Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение»

5
0
Материал опубликован 24 June 2021

Пояснительная записка к презентации

Программа внеурочной деятельности

«Смысловое чтение»


Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предлагаю проект программы внеурочной деятельности, направленный на повышение мотивации обучающихся к его изучению.


Выполнила:

Молдабекова Татьяна Васильевна

учитель русского языка и литературы

ЛГ МАОУ «СОШ № 1»


Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Смысловое чтение».


Согласно федеральному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса. Ее целью является создание условий для развития ребенка, постижения им духовно-нравственных и культурных традиций. Это положение является одной из задач программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года». Исходя из этого, предлагаю проект программы внеурочной деятельности «Смысловое чтение». Данная программа имеет познавательно-практическую направленность и формирует читательскую компетентность школьников. Программа составлена с учетом возрастных особенностей учеников на уровне основного общего образования.

Ее актуальность определена требованиями, заложенными в ФГОС ООО, на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. Кроме того, в условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя. А это является неотъемлемой частью литературного образования в школе. Таким образом, стратегия смыслового чтения позволит повысить мотивацию учащихся к изучению литературы как предмета.





Основная часть

Программа внеурочной деятельности для 6-го класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом Примерной программы по литературе «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»: надпредметная программа Галактионова, Т.Г. Учимся успешному чтению. Проекты «Время открытий». 6 класс: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М. Красновская, Я.Г. Назаровская, С.А. Ширяева - М.: Просвещение,2013.- 40 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).

Программа составлена в соответствии с образовательным планом (34 часа в год, 1 час в неделю).


Цель программы:

Повысить мотивацию обучающихся к изучению литературы средствами стратегии смыслового чтения.


Задачи программы:

1. Развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности.

2. Вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением.

3.Осваивать базовые понятия, связанные с чтением как с универсальным видом деятельности (названия видов чтения).

4.Учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации.


Общая характеристика

Программа «Смысловое чтение» является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной, по времени реализации – краткосрочной. Новизна рабочей программы состоит в том, что она предусматривает включение содержания, системы заданий, предназначенных для чтения и понимания различных типов текстов (сплошных и несплошных), вычитывания разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Смысловое чтение максимально точно и полно поможет понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Именно такая работа организуется на уроках литературы, что говорит о преемственности урочной и внеурочной деятельности.


Особенности организации образовательной деятельности

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению.


Формы проведения занятий.


Возможно использование различных форм проведения занятий - это беседы, практикумы, тренинги, игры, конкурсы, наблюдение и исследование, мониторинг, ролевые игры, библиотечные занятия.


Методы и технологии проведения занятий.


Предполагается использование игровых, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.


Формы организации образовательной деятельности.


Работа учеников организуется в группах, парах, индивидуальная, с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете или в школьной библиотеке. Занятия проходят во внеурочное время.


Взаимодействие с социальными партнерами


В рамках взаимодействия с социальными партнерами предполагается проведение экскурсий для обучающихся в «Библиотечно-информационный центр» г. Лангепаса, школьную библиотеку, посещение мероприятий в Досуговом центре «Фортуна» и участие в них. Это могут быть спектакли, конкурсы, викторины, праздничные мероприятия.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

учащиеся научатся

- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, - использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют

- навыками работы с книгой;

- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

- навыками чтения различных типов текстов (сплошных/несплошных)

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:-

-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

-находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную.

-выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

-понимать смысл и назначение текста;

-придумывать заголовок;

-передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

-объяснять порядок частей в тексте;

-объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах это таблицы, иллюстрации и др.);

-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

-использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

- составлять план к тексту;

- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста;

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

- оценивать утверждения, находить доказательства в защиту своей точки зрения в тексте;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей;

- оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность

- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении познавательных действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

-обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.


Формы контроля результативности реализации программы.

На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности навыков работы учащихся с текстом.

Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.

Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной комплексной  работы. Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.


Календарно-тематическое планирование

программы внеурочной деятельности

«Смысловое чтение», 6 класс


п/п

Тема раздела, урока.

Планируемые результаты освоения обучающимся курса внеурочной деятельности.

Виды деятельности учащихся.

Сроки

1

Ознакомление с курсом. Время открытий.

Определять главную тему, общую цель или назначение текста.


Выполнение заданий в тетради.


2,3

Входной контроль. Визит в библиотеку «на разведку». Работа в читальном зале. Притча «Чему учат книги?»

Выделять главную информацию.



Работа с текстом.


4,5

Знакомство со справочно-информационными

изданиями.

Анализ структуры.

Выбор энциклопедий для работы.


6,7

Н. Сладков.

«Разноцветная земля».

Поиск ответов на вопросы проблемного характера.


Анализ отдельных эпизодов.


8,9

В. Солоухин. «Подворотня».

Поиск информации и понимание прочитанного.


Вопрос для исследования.



10,11

В. Белов.

«Малька провинилась».

Определять главную тему, общую цель или назначение текста.


Составление таблицы, сопоставительный анализ героев.


12,13

Диагностика навыков чтения.

Навыки чтения и анализа текста.



14,15

В. Астафьев.

«Деревья растут для всех».

Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.



Исследовательская работа с текстом.


16,17

Е. Носов. «Тридцать зёрен».

Понимание прочитанного.


Составление вопросов к тексту.


18

Текущий контроль.

Контроль полученных навыков.

Работа с текстом.


19,20

М. Пришвин. «Весна света».

Структурировать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы.


Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ.


21,22

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Находить в тексте требуемую информацию («пробегать текст глазами», определять его основные элементы).

Анализ текста.




23

Проблематика художественных произведений.

Обзор проблем.

Составление таблицы.


