Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Пояснительная записка к презентации
Программа внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предлагаю проект программы внеурочной деятельности, направленный на повышение мотивации обучающихся к его изучению.
Выполнила:
Молдабекова Татьяна Васильевна
учитель русского языка и литературы
ЛГ МАОУ «СОШ № 1»
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Смысловое чтение».
Согласно федеральному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса. Ее целью является создание условий для развития ребенка, постижения им духовно-нравственных и культурных традиций. Это положение является одной из задач программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года». Исходя из этого, предлагаю проект программы внеурочной деятельности «Смысловое чтение». Данная программа имеет познавательно-практическую направленность и формирует читательскую компетентность школьников. Программа составлена с учетом возрастных особенностей учеников на уровне основного общего образования.
Ее актуальность определена требованиями, заложенными в ФГОС ООО, на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. Кроме того, в условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя. А это является неотъемлемой частью литературного образования в школе. Таким образом, стратегия смыслового чтения позволит повысить мотивацию учащихся к изучению литературы как предмета.
Основная часть
Программа внеурочной деятельности для 6-го класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом Примерной программы по литературе «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»: надпредметная программа Галактионова, Т.Г. Учимся успешному чтению. Проекты «Время открытий». 6 класс: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М. Красновская, Я.Г. Назаровская, С.А. Ширяева - М.: Просвещение,2013.- 40 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
Программа составлена в соответствии с образовательным планом (34 часа в год, 1 час в неделю).
Цель программы:
Повысить мотивацию обучающихся к изучению литературы средствами стратегии смыслового чтения.
Задачи программы:
1. Развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности.
2. Вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением.
3.Осваивать базовые понятия, связанные с чтением как с универсальным видом деятельности (названия видов чтения).
4.Учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации.
Общая характеристика
Программа «Смысловое чтение» является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной, по времени реализации – краткосрочной. Новизна рабочей программы состоит в том, что она предусматривает включение содержания, системы заданий, предназначенных для чтения и понимания различных типов текстов (сплошных и несплошных), вычитывания разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Смысловое чтение максимально точно и полно поможет понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Именно такая работа организуется на уроках литературы, что говорит о преемственности урочной и внеурочной деятельности.
Особенности организации образовательной деятельности
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению.
Формы проведения занятий.
Возможно использование различных форм проведения занятий - это беседы, практикумы, тренинги, игры, конкурсы, наблюдение и исследование, мониторинг, ролевые игры, библиотечные занятия.
Методы и технологии проведения занятий.
Предполагается использование игровых, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы организации образовательной деятельности.
Работа учеников организуется в группах, парах, индивидуальная, с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете или в школьной библиотеке. Занятия проходят во внеурочное время.
Взаимодействие с социальными партнерами
В рамках взаимодействия с социальными партнерами предполагается проведение экскурсий для обучающихся в «Библиотечно-информационный центр» г. Лангепаса, школьную библиотеку, посещение мероприятий в Досуговом центре «Фортуна» и участие в них. Это могут быть спектакли, конкурсы, викторины, праздничные мероприятия.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, - использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
- навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- навыками чтения различных типов текстов (сплошных/несплошных)
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:-
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
-находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную.
-выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
-понимать смысл и назначение текста;
-придумывать заголовок;
-передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
-объяснять порядок частей в тексте;
-объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах это таблицы, иллюстрации и др.);
-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
-использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доказательства в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении познавательных действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
-обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Формы контроля результативности реализации программы.
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности навыков работы учащихся с текстом.
Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.
Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной комплексной работы. Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.
Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности
«Смысловое чтение», 6 класс
№ п/п | Тема раздела, урока. | Планируемые результаты освоения обучающимся курса внеурочной деятельности. | Виды деятельности учащихся. | Сроки |
1 | Ознакомление с курсом. Время открытий. | Определять главную тему, общую цель или назначение текста. | Выполнение заданий в тетради. | |
2,3 | Входной контроль. Визит в библиотеку «на разведку». Работа в читальном зале. Притча «Чему учат книги?» | Выделять главную информацию. | Работа с текстом. | |
4,5 | Знакомство со справочно-информационными изданиями. | Анализ структуры. | Выбор энциклопедий для работы. | |
6,7 | Н. Сладков. «Разноцветная земля». | Поиск ответов на вопросы проблемного характера. | Анализ отдельных эпизодов. | |
8,9 | В. Солоухин. «Подворотня». | Поиск информации и понимание прочитанного. | Вопрос для исследования. | |
10,11 | В. Белов. «Малька провинилась». | Определять главную тему, общую цель или назначение текста. | Составление таблицы, сопоставительный анализ героев. | |
12,13 | Диагностика навыков чтения. | Навыки чтения и анализа текста. | | |
14,15 | В. Астафьев. «Деревья растут для всех». | Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. | Исследовательская работа с текстом. | |
16,17 | Е. Носов. «Тридцать зёрен». | Понимание прочитанного. | Составление вопросов к тексту. | |
18 | Текущий контроль. | Контроль полученных навыков. | Работа с текстом. | |
19,20 | М. Пришвин. «Весна света». | Структурировать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы. | Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ. | |
21,22 | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» | Находить в тексте требуемую информацию («пробегать текст глазами», определять его основные элементы). | Анализ текста. | |
23 | Проблематика художественных произведений. | Обзор проблем. | Составление таблицы. | |
24,25 | Л. Леонов «Русский лес». | Видеть ключевые понятия и их роль в тексте . | Анализ, составление плана. | |
26,27 | А.И. Солженицын. «Вязовое бревно». | Критическое (оценочное) чтение. | Анализ текста. | |
28,29 | М. Пришвин. «Сумерки». | Интерпретация текста. | Анализ. | |
30,31 | К.Паустовский. «Добрая книга» | Интерпретация текста. | Работа с образами. | |
32,33 | Стратегии компрессии текста. | Умения сжимать текст. | Работа с приемами сжатия. | |
34 | Промежуточный контроль. | Умения читать, понимать, анализировать текст. | Работа с текстом. | |
Список источников информации:
Галактионова Т.Г . Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 6 кл. «Время открытий». 6 класс [Текст]: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М.Красновская, Я.Г.Назаровская, С.А. Ширяева - М.: Просвещение,2013.- 40 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам
Галактионова Т.Г., Назаровская Я.Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.6 класс – М: Просвещение, 2013
Загашев И.О. «Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”. – Педагогический университет «Первое сентября»., № 17-24, 2004
Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках, - http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=565413
http://schools,keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
ФГОС ООО: - Министерство образования и науки РФ. – М.; Просвещения, 2011. – (Стандарты второго поколения)
Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года.
Романова О.Н. Организационно – педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ООО / О.Н.Романова // Молодой ученый. – 2012. – № 8.
Учитель русского языка и литературы: Молдабекова Т.В.