Бинарный урок «Вечный двигатель Петра 1».
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Форма урока: урок-исследование
Цели бинарного урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению навыков составления уравнений реакций, расчету количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива.
Образовательные:
совершенствовать навыки вычисления учащимися количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива;
формировать навыки составления учащимися реакций горения;
формировать умение составлять задачи по предложенному историческому тексту;
актуализировать знания учащихся о теплоте сгорания, оксидах, продуктах реакции;
совершенствовать межпредметные связи
Развивающие:
продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся, внимание;
расширять кругозор;
продолжить работать с текстовым материалом;
способствовать формированию умений применять физические знания к решению исторических задач
Воспитательные:
способствовать формированию чувства патриотизма путем расширения знаний об истории своей Родины;
воспитывать потребность в грамотной речи, умение выслушать;
формировать умение работы в группе;
воспитывать культуру личности средствами физики, понимание значимости технических наук для научно-технического прогресса, отношения к техническим предметам как к части общечеловеческой культуры;
воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе;
способствовать воспитанию у учащихся экологической культуры
Планируемые результаты:
Предметные:
• овладение новыми понятиями ; умение давать определения изученных понятий: реакции горения, удельная теплота сгорания; овладение приемами записи молекулярных уравнений, проведения расчетов по химическим уравнениям;
• умение описывать химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;
• умение описывать, различать и классифицировать полученные в результате экспериментов вещества;
умение осуществлять расчеты по физическим формулам;
• умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических и химических закономерностей;
• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, предлагать способы решения экологических проблем, связанных с переработкой веществ
Личностные:
Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения
Метапредметные:
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения информации.
Оборудование урока:
РудзитисГ.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Прсвещение, 2016;
А.В. Перышкин. «Физика. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. 9-е изд., доп. _М.: Дрофа, 2016.
тетради, доска, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
№п/п | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
1 | Организационный момент | 1 | Начало урока. Концентрация внимания | Подготовка к восприятию и выполнению заданий | Эмоциональный настрой |
2 | Целевая установка | 5 | Введение в тему (на основе видеоролика), постановка целей и задач | Восприятие пояснений учителя | Объяснительно-иллюстративный |
3 | Актуализация | 5 | Поясняет важность применения навыков, приобретенных на уроках химии и физики для анализа и решения исторических ситуаций | Восприятие пояснений учителя, выполнение заданий | Элементы технологии проблемного обучения |
4 | Выполнение работы | 20 | Организует работу учащихся. Поясняет ход работы. Следит за правильностью выполнения заданий. Организует физминутки. | Выполнение заданий учителя. | Проблемный диалог, проектная деятельность |
5 | Подведение итогов | 5 | Организует для учащихся процедуру самоконтроля. | Проверка выполнения заданий. | Репродуктивный |
6 | Рефлексия | 5 | Создание условий для оценки учащимися деятельности на уроке | Оценивают свою работу на уроке по схеме: • Я узнал сегодня…. • Я понял сегодня… • Я удивился, что… • Мне понравилось… • Я задумался о… | |
Ход урока. 1. Организационный момент (1 мин.)
2. Целевая установка.
Демонстрация видео фрагмента https://youtu.be/S2S3BoMmmsA
Ребята, думаю, Вы догадались, что наш урок тесно связан с именем великого государя российского Петра 1.
3. Актуализация.
Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне — уникальный памятник архитектуры и старейшее здание Санкт-Петербурга. В документах петровского времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами». Петр 1 жил здесь недолго (с 1703 по 1708 г.г.) и только в теплое время года. Почему? Да, в домике не было ни дымоходов, ни печей. Сруб размером 12,7×5,7 м из тесаных сосновых бревен поставили 26 мая 1703 г.
4. Выполнение работы.
Попробуем составить задачу. Если бы мы решили установить печь в домике Петра 1 и отапливать домик каменным углем. Какие данные нам нужны для составления условия задачи? Для обогрева жилого помещения площадью 200 м2 (до 20 градусов) в осеннее время требовалось ведро каменного угля (в ведре около 18 кг). Сколько угля нам бы требовалось для отопления на день? Какое количество теплоты выделялось бы за день?
Задача 1. Сколько угля требовалось бы для ежедневного обогрева домика Петра 1 в осенние дни? (решает учащийся).
200 м2 — 18 кг
72,39 м2 — Х кг
х=6,5 кг (треть ведра)
Ответ. 6,5 кг (треть ведра)
Задача 2. Какое количество теплоты выделялось бы ежедневно при обогреве домика Петра 1 каменным углем в осенние дни? (полное сгорание) (решает учащийся)
Дано. Решение.
g=2,7*107 Дж/кг Q=gm
m=6,5 кг Q=2,7*107 Дж/кг*6,5 кг=17,55*107 Дж=175,5МДж=41,8 Мкал
Q-? 1 кал=4,2 Дж
Ответ. 175,5МДж=41,8 Мкал
С наступлением зимы количество расходуемого топлива увеличивалось бы в 10 раз, поэтому отопление даже небольшой избы становилось дорогим удовольствием.
Попробуем записать процесс сгорания каменного угля с помощью химических уравнений. Мы отлично знаем, что при закрывании печи в помещении может становиться угарно (происходит неполное сгорание топлива). Следовательно, можно записать две реакции сгорания топлива: полное, неполное.
При полном сгорании угля образуется углекислый газ (оксид углерода IV), водяной пар, выделяется энергия. При неполном сгорании угля образуется угарный газ (оксид углерода II), водяной пар, выделяется энергия.
1. Полное сгорание угля (уравнение реакции составляет ученик).
