Урок литературы по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

5
0
Материал опубликован 24 April 2018 в группе

Урок литературы по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления».

Ю.Н.Радькова,

Учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; умение характеризовать героев произведения, сопоставляя и противопоставляя их; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подгтовка к восприятию.

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.

Леденистый брезент прикрывал её кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,

Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,

Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,

И махорку он вёз, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрёл грузовик на чужую планету.

Вдруг навстречу лучам - синим трепетным фарам,

Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел как мука, - плавно, медленно, сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант. - Погодите, водитель,

Я, - сказал лейтенант, -здешний всё-таки житель.

И шофёр осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням,

И вошёл. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные рёбрышки... бледные губки...

Старичок семилетний в потрёпанной шубке.

Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..

И достал лейтенант свой паёк из кармана.

Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-

И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там поверх одеяла - распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца, настоящий мужчина.

И когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,

- Приезжай! -закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие вёрсты.

Освещали ракеты неба древнего купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, чёрствый,

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому, что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому, что была настоящей женою,

Потому, что ждала, потому, что любила.

Грузовик по мостам проносился горбатым,

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому, что солдатом он был настоящим.

- Эти пронзительные строки («Баллада о чёрством куске») написал в 1942 году поэт Владимир Лифшиц, воевавший на Ленинградском фронте. Это стихотворение не о чёрством куске хлеба – оно о любви, заботе, сострадании – о том, что принято называть человечностью.

О человечности размышляет в своём рассказе «Ночь исцеления» и современный писатель Борис Екимов.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?

Тревогу. Жалость к бабе Дуне. Удивление поведением Гриши. Облегчение. Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.

- Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова? Что волнует писателя?

Гуманное отношение к страдающему человеку, память о войне, взаимоотношение поколений, выбор поведения человека в той или иной ситуации (проблема нравственного выбора).

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

Главный герой произведения – Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. Бабушка – несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая так ей необходима.

- Обратимся к тексту. Что чувствовала баба Дуня в дни приезда внука?

«Разом оживев, резво суетилась в доме», «Даже про хвори забыла».

- С приездом внука баба Дуня преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. Можно ли предположить, что до приезда внука она испытывала одиночество? Почему?

- Обратите внимание на однокоренные слова «одна» - «одинокая» - «одиночество», которые использует Б.Екимов. Каково лексическое значение этих слов?

- Одна – без других, в отдельности. Одинокая – не имеющая семьи, близких. Одиночество – состояние одинокого человека. И состояние не только физическое, но и душевное. Его можно испытывать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу. Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья, в городе живут её дети. Поддерживают ли они бабу Дуню?

Дети отдалились от матери: «наезжали редко – хорошо, коли раз в год»; «И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету».

- Почему же сама баба Дуня нечасто гостит у них?

С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала, взрослые ночь напролёт не спали.

- Как относились близкие к болезни бабы Дуни?

«…Все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом». Но одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтоб помочь ей. «Водили её к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало».

- Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам.

«Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»

- Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет её так мучаться?

Во время войны баба Дуня потеряла карточки. А дома трое маленьких детей: «Петяня, Шурик, Таечка… приду они исть просят…Чтобы накормить детей, баба Дуня идёт за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено.

- Что такое «карточки», что они значили во время войны?

Карточки – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

- Попробуем проследить, как Гриша, который о войне только понаслышке знает, приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. Почему автор описывает, как после первой беспокойной ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют?

Прошлое бабушки вначале воспринимается Гришей отстранённо, то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли мальчика. Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «- А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было». В финале рассказа Гриша стал понимать бабушку, стал сочувствовать ей. Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Гриша разговаривал с бабушкой мягко, спокойно, ласково, с любовью. Он готов помогать бабушке не одну ночь, сколько понадобится, лишь бы баба Дуня исцелилась.

- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Первый способ предлагает Грише мать. Обратимся к тексту. «- Спать тебе баба Дуня даёт? – И посоветовала: - Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестаёт. Мы пробовали». Воспользовался ли мальчик советом матери? Почему?

Гриша нашёл свой способ: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите».

- Чем отличается первый способ от второго?

Мамин способ быстрый, легкий, простой, но жестоки и грубый. Он подавлял психику бабушки, не исцелял ее, а помогал окружающим заснуть. Это эгоистичное поведение.

Гришин способ долгий, трудный, но более гуманный; мальчик действует гипнотически, с помощью внушения, успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. Мальчик думает не о себе, а о бабушке, т. е. исцеляет ее, именно ей помогает.

- Мы видим, что Гриша наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека. В отличие от родителей, мальчик понимает бабушку всем сердцем, у него отзывчивая, чуткая душа, не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. Подтвердите это примерами из текста.

«Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу...», «Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло...», «Сердце мальчика облилось жалостью и болью», «Слезы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...».

- Используя часто слово «сердце» автор подчёркивает, что в душе героя происходят перемены, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем зародилось милосердие и сострадание. Как вы понимаете фразу: «... жалея бабу Дуню и кого-то еще...»?

Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.

- Почему Гриша решил, что надо «делать и молчать»? Почему он не рассказывает бабушке о случившемся?

Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. «Это должно остаться и умереть в нем».

- «Нужно делать и молчать, и придёт исцеление», - понимает Гриша. «Ночь исцеления» - так называется рассказ. Как вы понимаете смысл заглавия? О чьём исцелении рассказывает автор?

В эту ночь Гриша «нашёл ключик» к недугам бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить ее, исцелить её душу. Исцелилась не баба Дуня – так быстро залечить раны, много лет жившие в её сердце, невозможно. Исцелился сам Гриша, исцелился от черствости и равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать, не случайно писатель рисует как бы две жизни, которые проживает юноша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь становится для него важнее.

4.Рефлексия.

- О чём заставляет задуматься своих читателей автор рассказа?

- Рассказ Б.Екимова заставляет нас задуматься о том, что «самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости» (В.Сухомлинский), что только это делает человека по-настоящему человеком.

Литература: Б.Екимов «Ночь исцеления»

 В.Лифшиц «Баллада о чёрством куске»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.