12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самойленко Евгения Дмитриевна1170
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»
3

Программа факультативного курса «Вычислительная математика в военном деле»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа групповых занятий по математике предназначена для учащихся 5 классов. Сроки реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цели программы:

в направлении личностного развития:

формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении:

развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении:

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы

ознакомиться с проблемой изучения вычислительной культуры учащихся;

изучить основные особенности математических и вычислительных навыков;

рассмотреть различные приемы быстрого счета как способа решения изучаемой проблемы;

проверить эффективность предложенной методики в опытном преподавании.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

у обучающихся сформированы

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные результаты:

1) регулятивные

обучающиеся получат возможность научиться:

составлять план и последовательность действий;

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) познавательные

обучающиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения ндуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

обучающиеся получат возможность научиться:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

обучающийся научится

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

обучающийся получит возможность

познакомиться со счётом у первобытных людей;

иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;

владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике;

научиться правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;

научиться составлять различные подмножества данного множества»;

уметь определять число подмножеств, удовлетворяющих данному условию;

правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;

распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);

знать старинные меры измерения длин, площадей;

уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;

уметь решать сложные задачи на движение;

уметь решать логические задачи;

решать занимательные задачи;

анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

выполнять творческий проект по плану;

пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего класса.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ

Счёт. Первые счётные приборы. Счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры. Буквы и знаки. Метрическая система мер. Старые русские меры.

2. МНОЖЕСТВА

Понятие множества. Понятие подмножества. Составление подмножеств данного множества. Подсчёт числа подмножеств, удовлетворяющих данному условию.

3. ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ

Игра «Кубики». Игра «Не ошибись!» Числа в квадрате. Задачи на отгадывание чисел. Военные расчеты. Использование математических знаний в военном деле.

4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур. Нахождение объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры.

5. ЗАДАЧИ

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. Решение задач военной тематики. «Восьмушка хлеба». Занимательные задачи «о движении снаряда», «о переправе». «Мост через реку».

6. ПРОЕКТЫ (ТЕМЫ)

«Вклад ученых-математиков в военное дело» (индивидуальные).

«Математика в годы Великой Отечественной войны» (групповой).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 час в неделю, всего 34 ч. за год)

Тема

Количество часов

Форма текущего контроля

1

Из истории развития счета

1

Доклад

2

О происхождении арифметики

1

Доклад

3

О происхождении и развитии нумерации. Военное дело.

1

Доклад

4

Буквы и знаки. Игра «Кубики»

1

Результат игры

5

Метрическая система мер. Задачи на движение

2

Доклад

Творческий отчет

6

Старые русские меры. Геометрические задачи.

2

Доклад

Творческий отчет

7

Геометрические задачи в военных расчетах.

2

Творческий отчет

8

Логические задачи.

1

Творческий отчет

9

Задачи со спичками.

1

Творческий отчет

10

Понятие множества. Решение задач.

2

Творческий отчет

11

Первое знакомство с проектной деятельностью.

2

План проекта

12

Использование математических знаний в военном деле.

3

Творческий отчет

13

Вклад ученых-математиков в военное дело.

3

Доклад

Творческий отчет

14

Математика в годы Великой Отечественной войны.

3

Творческий отчет

15

Решение задач военной тематики. «Восьмушка хлеба»

2

Творческий отчет

16

Занимательные задачи «о движении снаряда», «о переправе». «Мост через реку».

3

Творческий отчет

17

Работа над проектами «Вычислительная математика в военном деле»

3

Творческий отчет

18

Защита проектов.

2

Защита творческих проектов


 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА

  1. Яков Перельман: Весёлые задачи. Первая сотня головоломок для юных математиков. - Издательство «МЕЩЕРЯКОВА ИД», 2017г. Узорова, Нефедова: 30 000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 5-6 классы. – Издательство «АСТ», 2015г.

    Раскина, Шноль: Логические задачи. – Издательство «МЦНМО», 2017г.

    Красс, Левитас: Нестандартные задачи по математике в 5-6 классах. – Издательство «ИЛЕКСА», 2017г.

    Виленкин, Депман: За страницами учебника математики. – Издательство «МНЕМОЗИНА», 2018г.

Интернет-ресурсы

https://uchi.ru/

https://compedu.ru/

http://vneuroka.ru/matematika/zadachi-povyshennoj-slozhnosti-po-matematike-k-olimpiade/

http://mityurina.ucoz.ru/index/0-19 - Математика в годы ВОВ

Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.