12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Тамара Ивановна139

Цель: Познакомить с правилами бережного отношения к природе.


Задачи:

- воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе;

- расширение знаний детей о родном крае;

- развитие речи воспитанников.

Цель: Познакомить с правилами бережного отношения к природе.


1. Ритуал начала занятия.


Игра «Доброе утро»

Дети становятся в круг:

 - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Дети садятся на стульчики


  1. Вводная часть

     - Наше занятие посвящается бережному отношению к природе.   Сегодня мы поговорим с вами о том, что нужно сделать, чтобы красота не угасла.

 Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня. (Презентация.  Демонстрация природы в картинках.)

    - Все мы с вами живем в великой огромной стране – России.

Близится тепло и уже слышен звон веселых ручейков, которые словно оповещают о том, что активный отдых и веселье уже рядом.  

Отдых на природе расслабляет и придает бодрости, жизнь становится ярче и приобретает другие краски. Природа становится незаменимым питателем энергии и желания жизнь. Часто можно встретить такую картину: люди наслаждаются отдыхом, гуляют, жгут костры и забывают про аккуратность и безопасность.

      Мы настолько озабочены своим комфортом, что способны для его приобретения, не оглядываясь вредить природе. Вред приносится загрязнениями, поломкой и отравлением всего живого. Отдых может получиться веселым и незабываемым, но после этого остается куча мусора, который почему-то многие не убирают за собой и, наверное, ждут, что все испариться само. Но так ведь не происходит, мусор остается, накапливается и отравляет все живое. Мир не становится прекраснее, а наоборот, человек портит его самостоятельно.

       Важно помнить, что за собой любой мусор нужно убирать. Ведь его следует просто собрать в мусорные мешки и выбросить дома в специальные мусорные контейнеры.  Не стоит бить стекло и разбрасывать его на месте отдыха, ведь тут будет отдыхать кто-то еще или даже вы. И никому не хочется пораниться и уехать с отдыха с заражением.

      Поэтому взаимовежливость и взаимоуважение должны стать залогом сохранения чистоты окружающего мира и собственного здоровья. Приятная аккуратность местности, зеленая природа, чистые реки и озера будут вдохновлять и побуждать к жизни.

     Как пригреет солнышко можно собирать сумки и рвать на природу, но при этом не забывать о своем долге и уборке за собой. Тогда отдых всегда будет приятен и полезен, а природа будет с радостью принимать гостей.


  1. Основная часть.


Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая. (Слайд)

Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы. Там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее...


       Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, наш родной край. Но, к сожалению, не все жители берегут окружающую природу, красоту наших лесов, полей, лугов.

       Наше занятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду, заботиться о природе нашего края. (Слайды с природой Краснодарского края)

Звучит фонограмма леса. 

      Наш край действительно прекрасен. Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу озера, реки, дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды.

      Самое главное – не шуметь, чтобы не спугнуть жителей леса и не помешать их спокойной жизни. Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя.


Сценка. (Слайды с изображением мусора в лесу).


      - Я предлагаю вам обыграть сценку: «Туристы в лесу»


1-й турист:

Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.

2-й турист:

Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3-й турист:

Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!

4-й турист:

Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на “ты”!

1-й турист:

Мусор птицам разбросаем! 
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!

2-й турист:

Мы цари! Молчи природа!
Всё здесь наше – лес и воды!

(Опять звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят.)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
В вокзальной сутолоки века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она – одна!


        - Ребята, сможем ли мы с вами жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца?

       - Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя непотушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.

Трудно представить себе землю без леса. Без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы, надписи на них, разные рисунки. Те «любители» природы, которые делают это, даже, наверное, не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть.


Работа по ситуациям.


Ситуация № 1

Дети с родителями отдыхали на берегу реки, после еды остались жестяная банка, пластиковые стаканчики и стеклянная бутылка из-под сока. Взрослые собрали весь мусор, сложили в целлофановый пакет и оставили под деревом. Правильно ли поступили отдыхающие? Как бы сделал ты?

Ситуация №2

Школьники гуляли по лесу и увидели в кустах гнездо, в котором лежали несколько яичек, одна девочка подошла, осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, внимательно его рассмотрела и вернула на место. Правильно ли поступила девочка?

