Выступление на методическом объединении воспитателей и классных руководителей «Формирование толерантности как нравственной основы личности обучающихся в школе-интернате»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Горловская санаторная школа-интернат № 9»
Выступление
на методическом объединении воспитателей и классных руководителей
«Формирование толерантности
как нравственной основы личности обучающихся в школе-интернате»
воспитатель
специалист первой категории
Е, А. Родичева
Эпиграфом выступления я взяла слова Бернарда Шоу:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, предлагаю вам послушать сейчас историю. «В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие, все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».
Возникает вопрос: Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…
С каждым днем все увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это, в первую очередь семья, и, конечно же, школа.
Так что же означает это слово – толерантность?
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:
в английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
во французском – проявление свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;
в китайском – проявление великодушия в отношении других;
в русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
В словаре В. И. Даля – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.
В словаре С. И. Ожегова толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Быть толерантным – значит, уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.
Основные черты личности:
Толерантная личность:
уважение мнения других;
доброжелательность;
желание что-нибудь делать вместе;
понимание и принятие;
чуткость, снисходительность;
доверие, гуманизм,
любознательность.
Интолерантная личность:
непонимание;
игнорирование;
эгоизм;
нетерпимость;
пренебрежение, раздражительность;
равнодушие, цинизм;
агрессивность.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Мы должны научить ребенка правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Смысл деятельности педагога в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:
к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и учеников;
к проявлению педагогами толерантности – это существенный фактор, воспитывающий толерантность учеников;
к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
к организации внеклассной работы, направленной на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:
1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.).
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия.
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах и методах воспитания толерантной личности.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждение, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др.) Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность?
Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей).
Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Таким образом, процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с ее открытостью внешней социокультурной среде; направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде; с ее ценностными ориентирами.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми и т. п.). Учитель подсказывает детям «добрые», «хорошие» поступки.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.
Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный. Поэтому полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности воспитанников, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных воспитанников. Формы воспитательной работы могут быть разные (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.) круг знаний учащихся о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение — правонарушение — расширяется (например, знания о правовых аспектах природоохранительных норм, об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, уличного движения, пользования общественным транспортом и др.). И конечно же, надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений против жизни здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство) против государственной и личной собственности. Это имеет особое значение в ранней профилактике противоправного поведения детей.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Но воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Должно идти постоянное развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание.
Источники соответствующей информации – фольклорные и литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущих от настороженности, недоверия, даже враждебности к взаимному приятию.
Итак, если мы действительно хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве первичной модели поведения, в школе необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых.
Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей играют общешкольные коллективные творческие дела, даже если они приурочены к самым разным событиям. Широкое распространение получают уроки милосердия, толерантности.
Навыки толерантного поведения можно формировать у детей в процессе проведения организации целевых внешкольных мероприятий. Это могут быть различного рода благотворительные акции: забота об одиноких стариках, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам. Все эти дела оставляют след в душах детей.
В нашей школе организован музей боевой славы. Уже стало традицией накануне праздника в честь дня Победы проводить уборку у памятника воинов, защищавших наш город. А во время праздника принимать участие в митинге и возлагать цветы – все это проявление добрых чувств, памяти о героических поступках тех, кто жил до нас. Такие добрые дела оказывают воспитывающее воздействие на школьников только тогда, когда они осуществляются регулярно, когда к ним заранее идет подготовка.
Одним из средств формирования толерантности и влияния на мировоззрение ребенка является этическая беседа. Она широко применяется в работе с обучающимися. В педагогике она рассматривается и как средство привлечения обучающихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как средство формирования моральных представлений и понятий.
Например, нельзя допускать, чтобы дети мучили животных. Напротив, надо пробуждать у них сочувствие к животным, желание заботиться о кошке, собаке. Ни в коем случае нельзя допускать грубого отношения к ним.
Безусловно, что проводить такие беседы трудно, ведь необходимо нашим воспитанникам в конкретно-образной форме раскрыть абстрактные понятия: совесть, достоинство, милосердие, гуманизм, дружба и др.
Поводом для выбора тематики могут быть:
нравственные познавательные интересы детей (у детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество. Это понятно, так как у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний и социального опыта);
ситуации, сложившиеся в классе, коллективе (равнодушное отношение друг к другу, неприязнь к детям различных национальностей);
события, происходящие в стране и другом социуме;
просмотренный фильм, прочитанная книга (например, фильм «Белый Бим – черное ухо» — великолепный фильм для обсуждения. Повесть В. К. Железникова «Чучело» и др.)
Сегодня в работе с воспитанниками можно использовать наиболее актуальные темы этических бесед:
«Совесть»
«Умей уважать других»
«Друг познается в беде»
«Милосердие начинается у себя в доме»
«Трудом славен человек»
«Что значит жить с достоинством?»
«Святое слово – МАТЬ»
«Это страшное слово – «равнодушие»
«Твоя ответственность перед собой и коллективом»
«Национальные традиции требуют уважения»
«Что такое толерантность?»
«Счастье и труд»
«Заветы предков»
«О равнодушии и добре» и многие другие.
Многие педагоги справедливо утверждают, что провести профессионально этическую беседу гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения бесед о морали заключается в том, что беседа ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в нее входит как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Тема беседы зависит от возрастных особенностей детей, от уровня их нравственной подготовленности.
Особенность проведения этических бесед заключается в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, но при этом важно не забывать, что в этической беседе должны преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Также могут широко использоваться уроки нравственности. Мы знаем, что урок – это основная форма учебно-воспитательной работы. Уроки нравственности могут включать в себя дискуссию, ролевые игры, просмотр отрывков из видеофильмов, чтение стихотворений, обсуждение пословиц, включать диагностические методики, направленные на определение уровня воспитанности. Темы таких уроков могут быть разными:
«Что значит жить по справедливости?»
«Честь и совесть. Существуют ли они друг без друга?»
«В чем красота человека?»
«Что значит – уважать национальные традиции?» и другие.
Стереотипы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий, обучающих детей умению сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их формирования является, прежде всего, повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И эта жизнь также должна стать объектом внимания педагогов. Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача учителей и воспитателей.
Для школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать обучающимся мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. На этом этапе воспитатели формируют и развивают чувство сплоченности классного коллектива, обучают детей взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывают у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формируют традиции классного коллектива.
В заключение я хотела бы привести слова Мудрого Сенеки. Он сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
Нужно помнить, что мы строим культуру мира. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
6