12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игликова Кинжигуль Ергазаевна72
Россия, Челябинская обл., Троицк

Челябинская область

Троицкий муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»

 

конференция

исследовательских краеведческих работ «Отечество»

 

Номинация

«Школьные музеи. История детского движения. История образования»

(исследование истории отдельных образовательных учреждений, школьных музеев, истории детских и молодёжных организаций);

 

 

 

Тема работы: Вехи развития системы образования в селе Нижняя Санарка

 

 

 

Подготовила:

Игликова Кинжигуль Ергазаевна,

учитель географии и краеведения

МКОУ «Нижнесанарская СОШ»,

Адрес места работы с индексом:

457120, село Нижняя Санарка Троицкого района

Челябинской области,

ул. Больничная, д. 44 кв. 2

Контактный телефон: 89507291369

E-mail: iglikova1975@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троицкий муниципальный район,

с. Нижняя Санарка – 2023 год

 

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………..............................................3

Глава 1. Становление школьного образования в нашей местности. ……………………4

Глава 2. Развитие образования в период становления Советской власти………………4

Воспоминания Ершовой Зинаиды Матвеевны..………………………………5

Глава 3. Школьная жизнь в годы войны…………………………………………….........6

3.3.Классные журналы военных лет свидетельствуют…………………………....6

Глава 4. Школа в послевоенные годы…………………………………………………….7

Глава 5. Наша школа на современном этапе…………………………………………........8

5.1.Традиции школы………………………………………………………….......9

5.2. Выпускники школы ………………………………………………………...10

6. Заключение ……………………………………………………………………………..11

7.Вывод……………………………………………………………………………………....12

8.Список литературы……………………………………………………………………....13

9.Приложение………………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть место в нашей школе, где время не властно.

Где не в нашей воле изменить, что было,

Что есть – и это прекрасно!

Зайдите в музей – вам всё станет ясно.

Вы окунётесь в мир удивительный,

Порою тяжёлый, но очень стремительный!

Пройдут перед вами шеренгою стройною

Директора все, как один народ достойные.

Учителя не менее знатные.

А с ними девчонки, мальчишки -

Порою серьёзные, порою занятные.

 

Введение

Школа является центром культуры и образования села, поэтому хотелось бы подробно освятить страницы истории возникновения и развития нашего остановиться отдельно на очень важном объекте нашего села – школе. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая судьба, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Этим вопросом заинтересовалась я. Образование в нашей местности имеет большую историю. В 2015 году исполняется 95 лет с момента открытия школы в селе. Это одна из первых школ в районе. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в разное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.

Куда бы человек, не обращал свой поспешный или медленный взор, везде есть история.

 

Цели: Изучить историю и систематизировать истоки образования от четырехлетней до средней общеобразовательной школы в с. Нижняя Санарка

 

Задачи:

Провести поисково-исследовательскую работу;

Найти документы подтверждающие сведения об образовании школы.

Встретиться с ветеранами педагогического труда, учащимися разных лет для сбора сведений об истории школы.

На основе проведенного исследования показать роль сельской школы в повышении общеобразовательного уровня сельского населения

Данные исследовательской работы использовать, как краеведческий материал на уроках и внеклассной работе.

 

Актуальность темы:

Исследование рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история страны;

Исследовательская работа будет способствовать дополнительным сведениям по истории родного села.

 

 

Научная новизна:

1. Данный материал не представлялся как исследовательская работа в широком значении.

2. Материал исследовательской работы может быть предоставлен сельской библиотеке и библиотеке школы

 

Он используется как внеурочный и дополнительный материал в начальном звене как одна из тем и на уроках истории и краеведения.

 

Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история школы в селе, педагогическая деятельность учителей школы, судьбы выпускников.

При проведении работы я использовала различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.

