Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по охране природы родного края «Весна пришла!»
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по охране природы родного края
«Весна пришла!»
Цель: формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- дополнить знания о характерных признаках весенних явлений в живой и неживой природе;
- научить проводить наблюдения в природе и фиксировать результаты; формировать познавательный интерес через наблюдения за весенней природой; воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе;
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты:
Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, знает характерные признаки весны и соотносит с этим периодом особенности жизни животных и растений.
Эмоционально откликается на красоту природы.
"Весна идёт!"
PPTX / 7.38 Мб
"Весна идёт!"
PPTX / 7.38 Мб
Грачи
Долго путешествовал Капитошка резной снежинкой. Он, то опускался на землю, где было много таких же снежинок, как и он, то ветер подхватывал его и кружил в весёлом хороводе.
Но вот наступила весна. Пригрело солнышко, растопило снежок, побежали по полям и лесам звонкие ручейки. Капитошка и не заметил, что его резные ледяные лучики растаяли, и он стал прежней капелькой - прозрачной, сверкающей в лучах яркого солнышка.
-Ой, что это со мной? – спросил Капитошка у своей давней знакомой синички.
- Это весна наступает! – радостно и звонко пропела она.
- А что такое – весна? – спросил Капитошка у шустрой птички.
- Это когда становится тепло, на деревьях лопаются почки, и появляются нежные клейкие листики, просыпаются вкусные насекомые, из дальних стран возвращаются мои друзья, перелётные птицы: грачи, журавли, зяблики, скворцы. Полетели со мной в лес, посмотрим, не распустились ли первоцветы.
Капитошка хотел было спросить, что такое первоцветы, но синички и след простыл. Капитошка посмотрел вокруг и только что заметил, что он находится посреди вспаханного поля. Вдруг он увидел стаю больших чёрных птиц с толстыми клювами. Они с важным видом расхаживали по полю и что-то искали среди комков земли. Когда одна из птиц подошла поближе, Капитошка захотел с ней познакомиться.
- Я – грач. Мы, грачи, прилетаем из дальних стран одни из первых, когда на земле ещё лежит снег, а по ночам бывают морозы, но мы не горюем. Видишь, какой у меня клюв. Я им без труда отыскиваю корм.
- А что же вы едите? – полюбопытствовал Капитошка.
- Червяков, личинок, лягушек – всех, кто попадётся.
Испугался Капитошка и решил поспешить вслед за неугомонной синицей в лес.
Пока наш Капитошка добирается до леса, мы с вами, ребята, поиграем в игру «Грачи и червячки»
Оборудование: эмблемы: грачи и червячки, веревочка для круга.
Содержание
Игроки делятся на 2 команды. Каждому игроку в команде выдается эмблема. Для червячков «делается» домик из верёвочки в форме круга, в середине площадки. «Грачи» стоят по обе стороны площадки. Все игроки произносят слова:
Пришла весна.
Прилетели грачи.
Выползли на землю
Маленькие червячки.
В это время «червячки» передвигаются вне своего «домика»
Взрослый или кто-то из детей по предварительной договоренности произносит:
Берегитесь червячки,
Есть захотели грачи.
На эти слова «вылетают» грачи и начинают ловить «червячков». «Червячки могут спрятаться от «грачей» в своем «домике».
Игра продолжается до тех пор, пока всех червячков не переловят.
Правила
1. Пока червячки вне круга - их ловят, если в кругу - они в домике, там их ловить нельзя.
2. Грачи во время передвижения имитируют «полет» птицы (взмахи руками, как крыльями).
Рекомендации для педагога
Предварительная работа: наблюдения за состоянием погоды, наблюдения за птицами на участке, беседы «Что изменилось с приходом весны?», «Летят перелётные птицы»,разучивание стихов и песен о весне, подвижных игр.
