совершенном ради ребёнка, смысле жизни, вечных человеческих ценностях.

- Какие мысли у вас возникли после этого разговора? О чем же этот рассказ? Какие проблемы, поставленные автором в рассказе, вы увидели. Слайд 8.

Проблема:

- духовной силы (стойкости человека);

- внутренней и внешней красоты;

- взаимопонимания;

- способности к сочувствию и состраданию;

- свободен ли человек в своём выборе?

- отсутствия чувства долга.

- В чём смысл истинной любви?

- Что такое истинное счастье?

- В чём смысл материнской любви?

Свободные высказывания учащихся: Бухара оказалась самой умной, сильной, лучшей. Её не сломили трудности, преграды, предательство мужа и болезнь дочери. Она достойно прошла путь, который ей был послан свыше, она выдержала экзамен судьбы.

Ученики: высказывания известных людей о матери (Было домашнее задание).

Восславим Женщину – Мать.

Чья любовь не знает преград,

Чьей грудью вскормлен мир! (М.Горький)


Обобщение учителя. Он о бесконечности жизни, о её цикличности, о том, что жизнь своими собственными силами восстанавливается и начинает новый круг. В этом её таинственный смысл, но действует она не сама по себе, а через людские судьбы, через их свободную волю. А гарантия бесконечности жизни в любви и доверии тайны.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение – эссе: “Бессилен ли человек перед судьбой?” (обратить внимание на ключевые слова)

Учащиеся записывают тему.


Дополнительный материал.

Звучит музыка “Лунная соната” Бетховена, учитель выразительно читает:

«Мама.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знако­мый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, ма­мины руки.

Мама.

Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом научила тебя говорить, хо­дить... Мама прочла тебе первую книжку.

Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.»

Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия Ховкин) – советский писатель. «О матери»).

1 группа.

Выписать слова и словосочетания, показывающие противоречия в самом начале рассказа.

Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением отрицания, отторжения, отталкивания (Дмитрий).


2 группа.

Портретная характеристика героев (он, она).

Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением принятия, присоединения, приближения (Бухара).


3 группа.

История рода Дмитрия.

Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением категоричности, завершенности, законченности (Дмитрий).


4 группа.

Отношение окружающих к Бухаре и её отношение к окружающим.

​​​​​​​Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением открытости, незавершенности (Бухара).






14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.