Я познакомилась с краеведческой литературой, проанализировали статистические сведения о распространении грамотности в нашей местности в 19 веке, познакомились с материалом по истории школы в нашем школьной музейной комнате. Пообщалась со старожилами села - Ершовой Зинаидой Матвеевной. Изучение истории школы является одним из направлений поисковой деятельности нашего школьного музея на протяжении многих лет, поэтому в музее собрано большое количество фотографий, школьных альбомов, статей из газет, грамот, проводятся экскурсии.

 

Становление школьного образования в нашей местности.

Со времени основания форпоста Синар-2 (Нижняя Санарка) при Оренбургской губернии и до конца 19 века никаких школ в селе не было. По свидетельству старожилов села дети, преимущественно зажиточных крестьян обучались у частных лиц, владеющих грамотой. В 1905 году через Санарку проезжала купчиха Ольга Константиновна Першина и дарствовала средства на построение церкви для православных селян, которую назвали Никольской.

Позднее при приходе с 1913 г и была открыта воскресная школа только для детей верующих казаков, школа казачьего ведомства. Первым учителем был настоятель Никольского храма Любимов Степан Михайлович (приложение 1), который принял первых 20 мальчиков и 10 девочек на обучение грамоте согласно метрической книге (приложение №2). Имея уже опыт работы обучения с детьми при храмах Курганской области, он начинает занятия, имея на руках только церковные книги. Задания учениками выполнялись на дощечках углем, а объяснения учителем велось на кошме мелом.

Многие казаки отправив своих детей на обучение понимали, что им придется платить жалование настоятелю за грамоту своих детей, чем больше из одной семьи детей посещало воскресную школу, тем больше могла казачья семья дать продуктами питания церкви: мукой, зерном. Все дети сдавали экзамен по чистописанию, Божьему слову, арифметике и словесности, дети учились в начальных классах разновозрастные с 6 лет до 18 лет.(приложение №3)

 

Развитие образования в период становления Советской власти

 

В 1925 году с приходом красноармейцев церковь закрыли. В этом же году открыли школу сразу в двух отдельных зданиях, для девочек и для мальчиков. Первое здание на месте современной почты, было занято девочками. Второе здание находилось на месте жилого дома (ныне дом Рачевского Виктора Александровича) в нем занимались мальчики. (приложение 4)

Учителями школа обеспечивались через народное образование г. Троицка, откуда приезжали «наезживатель»- эксперты (проверяющий.) Трушников Иван Петрович (приложение 2), который, со слов старожил села, раннее заведовал школой.

В принудительном порядке независимо от вероисповедания всех детей обучали с 7 лет. Обучение было трехгодичным, а наполняемость классов 15 – 20 чел. Учебный год в школах начинался поздней осенью, обычно на Покров, а кончался ранней весной, в дни Пасхи. Поступало в школу до 50 человек, а оканчивали школу лишь 10-14 человек. Остальные дети покидали школу из-за материальной необеспеченности.

2.2 Воспоминания Ершовой Зинаиды Матвеевны.

В 1927 году поступила в 1 класс. В 1930 году меня приняли в пионеры. Нам, 10 пионерам, впервые повязали галстуки наши старшие товарищи-коммунисты, было такое радостное чувство! Галстук мы носили с гордостью, на звуки горна мы все немедленно собирались в школе. Начинали мы учиться в старой школе, где были длинные неудобные парты и скамейки, где за одной партой сидели 7 учеников. На весь класс было 2 учебника. Зимой в классах было очень холодно: не снимали варежки, пальто, шапки.

Этот год запомнился тем, что для учеников, которые посещали школу из отдалённых деревень, был организован интернат.

 

Большую работу проводили комсомольцы школы, учили безграмотное население читать и писать. Много организовывались агитбригады; выступали перед колхозниками, высмеивали ленивых, нерадивых. Учащиеся школы строем ходили на митинги под Красным Знаменем, выпускали злободневные стенгазеты «Молнии».

