12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жданова Мария Викторовна96
Учитель физики и астрономии, куратор курчатовского направления в школе
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Формирование функциональной грамотности на уроках физики ( на примере текста «Вес воздуха. Атмосферное давление»)

На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом

Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой (от греч. атмос — пар, воздух и сфера — шар).

Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров.

Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передаёт производимое на него давление по вt1680817186aa.jpg сем направлениям.

В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление. Прибор для измерения атмосферного давления-барометр.

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. (Например, мыльница и крючок на присосках, пипетка, шприц.) Рассмотрим некоторые из них.

На рисунке 125 изображена стеклянная трубка, внутри которой находится поршень, плотно прилегающий к стенкам трубки. Конец трубки опущен в воду. Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься и вода. Происходит это потому, что при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.

Почему существует воздушная оболочка Земли

Как и все тела, молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, притягиваются к Земле.

Но почему же тогда все они не упадут на поверхность Земли? Каким образом сохраняется воздушная оболочка Земли, её атмосфера? Чтобы понять это, надо учесть, что молекулы газов, составляющих атмосферу, находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Но тогда возникает другой вопрос: почему эти молекулы не улетают в мировое пространство?

Для того чтобы совсем покинуть Землю, молекула, как и космический корабль или ракета, должна иметь очень большую скорость (не меньше 11,2 км/с). Это так называемая вторая космическая скорость. Скорость большинства молекул воздушной оболочки Земли значительно меньше этой космической скорости. Поэтому большинство их и «привязано» к Земле силой тяжести, лишь ничтожно малое число мt1680817186ab.jpg олекул улетает в космическое пространство, покидает Землю.

Беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят в результате к тому, что молекулы газов «парят» в пространстве около Земли, образуя воздушную оболочку, или атмосферу.

Измерения показывают, что плотность воздуха быстро уменьшается с высотой. Чем выше, тем воздух разрежённее. И наконец, в самых верхних слоях (сотни и тысячи километров над Землёй) атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Чёткой границы воздушная оболочка, окружающая Землю, не имеет.

Некоторые задания, направленные на развитие функциональной грамотности:

1. Заполните опорный конспект.


Атмосфера- это воздушная ….. 

Причины существования атмосферы:

1) молекулы газов, …, находятся в … и … движении.

2) cкорость большинства молекул … значительно меньше, чем …

Вследствие действия…верхние слои…нижние

Причина возникновения атмосферного давления:…..

Барометр-

Плотность воздуха…с высотой




2. Составьте опорный конспект


Ключевые слова: атмосфера, вес воздуха, атмосферное давление, закон Паскаля, движение молекул, плотность воздуха, барометр




3. Составьте кластер по теме «Атмосферное давление»

t1680817186ac.gif


4. Составьте по тексту «толстые» и «тонкие» вопросы

«Тонкие» вопросы

Кто?  Что? Когда? Где?        

Согласны ли вы, что?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Почему?                  

Как вы можете объяснить?    

В чем отличие ….?

Предположите, что будет, если ?

Дайте два объяснения, почему …




5. Кейс по теме «Атмосферное давление»


Татьяна Петровна решила этим летом воспользоваться услугами Аэрофлота и побывать на Мальдивах. При осмотре её багажа, работники аэропорта изъяли из чемодана флакон лака для волос. Возмущению Татьяны Петровны не было предела. Ведь флакончик был маленький!

Вопросы к кейсу: Кто был прав Татьяна Петровна или работники аэропорта? Объясните почему? (Вспомните- как изменяется атмосферное давление с поднятием вверх. Сравните давление внутри флакона и атмосферное давление. Сделайте вывод.)








6. Выберите среди представленных опытов те, которые будут демонстрировать существование атмосферного давления:


t1680817186ad.jpgt1680817186ae.jpgt1680817186af.jpgt1680817186ag.png

t1680817186ad.jpg






Предложите и проведите эксперимент, демонстрирующий атмосферное давление








7. Прочитайте тест и воспользуйтесь приемом «Инсерт»

t1680817186ah.gif


t1680817186ai.gif

t1680817186aj.jpg







8. Составьте синквейн:

Существительное, означающее суть текста.

Два прилагательных, характеризующих существительное.

Три глагола, характеризующих существительное.

Меткое, короткое высказывание, или афоризм теста.

Одно слово, подчеркивающее суть темы (или как по другому можно назвать тему текста).


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.