Викторина «Биологические исследования в космосе» (Биология, 6 класс)

4
0
Материал опубликован 16 March 2017 в группе

Участники: обучающихся 7-8 классов


Подготовила и провела:

Шишова Г.И., учитель биологии и химии.


Задачи: познакомить обучающихся с развитием космонавтики, с работой ученых по освоению космоса;

-развивать познавательный интерес у обучающихся к биологии;

-воспитывать патриотов.

Оборудование: портреты космонавтов (Ю. А. Гагарина, В. Н. Терешковой, Г. С. Титова), компьютер, подборка песен о космосе, выпуск стенгазеты.

Условия проведения викторины: обучающиеся делятся на группы по 4 человека, отвечают на вопросы по очереди, за каждый верный ответ получают звездочки.


 

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

- Ребята сегодня у нас с вами занятие, посвящённое космической биологии. Вы  уже многое знаете о космосе, читали, слышали, видели по данной теме. Но сегодня занятие особое: с одной стороны – это викторина, которая проверит ваши знания в данной области; с другой – это познавательная викторина, то есть я постараюсь дополнить ваши знания новыми и интересными фактами.

3. Основная часть.

Мало кто знает, что перед тем как отправить в космос человека, проводились многочисленные эксперименты на животных с целью выявления воздействия на живой организм невесомости, радиации, длительного полета и других факторов.  Первые полёты животные совершили в стратосферу. В первый полет на воздушном шаре человек отправил барана, петуха и утку.

С 1951 г. по 1960 г. были проведены серии экспериментов по изучению реакции живого организма на перегрузки, вибрации и невесомость во время запусков геофизических ракет.

 Во второй серии запусков в 1954-1956 гг. на высоту 110 км целью экспериментов было опробование скафандров для животных в условиях разгерметизации кабины. Были проведены катапультирования животных в скафандрах: одной собаки – с высоты 75-86 км, второй – с высоты 39-46 км.

Полёты с животными не прекращены и сегодня. Полеты в космос животных и сейчас дают массу полезной информации. Так, полет спутника «Бион-М» с разными живыми организмами на борту, длившийся один месяц, дал много материала для изучения воздействия радиации и длительной невесомости на жизнедеятельность организма. Результаты исследований т используются для разработки новой защиты экипажа, пилотируемой экспедиции на Марс.

Викторина.

1.Назовите дату 1 полёта в космос.

( 12 апреля 1961 г.)

2.Кто является первым космонавтом?

(Ю.А.Гагарин)

3.Как назывался корабль – спутник?

(«Восток)

4.Сколько времени длился первый полёт?

(1 час 48 минут)

5.Кто первым проложил путь в космос человеку?

(Собака Лайка)

6.Назовите собак – космонавтов.

(Лайка, Белка, Стрелка, Пушок, Уголёк, Пэр, Ветерок и др., некоторые летали по 2 раза)

7.Каких собак подбирали ученые для полёта в космос? Почему?

(Дворняг. Они считались здоровее, молодых, с короткой белой шерстью, чтобы при киносъёмке в полёте животное было видно)

8.Сколько всего лётных экспериментов было выполнено с 1951 по 1960 г. г. с собаками? (29)

9.Собаки Ветерок и Уголёк летали в космосе 22 дня и прилетели совершенно голые, т. е. без шерсти, почему?

(Она осталась в скафандрах плохо подогнанных, о которые собаки все эти дни тёрлись)

10. Кого посылали в космос американцы?

(Обезьян)

11. В 1963 году французы отправили в космос животное, назовите его.

(Кошка)

12. Назовите удивительные эксперименты, поставленные на борту космических станций в середине 70-х годов на спутниках «Космос» («Бион») с животными.

(Сможет ли паук сплести паутину в невесомости, а пчёлы построить соты, куда поплывут рыбы в пространстве, где нет разницы между верхом и низом и другие).

13.В 1990 году на орбитальной станции «Мир» родился первый теплокровный организм. Кто это?

(Перепелёнок)

14.Какие растения побывали в космосе?

(Лук, традесканция, горох, пшеница, кукуруза, капуста, укроп, салат и др.)

15. Назовите удивительные эксперименты, поставленные на борту космических станций с растениями.

(Выращивание плодовых деревьев в оранжереях, которых отличает повышенная урожайность, устойчивость к земным болезням, плоды получаются вкусные, более крупные и долго хранятся и др.)

16.Пассажиры ракеты – белые крысы. Животные в поле зрения кинокамеры Они не привязаны и кружатся в кабине. Почему это происходит?

(Невесомость)

17. Какие эксперименты проводят с мышами-песчанками в космосе? (Изучение водно-солевого обмена в космосе)

18. Зачем полетели космос тараканы?

(Проверить выживаемость молодых и старых особей в условиях невесомости и длительных полётах)

19. Если раньше учёных интересовало воздействие перегрузок и космической радиации на живые организмы, то теперь основное внимание уделяется работе нервной и иммунной систем. Не менее важно изучение влияния факторов космического полета на регенеративные и репродуктивные функции организма. Особенно интересна задача воссоздания полного цикла биологического воспроизводства в условиях невесомости. Почему? (Рано или поздно, нас ждут поселения в космосе и сверхдальние полеты к другим звездам. В космос брали беременных мышей и перепелиные яйца. Мышата и перепела рождались, но оказывались нежизнеспособными)

20. В космическом зоопарке куколки бабочек шелкопрядов, одна куколка среднего винного бражника из Нижнего Новгорода. Что биологам интересно посмотреть?

(Как полёт повлияет на процесс превращения в бабочку)

21.В каком эксперименте участвуют 20 виноградных улиток?

( «Рецептор», сохранят ли в космосе «рожки» свою чувствительность?)

22.На каких животных в космосе можно изучить процесс регенерации?

(Ящерицы, тритоны)

 23.Назовите организмы, которые оказались самыми выносливыми из всех организмов, побывавших в космосе.

(Лишайники)

24.Следует отметить, что исследование устойчивости земных организмов к условиям открытого космоса имеет большое практическое и научное значение. Какое?

(Живучие организмы ученые смогут использовать для подготовки к заселению других планет. Кроме того, обнаруженная у лишайников устойчивость к солнечной радиации, уже заинтересовала компании, производящие солнцезащитные кремы).

Заключительное слово учителя.

Исследования в области космической биологии будут и впредь особенно нужны для решения ряда вопросов, в частности для  биологической разведки новых космических трасс. Чрезвычайно важную роль  космическая биология сыграет и в разработке необходимых для длительных полётов биокомплексов,  или  замкнутых экологических систем.

Космос в настоящее время становится ареной международного сотрудничества.  В 1972 подписано соглашение  между правительствами СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных  целях, которое предусматривает, в частности, сотрудничество в области  космической биологии.


 

Подведение итогов.

 


 


 


 

Литература.

1. Колесников Ю.В., Глазков Ю.Н. На орбите - космический корабль, Издательство: Педагогика Серия: Библиотечка Детской энциклопедии «Ученые - школьнику»,1980

2. Рабинова Л.Я. Школьная биологическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1986.

3.Семененко В.Е. Космическая биология, ДЭ, т.4

4.Титов Г.С. Семнадцать космических зорь, М., Детгиз, 1978 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.