Здания этих школ сохранены. В этих зданиях школа находилась до коллективизации 1930 – 1932 года

В период культурной революции Троицким Отделом образования проводилась агитационно-массовая работа для ликвидации массовой неграмотности в стране, к работе по ликвидации неграмотности были привлечены учителя школ села. В связи с этим, на территории села, а также к прилегающей территории села открывается еще несколько начальных школ в с. Чкалова, с. Осиповка, с. Шевченко, с. Романенко, с. Белокаменка. (Приложение 10)

В 1937 году было выстроено новое двухэтажое школьное здание из четырех классных комнат в здании было светло и уютно. Мальчиков и девочек объединили. (приложение 9)

Средства и проект были даны государством, а строительство велось методом народной стройки. Люди жили тогда единоличным хозяйством, собрали сход жителей села, и сход решил: строить школу для своих детей. После построения здания с 1936 года школа начала восьмилетнее обучение, училось много переростков, первый выпуск состоялся в 1939 году. (приложение 12)

На основании архива Троицкого отдела образования известно, что в вышеназванных школах было по 1 учителю, а в Cанарке было 9 учителей со средним образованием.

Школьная жизнь в годы войны.

В 1941 году ушли на фронт учителя мужчины и юноши первого выпуска семилетней школы, в школе оставались только девушки.

На основании архивных данных отдела образования директором школы был назначен Дергунов Владимир Яковлевич 1941-45гг. (приложение 5)

В период войны, эвакуированные с запада Советского Союза прибыли на территорию Челябинской области. Группа воспитателей, учителей была направлена в особо нуждающиеся в учителях села, в том числе село Нижняя Санарка и соседние поселения.

Учителя школы в годы войны старались во всем поддерживать своих учеников, оказывали им помощь и заботились о них в это трудное время.

Учебников в школе было мало, к каждому учебнику закреплялось по два-три ученика. Тетрадей тоже не было. Писали в основном между напечатанными строчками на старых газетах (газеты сшивали и делали тетради) и по старым книгам, заниматься при коптилках, лучшие ученики награждались пятью чистыми тетрадями. На основании приказа № 23 от 1945года. (приложение 7)

 

3.3.Классные журналы военных лет свидетельствуют.

 

В школе изучаются такие предметы как, география, физика, устная и письменная литература, черчение, химия, геометрия, тригонометрия. Среди всех самыми обязательными и важными фигурируют военное и телефонное дело. В разделе род занятия родителей чаще всего встречается запись такого типа: отец на фронте или отец умер, мать работает в колхозе. Например, в 1943-1944 учебном году из 29 учащихся пятого класса, отцов погибло 10, находились на фронте 12 человек, один в этот момент служил в трудовой армии, один инвалид войны, остальные 5 работают в колхозе.

Но, несмотря на свалившие трудности, учителя и ученики не сдавались, продолжали учиться, трудиться и верили в Победу.

 

Школа в послевоенные годы.

После Великой Отечественной войны постепенно школа вернулась к нормальной жизни. Началось вновь поступление детей.

С 1946 года директором школы работал Осанов Порфирий Терентьевич участник Великой Отечественной войны. В этой школе проработал он 30 лет. В школе занималось более 200 учеников, занимались в три смены, занятия проходили в одном здании.

В 1960 году построили еще одно здание рядом с первым пристрой, так как население увеличилось, стали заниматься в две смены. Здание было тоже двухэтажное, добавилось еще 8 кабинетов, учительская, пионерская комната, комната наглядных пособий. (приложение 11)

До 1960 года образование на селе оставалось восьмилетним, а уже с начала учебного года 1961 года в связи перестройкой образования, наша школа стала восьмилетней.

Питание в школе организовано не было. На территории школьного двора находилась мастерские сад, огород спортплощадка во дворе.

В этом же году в связи с увеличением количества учащихся школьное здание было расширено за счет дополнительного строительства. К первому зданию школы пристроили двухэтажное четырехклассное здание, одновременно было оборудовано паровое отопление. Уже в 1963 году в школе училось 385 человек, учительский коллектив во главе с директором школы Тарлычевым Федором Ивановичем (участник Великой Отечественной войны) состоял уже из 20 человек, появились и молодые педагоги.