Игра «Весенние тропинки»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Загадки о весенних месяцах – слайд № 3-12
Пословицы о наступлении весны – слайд № 13-14
Первоцветы
А в лесу уже вовсю кипела жизнь: звонко перекликались между собой птицы, порхали яркие бабочки, жужжали толстые шмели. А вокруг пестрели цветы: белые, жёлтые, голубые.
- Старый друг в гости к нам пожаловал. – услышал Капитошка тихий голос за деревьями. Это был Лесовичок.
- Вот и весны дождались! – радостно сказал он, подойдя поближе.- Вот уже и первоцветы радуют нас своей красотой. А больше всего им рады насекомые, ведь они проснулись и им надо подкрепиться сладким нектаром. Первоцветы богаты нектаром.
- А почему их называют первоцветами? – полюбопытствовал Капитошка.
- Они зацветают весной самыми первыми. Им не страшна холодная погода. Этим растениям надо много солнечного света, а ранней весной на деревьях ещё нет листвы, и лес хорошо освещается солнцем. А когда лес оденется листвой, станет сумрачно, а первоцветам это не нравится. У них есть секрет: в корнях-клубеньках, корнях-луковичках этих растений много питания запасено ещё с лета, так что, как только земля оттает, они сразу пускаются в рост.
- А ещё секреты у них есть?
- Секретов много, и у каждого растения они свои. Вот белые цветы – это ветреницы. Назвали так эти цветы за то, что они на своих тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра. Ветреница богата сладким нектаром, поэтому очень любима насекомыми. А вот там, на полянке, один из самых ярких первоцветов – медуница. Видишь, сколько насекомых летает над ними, их привлекает необыкновенный медовый запах медуницы, отсюда и название.
- А почему цветки у медуницы разного цвета?
- Самые молодые – розовые, в них больше всего нектара, потом цветок становится фиолетовым, в нём нектара поменьше, и, наконец, цветок становится синим, к нему насекомые почти не подлетают.Капитошка, ты заметил, что листочки у медуницы покрыты крошечными волосками – это защита от весеннего холода.
А вот эти фиолетовые колокольчики ещё лучше защитили себя от холодов, и стебель, и листочки у них покрыты густым пушком. Это – сон-трава, или прострел, - невысокий цветок на толстой ножке.
- А люди приходят в лес любоваться первоцветами?
- Приходят, но не все ими только любуются, многие хотят унести с собой яркие букеты. Они рвут цветы, часто повреждая клубеньки и луковицы, которые находятся неглубоко под землёй, затаптывают растения, растущие близко друг к другу, поэтому первоцветов в лесу становится с каждым годом всё меньше и меньше. Да и букеты не успевают донести до дома, первоцветы привыкли к лесной прохладе, поэтому быстро вянут, а ведь могли накормить своим сладким нектаром насекомых. Ну ладно, Капитошка, заболтался я с тобой, а у меня в весеннем лесу ещё много забот. Ты любуйся цветами, а я пошёл выполнять свои прямые обязанность – охранять порядок в лесу.
Рекомендации для педагога
По возможности организовать наблюдения за первоцветами (экскурсия в лес, на участке), показать фотографии цветов, прочитать стихи:
Ведь только-только расцвело
Вдоль тропок это волшебство
На стебельке одном мигает
И синий, розовый фонарик,
И пахнет сладко… пахнет мёдом,
И запах льётся к небосводу,
К ним шмель, пчела уже стремиться…
Так пахнет мёдом медуница.
По-над лугом, по-над полем
Ветер встретился с Весной.
– Первоцветов нынче – море,
Я хочу цветочек свой.
Чтобы все на свете знали,
Ветер тоже ждал тепла,
Был я всё-таки вначале,
А потом уж ты пришла.
И Весна небес кусочек
В луг рассыпала цветной,
Там цветок, и там цветочек
Ветреницы голубой.
Снег лежит ещё, не тает.
Солнце сильно пригревает.
Слышен птичьей шум и гам.
То скворцы слетелись к нам.
На кустах набухли почки.
И покрылись травкой кочки.
