Участники: обучающихся 7-8 классов
Подготовила и провела:
Шишова Г.И., учитель биологии и химии.
Задачи: познакомить обучающихся с развитием космонавтики, с работой ученых по освоению космоса;
-развивать познавательный интерес у обучающихся к биологии;
-воспитывать патриотов.
Оборудование: портреты космонавтов (Ю. А. Гагарина, В. Н. Терешковой, Г. С. Титова), компьютер, подборка песен о космосе, выпуск стенгазеты.
Условия проведения викторины: обучающиеся делятся на группы по 4 человека, отвечают на вопросы по очереди, за каждый верный ответ получают звездочки.Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.
- Ребята сегодня у нас с вами занятие, посвящённое космической биологии. Вы уже многое знаете о космосе, читали, слышали, видели по данной теме. Но сегодня занятие особое: с одной стороны – это викторина, которая проверит ваши знания в данной области; с другой – это познавательная викторина, то есть я постараюсь дополнить ваши знания новыми и интересными фактами.
3. Основная часть.
Мало кто знает, что перед тем как отправить в космос человека, проводились многочисленные эксперименты на животных с целью выявления воздействия на живой организм невесомости, радиации, длительного полета и других факторов. Первые полёты животные совершили в стратосферу. В первый полет на воздушном шаре человек отправил барана, петуха и утку.
С 1951 г. по 1960 г. были проведены серии экспериментов по изучению реакции живого организма на перегрузки, вибрации и невесомость во время запусков геофизических ракет.
Во второй серии запусков в 1954-1956 гг. на высоту 110 км целью экспериментов было опробование скафандров для животных в условиях разгерметизации кабины. Были проведены катапультирования животных в скафандрах: одной собаки – с высоты 75-86 км, второй – с высоты 39-46 км.
Полёты с животными не прекращены и сегодня. Полеты в космос животных и сейчас дают массу полезной информации. Так, полет спутника «Бион-М» с разными живыми организмами на борту, длившийся один месяц, дал много материала для изучения воздействия радиации и длительной невесомости на жизнедеятельность организма. Результаты исследований т используются для разработки новой защиты экипажа, пилотируемой экспедиции на Марс.
Викторина.
1.Назовите дату 1 полёта в космос.
( 12 апреля 1961 г.)
2.Кто является первым космонавтом?
(Ю.А.Гагарин)
3.Как назывался корабль – спутник?
(«Восток)
4.Сколько времени длился первый полёт?
(1 час 48 минут)
5.Кто первым проложил путь в космос человеку?
(Собака Лайка)
6.Назовите собак – космонавтов.
(Лайка, Белка, Стрелка, Пушок, Уголёк, Пэр, Ветерок и др., некоторые летали по 2 раза)
7.Каких собак подбирали ученые для полёта в космос? Почему?
(Дворняг. Они считались здоровее, молодых, с короткой белой шерстью, чтобы при киносъёмке в полёте животное было видно)
8.Сколько всего лётных экспериментов было выполнено с 1951 по 1960 г. г. с собаками? (29)
9.Собаки Ветерок и Уголёк летали в космосе 22 дня и прилетели совершенно голые, т. е. без шерсти, почему?
(Она осталась в скафандрах плохо подогнанных, о которые собаки все эти дни тёрлись)
10. Кого посылали в космос американцы?
(Обезьян)
11. В 1963 году французы отправили в космос животное, назовите его.
(Кошка)
12. Назовите удивительные эксперименты, поставленные на борту космических станций в середине 70-х годов на спутниках «Космос» («Бион») с животными.
(Сможет ли паук сплести паутину в невесомости, а пчёлы построить соты, куда поплывут рыбы в пространстве, где нет разницы между верхом и низом и другие).
13.В 1990 году на орбитальной станции «Мир» родился первый теплокровный организм. Кто это?
(Перепелёнок)
14.Какие растения побывали в космосе?
(Лук, традесканция, горох, пшеница, кукуруза, капуста, укроп, салат и др.)
15. Назовите удивительные эксперименты, поставленные на борту космических станций с растениями.
(Выращивание плодовых деревьев в оранжереях, которых отличает повышенная урожайность, устойчивость к земным болезням, плоды получаются вкусные, более крупные и долго хранятся и др.)
16.Пассажиры ракеты – белые крысы. Животные в поле зрения кинокамеры Они не привязаны и кружатся в кабине. Почему это происходит?
(Невесомость)
17. Какие эксперименты проводят с мышами-песчанками в космосе? (Изучение водно-солевого обмена в космосе)
18. Зачем полетели космос тараканы?
(Проверить выживаемость молодых и старых особей в условиях невесомости и длительных полётах)
19. Если раньше учёных интересовало воздействие перегрузок и космической радиации на живые организмы, то теперь основное внимание уделяется работе нервной и иммунной систем. Не менее важно изучение влияния факторов космического полета на регенеративные и репродуктивные функции организма. Особенно интересна задача воссоздания полного цикла биологического воспроизводства в условиях невесомости. Почему? (Рано или поздно, нас ждут поселения в космосе и сверхдальние полеты к другим звездам. В космос брали беременных мышей и перепелиные яйца. Мышата и перепела рождались, но оказывались нежизнеспособными)20. В космическом зоопарке куколки бабочек шелкопрядов, одна куколка среднего винного бражника из Нижнего Новгорода. Что биологам интересно посмотреть?
(Как полёт повлияет на процесс превращения в бабочку)
21.В каком эксперименте участвуют 20 виноградных улиток?
( «Рецептор», сохранят ли в космосе «рожки» свою чувствительность?)
22.На каких животных в космосе можно изучить процесс регенерации?
(Ящерицы, тритоны)
23.Назовите организмы, которые оказались самыми выносливыми из всех организмов, побывавших в космосе.
(Лишайники)
24.Следует отметить, что исследование устойчивости земных организмов к условиям открытого космоса имеет большое практическое и научное значение. Какое?
(Живучие организмы ученые смогут использовать для подготовки к заселению других планет. Кроме того, обнаруженная у лишайников устойчивость к солнечной радиации, уже заинтересовала компании, производящие солнцезащитные кремы).
Заключительное слово учителя.
Исследования в области космической биологии будут и впредь особенно нужны для решения ряда вопросов, в частности для биологической разведки новых космических трасс. Чрезвычайно важную роль космическая биология сыграет и в разработке необходимых для длительных полётов биокомплексов, или замкнутых экологических систем.
Космос в настоящее время становится ареной международного сотрудничества. В 1972 подписано соглашение между правительствами СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, которое предусматривает, в частности, сотрудничество в области космической биологии.
Подведение итогов.
Литература.
1. Колесников Ю.В., Глазков Ю.Н. На орбите - космический корабль, Издательство: Педагогика Серия: Библиотечка Детской энциклопедии «Ученые - школьнику»,1980
2. Рабинова Л.Я. Школьная биологическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1986.
3.Семененко В.Е. Космическая биология, ДЭ, т.4
4.Титов Г.С. Семнадцать космических зорь, М., Детгиз, 1978 г.