В школе существовала пионерская и комсомольская организация. Пионерской организации в 1965 году присвоили имя Олега Кошевого. Организация была разделена на отряды, каждый пионерский отряд- это класс. У каждого отряда был отрядный флаг, барабан. Атрибутика играла в пионерской жизни большую роль. Смотры строя и песни, выходы на торжественную линейку к памятнику воинам-землякам, торжественные сборы, общешкольные линейки – все проходило с применением атрибутики и символики. Пионерский галстук – это связь трех поколений, в каждой школе комсомольцы были вожатыми в пионерских отрядах, пионеры - вожатыми над октябрятами, поэтому и праздник этот был праздником трех поколений.

Торжественность была в том, что почти каждый пионер за период своей учебы был вовлечен в коллективную игру и ощущал свою значимость нося галстук, давая клятву, отдавая салют, стоя рядом с отрядным флагом, с пионерским знаменем дружины.

Пионерский галстук – это связь трех поколений, в каждой школе комсомольцы были вожатыми в пионерских отрядах, пионеры - вожатыми над октябрятами, поэтому и праздник этот был праздником трех поколений.

Особенно хочется отметить Комсомольскую организацию, так как 29 октября исполнилось 100 лет Комсомолу.

Листая славные страницы Комсомола в музейной комнате, как и любая организация советских времен, комсомол имел свою атрибутику: девиз, нагрудный значок, награды, комсомольский билет и комсомольскую путевку

В процессе рассказов ветеранов комсомола, а ими были все педагоги – ветераны труда некоторые работают до сих пор и в настоящее время являются руководителем школьного музея Теплякова В.А., классными руководителями, ветеранами труда: Кузнецовой Л.И., Баймышева О.М.

(бывший секретарь райкома комсомола), Демко Людмила Ивановна бывшая старшая вожатая.

Я сделала вывод, что опыт, который получили они в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный, потому что комсомол - это действительно «школа жизни». А организаторские способности пригодились им в дальнейшей жизни и помогают заниматься патриотическим воспитанием молодежи и сегодня. Ведь воспитание на личном примере всегда достигало лучших результатов. С распадом Советского Союза комсомол исчез, но сейчас в современной России существует множество молодежных организаций, которые должны играть весомую роль в государстве. Комсомол является для нас примером, такой должна стать молодежь XXI века – сплоченной, активной, целеустремленной.

Возросло внимание к учёбе и дисциплине, проводились еженедельные соревнования между классами, по окончании которого победителю вручалось переходящее Красное Знамя.

 

Наша школа на современном этапе.

«24 января 1967 году к 50 - летию Советской власти правление колхоза решило построить новую школу, был заложен первый фундамент.

Строили школу 3 года. Было построено типовое двухэтажное здание на 320 мест. В 1970 году современное здание школы построено и сдано в эксплуатацию к началу учебного года. Как и в начале века, помогали возводить школу и односельчане и ученики. Зато уж, когда открывали ее - праздник был грандиозный. (приложение 13)

Школа оборудована 12 кабинетами, учительской, лаборантской, спортивным залом, кабинетами технологии для мальчиков и для девочек, пионерской комнатой, большой столовой, имеется свой приусадебный участок.

Ребята работали на ферме, садили, обрабатывали и собирали овощные культуры, за это правление колхоза поставляло молочные и овощные продукты в школьную столовую, питание было бесплатным. Попутно учащиеся получали профессию тракториста.

В 1979 до 1981 гг. в связи с желанием продолжить обучение для поступления в высшие учебные заведения, ранее окончивших 8 летнее образование, открывается вечерняя школа.

В середине 80х годов школа перешла на 11-летнее обучение.