24,25

Л. Леонов «Русский лес».

Видеть ключевые понятия и их роль в тексте .

Анализ, составление плана.


26,27

А.И. Солженицын. «Вязовое бревно».

Критическое (оценочное) чтение.

Анализ текста.


28,29

М. Пришвин. «Сумерки».

Интерпретация текста.

Анализ.


30,31

К.Паустовский. «Добрая книга»

Интерпретация текста.

Работа с образами.


32,33

Стратегии компрессии текста.

Умения сжимать текст.

Работа с приемами сжатия.




34

Промежуточный контроль.

Умения читать, понимать, анализировать текст.

Работа с текстом.










Список источников информации:


Галактионова Т.Г . Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 6 кл. «Время открытий». 6 класс [Текст]: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М.Красновская, Я.Г.Назаровская, С.А. Ширяева - М.: Просвещение,2013.- 40 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам

Галактионова Т.Г., Назаровская Я.Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.6 класс – М: Просвещение, 2013

Загашев И.О. «Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”. – Педагогический университет «Первое сентября»., № 17-24, 2004

Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках, - http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=565413

http://schools,keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

ФГОС ООО: - Министерство образования и науки РФ. – М.; Просвещения, 2011. – (Стандарты второго поколения)

Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года.

Романова О.Н. Организационно – педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ООО / О.Н.Романова // Молодой ученый. – 2012. – № 8.




Учитель русского языка и литературы: Молдабекова Т.В.





Предварительный просмотр презентации

Словосочетание.Виды связи в словосочетании. Подчинительная связь в словосочетании.

Двадцать пятое сентября. Классная работа. Виды связи в словосочетании.

Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически Например: мирное небо; жить в мире; говорить правильно

связь – подчинительная (состоят из главного и зависимого слова) Например: осенний дождь; уважать за знания; правильно писать СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Не являются словосочетаниями: сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п. сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сесть в лужу , сломя голову и т.п. подлежащее и сказуемое: Наступила ночь; составные формы слов : более светлый , будет ходить

Подчинительная связь в словосочетании Осенний дождь, дождь со снегом, уважать за знания, правильно писать. Главное слово обозначается значком Х. От главного слова задаём вопрос к зависимому Зависимое слово может стоять перед главным словом и после него Зависимость между словами может быть выражена с помощью окончания и предлога к а к ой? к а к о й? за ч т о? к а к?

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Например: Светлые заливы в камышах блестят. Заливы блестят - грамматическая основа. Словосочетания: светлые заливы, в камышах блестят При разборе предложения прежде всего выделяется грамматическая основа (грамматическая основа не является словосочетанием!). Затем словосочетания, которые относятся к подлежащему или к поясняющим его словам; Потом словосочетания, которые относятся к сказуемому или к поясняющим его словам. к а к и е ? г д е ?

ЗАДАНИЕ: Из предложений выпишите словосочетания. В словосочетаниях укажите способ подчинительной связи. 1.Когда – то осенью и весной косяки этих птиц пр..плывали по небу. 2. Почти все существующие журавли нуждают(?)ся сейчас в защит.. и покр..вительстве человека. (В. Песков.)

Запишите словосочетания, проверьте себя! 1.Этих птиц, косяки птиц, проплывали по небу, проплывали осенью, проплывали весной, проплывали когда-то. 2.Существующие журавли, все журавли, нуждаются сейчас, нуждаются в защите (в покровительстве), в покровительстве человека.

Типы словосочетаний по способу выражения главного слова

Именные Глагольные Наречные Сущ. + Прил. Благодарная аудитория Глаг. + Сущ. Думать о будущем Нареч. + Нареч. Очень неожиданно Сущ. + Прич. Перестроенное здание Слишком громко Сущ. + Сущ. Предложение о сотрудничестве. Глаг. + Мест. Примкнуть к кому-нибудь. Очень весело Сущ. + Нареч. Кофе по -турецки. Глаг. + Нареч. Прибыл вовремя. Совсем не трудно Сущ. + Глаг. Желание нравиться Прич. + Мест. Построенная нами. Прил. + Сущ. Красный от смущения. Глаг. + Деепр. Говорить улыбаясь. Прил. + Нареч. Необычайно любознательный. Деепр. + Сущ. Краснея от смущения. Мест. + Прил. Что-нибудь интересное. Деепр. + Нареч. Медленно вышагивая. Числ. + Сущ. Двадцатая квартира. Прич. + Сущ. Прибывающая в город. Числ. + Сущ. Двадцать пять участников. Прич. + Глаг. Надеющаяся посмотреть. Прич. + Нарч. Неожиданно влетевшая.

Способы подчинительной связи между словами Существует три главных способа подчинительной связи между словами в словосочетании: 1.Согласование 2.Управление. 3.Примыкание.

СОГЛАСОВАНИЕ прилагательное; причастие; порядковое числительное; местоимение, по форме сходное с ними существительное; местоимение, по форме сходное с ними наречие; деепричастие; неопределённая форма глагола притяжательные местоимения его, ее, их ГЛАВНОЕ СЛОВО ЗАВИСИМОЕ СЛОВО УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ Это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное. При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Главное слово: существительное Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. Сравните: этой опустевшей липовой аллеи, этим опустевшим липовым аллеям.

УПРАВЛЕНИЕ Это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. Выражается связь окончаниями зависимых слов и предлогами. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное. Сравните: встретил друга, встречу друга, встретив друга, встретивший друга.

ПРИМЫКАНИЕ Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п. Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое слово: наречие, деепричастие, инфинитив .

Подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению, являются синонимичными Например: девушка из города – городская девушка сцена театра – театральная сцена пожар в лесу – лесной пожар (Такая замена не всегда возможна!)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.