C+O2=CO2+393,5кДж (соединения)
2. Неполное сгорание угля (уравнение реакции составляет ученик)
2C+O2=2CO+221кДж (соединение)
Учитель: Ребята, чем опасен угарный газ для человека? (ответы учащихся)
Он является сильнейшим ядом. Поступая в организм при дыхании, проникает из легких в кровеносную систему, где соединяется с гемоглобином. В результате кровь утрачивает способность переносить и доставлять тканям кислород, и организм очень быстро начинает испытывать его недостаток. В первую очередь страдает головной мозг, но возможно поражение и других органов — в зависимости от общего состояния здоровья.
Учитель: Ребята, какова первая помощь при отравлении угарным газом? (ответы учащихся).
Чтобы помочь пациенту, который надышался угарным газом, следует предпринять следующие меры:
1. Удалить человека от источника воздействия.
2. Немедленно начать лечение кислородом, желательно с маской, которая отфильтровывает выдыхаемый воздух.
3. Коматозного пациента интубировать.
4. Установить мониторинг сердца.
5. Уведомить больницу о пациенте, чтобы там могли подготовить перевод в центр, который обеспечит гипербарическую кислородную терапию.
6. Взять образец крови для последующего измерения СО. Тем не менее, это не рекомендуется, если задерживает начало кислородной обработки и транспортировки.
7. Если возможно, рассчитайте оценку времени воздействия.
8. Избегайте усилий, которые потребляют дополнительное количество кислорода.
Физминутка (проводит учащийся).
Дружно встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Плечи дружно распрямите.
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Опуститесь, поднимитесь.
Сели, встали, сели, встали.
Все на месте побежали.
Учитель. Петр 1 понимал важность пожарной безопасности. Им в период 1682-1725 г.г. были проведены реформы в пожарном деле. Рост численности городского населения, увеличение размеров городов, этажности зданий, интенсивное развитие производства и пожароопасных предприятий – все это требовало принятия новых решений в области борьбы с пожарами. Несмотря на огромный потенциал, в XVII веке Россия отставала в развитии от западных стран. Причин было много: междоусобные войны, старообрядческие традиции, монголо-татарское иго. Петр 1 сделал Российскую империю одним из самых мощных и развитых государств в мире. Еще в детстве Петр 1 столкнулся с жутким пожаром во время стрелецкого бунта. Он едва сам не стал жертвой поджога флигеля Сергиевской лавры. На всю жизнь царь сохранил впечатление об уничтожающей все «живое и неживое» силе пожаров. Вступив на трон, Петр 1 пожелал иметь в своем селе Коломенском шестнадцать труб медных заливных.
В 1701 году был издан указ о строительстве в городах каменных зданий. В 1704 году этот указ повторяется для Москвы. С 1702 года к тушению пожаров привлекались регулярные войска, они оснащались необходимым инвентарем. Затем появились организованные действия, которые стали памяткой для пожарных. Больше всего Петр1 берег от разрушения огненной стихией свое любимое детище- город Санкт-Петербург. С самого начала строительства планировка города устраивалась по правилам пожарной безопасности: дома строились с противопожарными разрывами, улицы располагались прямолинейно и «просторно», что позволяло беспрепятственно вести пожаротушение, на Васильевском острове планировалось соорудить каналы, оборудованные противопожарным инструментом. С 1712 года в городе запрещалось строить деревянные дома. Указ от 1718 года устанавливал противопожарные требования к печам, к расстоянию между домами. Было запрещено возведение деревянных крыш. Примечательно, что в требованиях пожарной безопасности значилось отделение печей от стен двумя кирпичами (это требование записано и в современной нормативной литературе). Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях. В войсках назначались пожарные офицеры и выделялись специальные подразделения для тушения пожаров, которые оснащались пожарным инструментом, включая пожарные трубы.
В 1722 году при Адмиралтействе была организована первая объектовая пожарная команда, расположенная в специальном депо. Службу несли горожане. В дальнейшем (1737 год) стали привлекать войсковые подразделения, которые специально обучались действию с пожарным инструментом. Мудрость выдающегося государственного деятеля заключалась в том, что он своими указами пожары предупреждал, а не ограничивался реагированием на уже случившиеся бедствия.
Благодаря противопожарным мерам, а также жестокому контролю за их соблюдением, привлечением к тушению пожаров высокоорганизованных войск, вооруженных по тем временам современным пожарным инструментом, за 20 лет существования Санкт-Петербурга произошло лишь 9 крупных пожаров.
Из-за смерти Петра 1 в 1725 году реформы пожарного дела не были доведены до логического завершения — создания полноценной пожарной службы, для этого потребовалось еще почти 100 лет.
5. Подведение итогов.
Учитель. Тема нашего урока «Вечный двигатель Петра 1». Почему подобное выражение можно применить к личности Петра 1? (Ответы учащихся)
Именно благодаря Петру 1 произошел экономический рост России, усилилось самодержавие, укрепилась позиция России на мировой политической арене.
В. А. Жуковский, поэт, воспитатель императора Александра II, говорил «быть Русским Государем - есть любить Россию, гордиться именем Русского, желать блага Русским предпочтительно перед другими народами... Страстно желать, чтобы русские наравне с другими народами могли пользоваться всеми благами гражданства, даруемыми единым просвещением, наконец, неусыпно стремиться к тому, чтобы облагородствовать и ум и характер их всех, что составляет истинное достоинство человечества. Такую любовь к России имел Петр Великий... Государь, не уважающий народа своего, не властен сделать ему и добра: без любви к народу дела Государя мертвы: он строит на песке, на минуту, для разрушения».
Сегодня страна находится в сложной ситуации. И кто, если не Вы, ее настоящее и будущее, должны гордиться страной, уважать и чтить ее традиции, стремиться к просвещению, чтобы приносить пользу Отчизне.
https://yandex.ru/video/preview/10155469647627029166
6 . Рефлексия.