 

 

В школе имеется своя Музейная комната

В 1989 году в школе был создан музей. Ребята под руководством Тепляковой Валентины Александровны приносили с поездок, экскурсий разную утварь, старинные вещи в нем собраны подлинные документы и материалы по истории села и прилегающих к нему деревень, народные промыслы, фотоальбомы, оформлены стенды и следующие экспонаты:

1. Жизнь и быт села.

2. «Поклонимся великим тем годам»

3. История школы и пионерской организации.

4. История края, района, села, школы и другие материалы.

Учащиеся встречались с ветеранами войны, вели научно-исследовательскую работу по изучению родного края, истории отечества. Принимали участие в районных, областных и всероссийских научно-практических конференциях исследователей родного края. Музейная комната паспортизирована, имеет историко-краеведческое направление.

Созданный совет музея имеет план работы, организована лекционно-поисковая работа, ведётся инвентарная книга учёта имеющихся материалов, документов и оборудования.

Организация музея в образовательном учреждении является результатом краеведческой, туристической, экскурсионной работы обучающихся и педагогов.

В настоящее время в музее оформлен стенд «Солдаты России» об участии наших выпускников в военных конфликтах. Музей имеет проектное направление. Созданы проекты: «Вечер встречи», «Афганистан» и др.

Нельзя забыть и труд наших директоров, взявших на себя нелегкое дело руководства педагогическим и детским коллективом:

директорами Нижнесанарской средней школы были:

Трушников Иван Петрович, - 1927-1937 гг

Дергунов Владимир Яковлевич - 1941-1945 гг

Осанов Парфирий Терентьевич – 1946 – 1959 гг.

Мельчихин Петр Иванович - 1959-1962 гг

Стефанов Иван Федорович - 1962-1963 гг

Тарлычев Федор Иванович - 1963-1973 гг

Костылев Николай Николаевич - 1972-1975 гг

Сидоренко Евгений Павлович - 1975-1978 гг

Петер Рудольф Христофорович – 1978 -1979 гг

Чучулинцев Виктор Иванович - 1979-1981 гг

Кузнецова Лидия Ивановна- 1981-1997 гг

Илинтаева Зауреш Николаевна- 1997-1999 гг

Теплякова Валентина Ивановна- 1999-2001 гг

Дергунова Лариса Геннадьевна - 2001 – 2009 гг.

 

С 1 сентября 2009 года директором школы является Богомолова Ольга Ивановна

Учащиеся школы встречаются с учителями — ветеранами педагогического труда, ежегодно поздравляют их с Днем Учителя. В школе сложились свои традиции.

5.1.Традиции школы:

День Знаний;

Чествование ветеранов войны;

Дни здоровья;

Предметные недели;

Праздник Последнего Звонка;

День пожилого человека

День учителя

Смотр школьной самодеятельности;

Спартакиада школьников;

Пришкольный оздоровительный лагерь;

День Самоуправления;

Участие в районном турслёте,

Поздравления мам, пап, бабушек и дедушек с праздниками 8-е марта

и 23 февраля.

Чествование ветеранов педагогического труда;

Предметные Олимпиады;

Новогодние елки;

Работа по профориентации;

Трудовые десанты;

Выпускной Вечер

 

Выпускники школы

Совершая экскурс в прошлые годы школы, я не могу не упомянуть выпускников школы предвоенных и военных лет, которые писали в свою школу письма, адресованные директору.

Школьный архив от 70 –летней, 30-летней давности строго хранит о них память, отраженную в школьных оценках. А документы школьного музея расскажут, сколько судеб, сколько лиц, иных уже нет…

Из стен Нижнесанарской средней школы вышли сотни грамотных, образованных людей. Сколько их было за 145 лет существования школы и начальной, и семилетней, и средней! У каждого своя судьба. Скольким из них она дала путевку в жизнь, сколько могут сказать добрых слов.

Но вот архив более близких десятилетий. Они еще постоянные гости традиционных вечеров встречи школьных друзей в первую субботу февраля.

Каждый выпускной класс дарит в школьный музей свой альбом. Ученики ведут переписку с выпускниками школы, проходящими службу в российской армии.