Ситуация №3

Во время экскурсии мальчик наловил бабочек и посадил их в спичечный коробок, а когда вернулся домой показывал ребятам свои трофеи. Хороший ли поступок сделал мальчик?

Ситуация №4

  Ребята в лесу увидели муравейник. Им стало очень интересно, как муравьи строят свои домики и они решили посмотреть, что же там внутри. В результате муравейник был разрушен.

Как вы поступили бы в такой ситуации? Почему нельзя разрушать муравейники? (Ответы детей)

          Муравьи очень нужны лесу. Они – лесные санитары. Одни волокут насекомых во много раз больше себя, другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник.

День за днем муравьи надстраивают свое жилье: возводят дом-пирамидку с покатой макушкой. Так что никакой дождик не страшен: вода скатывается с такой крыши.

          Но если кто разворошит муравейник – беда: вода проникает внутрь. Какое жилье с худой крышей?! Муравьи не успевают быстро восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает.

         Муравьям можно помочь: осторожно подровнять дом-пирамидку и поправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами

         Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки. 

– Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

 Нужно начать с себя, прямо сегодня.

    Игра «Если вдруг…»

        - Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть              со мной  в игру « Если вдруг…».

          Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете продолжить.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1) Если вдруг на пляжах перестанут убирать территорию … (не будет места для купания, загорания и отдыха)

2) Если вдруг вырубят все леса на земле … (не где будет собирать грибы, ягоды, орехи)

3) Если все реки будут переполнены мусором… (то негде будет отдыхать, загорать и купаться)

4) Если вдруг уберут из дворов мусорные баки… (во дворах будут стоять кучи мусора)

        -Да, ребята если не будет лесов, нам некуда будет идти на прогулку, за ягодами, лекарственными травами.

     -Ребята представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу реки, и перед вами огромное количество мусора, а ведь в лесу живут птицы, животные и это наносит им вред.

        -Чтобы это не случилось, мы должны знать «правила природы».


Работа с запрещающими знаками.


        -Подумайте, что означают знаки.

Задание будет такое «Подбери название»

(Нужно подобрать к знаку название из представленных на проекторе)

«Осторожно, муравейник», «Не рвите цветы», «Не разводите костров в лесу», «Не разоряйте гнезд», «Не сорите», «Не ломайте ветки деревьев», « Не трогайте ядовитые грибы», « Не засоряйте мусором водоемы», « Дикие животные», «Осторожно, болото», «Не шуми в лесу», « Осторожно, молодняк»

        -Да, ребята, из нашей работы видите, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого.


 Сейчас мы узнаем, как вы знаете правила поведения в лесу. Сейчас мы поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”.

- Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим “да”, если плохо, то все вместе говорим “нет”!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да.)

 - Молодцы, почти все правильно ответили.

 Давайте для закрепления прослушаем стихотворения.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать. Палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость

Здесь хозяин –дуб и лось

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты мой друг! Спасибо!»

- О чем стихотворение? (ответы детей)

- Значит не зря природа бьет тревогу и обращаясь к нам просит вас о разумном к ней обращении.

       Давайте сейчас, попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок. (Слайд )


Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки, 
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.

-  Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! (Слайд)

Воспитанник.

Смотрю на глобус – шар земной, 
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги”.

В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза. 
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги”.

Воспитанник.

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги”.

Остановил олень свой бег: 
“Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим– не солги, 
Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус – шар земной, 
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
“Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…”


  1. Заключительная часть.

     Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите фигурку и напишите на ней качества Человека– достойного жителя планеты Земля. Поселите своего Человека на нашу голубую планету.

Берегите эту Землю, эту воду! (Слайд )
Даже малую былиночку любя, 
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Дорогие ребята, я надеюсь, что после нашего занятия не только вы сами будете беречь родную природу, правильно вести себя в природе, но и научите своих близких и друзей.м

Опубликовано


Комментарии (2)

Полянская Оксана Николаевна, 20.07.21 в 23:21 2Ответить Пожаловаться
Презентация чужая, но списка использованных ресурсов нет.
Елена Вениаминовна Чурина, 20.07.21 в 23:37 2Ответить Пожаловаться
А кого дети называют Ириной Николаевной?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.