Распускается цветок,
Словно желтый огонек.
Мать-и-мачеха назвали.
Снег на солнце быстро тает,
Обнажая бугорки.
Вот тогда и расцветают
Эти дивные цветки.
Появляются не летом,
Чтоб морозец не пугал,
В лёгкий-лёгкий пух одеты -
Знает тот, кто его видал.
Сон-травою называют,
Иногда ещё - прострел.
Всех на дачу приглашаю
Я вчера их рассмотрел!
Загадка о первоцветах - слайды № 17-21
Муравейник
Капитошка долго бродил по цветочным полянам, наблюдал за насекомыми, пока не заметил среди цветов холмик, по которому проворно бегали крошечные существа. Капитошка подошёл к холмику поближе, чтобы разглядеть их .Одни несли к холмику веточки, хвоинки и прошлогодние листочки, другие – гусениц, жучков. Капитошка удивился: «Какие они сильные, ведь груз намного тяжелее их». Не успел Капитошка об этом хорошенько подумать, как почувствовал сильный укус. Только теперь он заметил рядом с собой жителя холмика, который смотрел на него со свирепым видом. Он был похож на тех трудяг, которые сновали туда-сюда с поклажей, но только намного крупнее и с сильными щупальцами.
- Ты кто, и зачем кусаешься? – спросил у него Капитошка.
- Я муравей- солдат, я защищаю свой дом – муравейник от непрошенных гостей.
- Я не непрошенный гость, я – Капитошка, меня все в лесу знают.
- Для нас, муравьёв-солдатов, все незнакомцы- угроза для нашего муравейника, ведь муравейник – это целый город, в котором много этажей с подземными лабиринтами, а жителей в нём видимо-невидимо, никто не знает точное их количество, и этот город постоянно нуждается в охране, вот почему мы, солдаты, всегда начеку.
- А чем вы занимаетесь?
- Нас считают защитниками леса, потому что мы уничтожаем множество вредных насекомых, защищая деревья в лесу. Мои собратья –муравьи разносят семена растений, тем самым помогая растениям леса размножаться. А ещё мы очищаем лес от мусора, из которого и строим сой муравейник.
- У вас очень интересный дом, как бы мне хотелось побыварь внутри.
- А вот воде в наш муравейник не проникнуть. Сверху он покрыт сухой травой, веточками и хвоинками. Это защищает муравейник от дождя и холода, в нём тепло зимой и прохладно летом.Есть в муравейнике хранилища для еды, склад для мусора, комната для муравьиной царицы, где она откладываем яйца, из которых появляются новые муравьи, есть ясли, тёплые комнаты для зимовки. Муравейник – уютный дом, в нём нам безопасно, тепло и очень удобно.
- Я заметил, - не унимался Капитошка,- что ты не похож на своих братьев-муравьёв.
-Мы, муравьи-солдаты, защищаем муравейник, поэтому мы крупнее, до и вооружены лучше, -он показал свои крупные щупальцы, - У каждого муравья своя профессия. Есть у нас строители, врачи, няньки, рабочие, разведчики, и все они заняты своим делом.
Но тут муравей вдруг вспомнил о своих обязанностях
- Да и, вообще, мне некогда с тобой разговаривать, я должен охранять муравейник. Уходи, а то сейчас опять ужалю!
Муравей показал жало на конце своего брюшка и грозно щёлкнул щупальцами.
Увидел Капитошка, что с таким шутки плохи и поспешил удалиться.
Рекомендации для педагога.
Прочитать детям сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Предложить ребятам пройти с Муравьишкой лабиринты разного уровня сложности – слайды № 23-26
Вестник весны
В лесу по-прежнему всё шло своим чередом. Весна повсюду вступала в свои права.
- А как же там поживают ребята из детского сада? Давно я у них не был, с тех пор, как ветер-озорник унёс меня в чистое поле вместе с другими снежинками.