В числе выпускников немало почетных граждан, какую бы область деятельности мы ни взяли, везде проявили себя наши выпускники:

политики, хозяйственные руководители, инженерно-технические работники, военные, работники правоохранительных органов, учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства, работники культуры, рабочие, бизнесмены и работники торговли, предприниматели и фермеры, банковские служащие. Из стен нынешней школы выпустились 49 выпусков. Школа любит своих выпускников и всегда ждет с ними встречи.

Учителя и ученики – предмет особой гордости школы.

Но самое главное – большинство педагогов школы – тоже ее выпускники.

Богомолова Ольга Ивановна – директор школы

Симакова Наталья Владимировна – ЗДВР

Теплякова Валентина Александровна – учитель истории и обществознания

Ибраев Еркен Александрович- учитель физической культуры

Баймышева Ольга Марковна – учитель математики

Жинамбаева Танзиля Хамзановна – учитель физики

Германова Ольга Валерьевна – учитель начальных классов.

Есть и педагогические династии Демко Людмила Ивановна – учитель начальных классов

 

Особая гордость – это медалисты школы

Золотая медаль 7 человек.

Серебро 8 человек

 

Все это не случайно, потому что у истоков образования Нижнесанарской школы стояли люди, преданные своей профессии: учителя ветераны, заслуженные работники образования, «отличники народного просвещения» (Приложение 16)

На сегодняшний день коллектив состоит из 15 педагогов из них

2 имеют звание «Отличник народного просвещения» - учителя математики Кузнецова Лидия Ивановна и Баймышева Ольга Марковна

13 педагогов имеют высшую квалификационную категорию

Получатель президентского гранта Теплякова Валентина Александровна – учитель русского языка и литературы.

 

Как и в каждой школе разработан и принят свой устав, свой гимн, герб и флаг.(Приложение 15)

Во все времена Нижнесанарская средняя школа была укомплектована кадрами.

Чтобы идти в ногу со временем, учителя изучают современные педагогические технологии.

1 сентября 2015 года нынешнее здание справило свой юбилей, школе исполнилось 45 лет, а совсем скоро исполнится 50 лет.

 

Вывод

Исследования показали, что развитие общеобразовательной школы неотделимо от истории общества. Под влиянием процессов, происходящих в стране, изменились ее цели и задачи. В то же время, будучи составной частью общества, школа оказывала огромное влияние на все стороны его развития. Особенно велика в этом плане роль сельской школы, ибо она является важнейшим социально-культурным центром современного села. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше, даже десять лет тому назад. В ней появились различные технологии, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа - это тот мир, в котором формируется будущее.

Целью нашего исследования было проследить развитие системы образования в нашей местности, показать роль педагогов в воспитании молодых поколений. Для осуществления этой цели и решения поставленных задач я обратилась к учителям школы, к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы, изучили краеведческий материал в школьной музейной комнате. Я поняла, что эта тема очень интересная, что историю школы создаем и мы, что от нас будет зависеть сохранение ее традиций.

Заключение

«Для чего нам нужна история школы?» - задаю себе вопрос, сама на него и отвечаю.

- Во первых, очень интересно было собирать материал, встречаться с бывшими учениками, учителями, слушать их воспоминания. И очень приятно знать, что в музейной комнате будет хранится и наш материал.

- Во вторых, знание истории школы помогает нам в изучении нашей Родины, знакомит с историей образования. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

- В третьих, любовь к своей школе помогает нам вырасти настоящими гражданами, патриотами своей Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Архивные данные Районного отдела народного образования:

копии приказов.

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, М. 2001., 425 с.

Воспоминания очевидцев событий и их родственников

Классные журналы разных лет;

Книги приказов с 1945года, 35, 63 с.

Клировая ведомость 1913 г, 15 с.

Фотоматериалы жителей с. Нижняя Санарка

WWW. Сайт одноклассники

WWW.Сайт контакты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.