Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса

2
1
Материал опубликован 13 September в группе

Выступление на педагогическом совете

«Здоровье педагога как профессиональная ценность

и залог успешного образовательного процесса».


Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое,

но полное описание счастливого состояния в этом мире.
                                          Джон Локк

А что вы понимаете под словом ЗДОРОВЬЕ? Попробуйте на каждую букву слова придумать слова связанные с вашим здоровьем (запись на флип чарт, обсуждение).

Существует большое количество определений понятия «здоровье». Здоровье - это понятие многостороннее, огромное множество факторов влияют на его показатели, в большинстве случаев, зависящее от нас самих.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физический дефектов.

Маклаков А.Г. считает, профессиональное здоровье – это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, определенный уровень профессиональной деятельности, обеспечивающий ее высокую эффективность.

Л.М. Митина, О.А. Анисимова определяют «профессионально-личностное здоровье педагога»  как целостное многомерное динамическое состояние организма, которое позволяет педагогу  реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности

Никто не станет отрицать, что физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.

Профессиональное здоровье педагога

-совокупность физических, психических и личностных, духовных, социальных состояний педагога, позволяющих оптимальным образом осуществлять профессиональную деятельность, осуществляя сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды;

-это основа эффективной работы современной системы образования.

Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения психосоматических и невротических расстройств:

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

сердечно-сосудистые;

желудочно-кишечные;

нарушения опорно-двигательного аппарата;

болезни крови;

нарушение функции щитовидной железы.

Статистические данные показывают, что ежегодно заболевания возрастают.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата.

Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

- после 10-ти лет работы более 35% педагогов;

- после 15-ти лет стажа – 40 %;

- после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия(близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.


Физическое благополучие

Физическое благополучие заключается в адаптированности организма к внешним условиям, слаженной работе всех его органов и систем.

Cостояние, при котором человек максимально удовлетворен возможностями своего тела, организма;

Возможность преодоления значительных психических и физических нагрузок с сохранением работоспособности;

Отсутствие хронических заболеваний и патологических изменений в организме;

Физическое благополучие обеспечивается занятиями физической культурой.

Психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях.

Слаженность психических процессов, гармония личности. удовлетворѐнность жизнью, целостность личности.

Как ресурсное состояние личности, включающего совокупность компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования.


Психологическое благополучие определяется не существующими условиями и жизненной ситуацией, а прежде всего восприятием собственной жизни, внутренней позицией в профессиональной деятельности, отношением к собственным возможностям, ощущением своей востребованности, оценкой реализованности своих возможностей, самореализацией.

Причины психологического дискомфорта

высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью;

эмоциональным возбуждением;

повышенной продолжительностью рабочего дня;

хронической перегруженностью;

отсутствием осознанной ценности собственного здоровья;

низкой удовлетворенностью профессиональным и социальным статусом.


Социальное благополучие – это умение человека достигать созидательных результатов в окружении его социальной сферы. Основами социального благополучия можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, вероятностью получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.

Социальное благополучие имеет внешний аспект и внешние проявления и внутренний (латентный) аспект и внутренние (латентные) проявления, т. е. оно всегда ощущается человеком как некое внутреннее состояние и одновременно проявляется внешне через поведение, в том числе, через профессиональную деятельность (в данном случае отношение к обучающимся).

К внешним проявления относятся:

принятие норм поведения в коллективе и обществе;

ощущение поддержки семьи и наличие референтной группы;

адекватный набор социальных ролей и соответствие ролевым ожиданиям;

высокий статус в социальной группе.

К внутренним проявлениям относятся:

соотнесенность личностной системы ценностей с общественной (интериоризация);

сформированная социальная и профессиональная идентичность;

сформированная личностная идентичность и принятие всех социальных ролей;

удовлетворенность статусом.


Формула здоровья

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.

50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.

Здоровье – это понятие многостороннее и как было сказано выше, огромное множество факторов оказывают влияние на его показатели, в большинстве случаев, зависящие от самого педагога. От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для своих обучающихся, и, безусловно, должендемонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности.

Сохранению и восстановлению здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между педагогом и обучающимися, и доброе отношение к детям - необходимые условия хорошего здоровья.

Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного и продуктивного образовательного процесса.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Всё правильно, только как сберечь здоровье, не уйдя с работы в школе? (Риторический вопрос)

15 September