Прыгнул наш путешественник в ручей, бежавший в сторону посёлка, и, распевая песенку-журчалку, поплыл по течению.
Жур-жур-жур,
Буль-буль-буль-
Песенка моя.
С каплями-подружками
Уплываю я.
Ручейком плыву весёлым
Я к друзьям своим в посёлок.
Очень сильно я спешу
И узнать скорей хочу:
Как они там поживают,
Как весну-красну встречают.
Поднажму сейчас немножко.
Ждите, дети, Капитошку!
Пока Капитошка добирается до посёлка, мы с вами, ребята, поиграем в игру «Ручеёк».
Тамара Второва
Игры любят все на свете –
В ручеёк играем, дети!
Встали в пары друг за дружкой,
Взялись за руки с подружкой –
Ручки вверх подняли,
Струйкой побежали!
Те, кто были впереди,
Оказались позади,
Ручеёк бежит, журчит,
Следом песенка звенит!
Через поле, через луг,
Рады все ручью вокруг…
Весёлый ручеёк быстро доставил Капитошку к детскому саду. А там шум и гам! Дети собрались у старой берёзы и смотрят, как взрослый дядя вешает небольшой домик на длинном шесте.
Капитошка удивился: «Для кого это такой интересный домик сделали, да ещё так высоко его вешают?»
- Это для нас, скворцов. – услышал Капитошка голос рядом с собой и увидел сидящую неподалёку птицу с блестящим оперением и острым клювом.
- Не бойся. Я скворец. Нас называют вестниками весны, потому что мы возвращаемся в родные края одними из первых. Это для нас домик вешают, а называется он – скворечник. И мне надо поспешить, занять его самым первым.
Дождавшись, когда скворечник закрепят, и шумная толпа отойдёт от берёзы, скворец тут же занял место на жёрдочке. Он запел звонкую красивую песню, сообщая всем, что жилплощадь уже занята. Капитошка порадовался за него, ведь так хорошо иметь свой дом, да ещё такой красивый. А ещё его охватило чувство гордости за своих давних друзей – детишек, ведь они заботятсяо птицах, которые в свою очередь будут защищать территорию детского сада от вредных насекомых. Тут он невольно вспомнил муравья, но подумал, что тот сам сможет защитить себя и своих собратьев от кого угодно.Взглянув на скворечник и на его счастливого жильца, Капитошке стало немного грустно, ведь у него нет дома. Он хотел прослезиться, но вспомнил, что плакать ему не положено, он и так капелька, только не солёная. А над берёзой проплывали пушистые белоснежные облака, и Капитошка невольно ими залюбовался. Его охватило какое-то неведомое чувство, он почувствовал лёгкость во всём своём теле. Неведомая сила оторвала его от земли и понесла вверх.Пролетая мимо скворца, Капитошка хотел ему что-то прокричать, но уже не смог. Да и скворец был так занят своим выступлением, что даже не замелил пролетающего мимо Капиташку. А Капитошка становился всё легче и легче, да летел всё выше и выше к белоснежному облаку, которое умчит нашего путешественника в дальние дали. А вернётся ли он к нам капелькой тёплого дождя, прозрачной росинкой на траве, или резной снежинкой, не знаю. Но мы будем с нетерпением ждать встречи с ним. До свидания, Капитошка!
Рекомендации для педагога.
Провести акцию «Домик для птиц»(изготовить со взрослыми скворечники и развесить их на территории детского сада или около дома).
Отгадываем загадки о перелётных птицах.
Игра «Третий лишний» - слайды № 28-30
Интернет-ресурсы:
Игра «Ручеёк» - https://stihi.ru/2014/04/15/9228
Загадки о первоцветах - https://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/zagadki-dlja-detei-o-lekarstvenyh-rastenijah-poleznyh-travah.html
Игра «Грачи и червячки» - https://doshkolka.rybakovfond.ru/grachi_i_cherviaki
Кияйкина Наталья Федоровна
Филипп Татьяна Вадимовна