Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса
Выступление на педагогическом совете
«Здоровье педагога как профессиональная ценность
и залог успешного образовательного процесса».
Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое,
но полное описание счастливого состояния в этом мире.
Джон Локк
А что вы понимаете под словом ЗДОРОВЬЕ? Попробуйте на каждую букву слова придумать слова связанные с вашим здоровьем (запись на флип чарт, обсуждение).
Существует большое количество определений понятия «здоровье». Здоровье - это понятие многостороннее, огромное множество факторов влияют на его показатели, в большинстве случаев, зависящее от нас самих.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физический дефектов.
Маклаков А.Г. считает, профессиональное здоровье – это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, определенный уровень профессиональной деятельности, обеспечивающий ее высокую эффективность.
Л.М. Митина, О.А. Анисимова определяют «профессионально-личностное здоровье педагога» как целостное многомерное динамическое состояние организма, которое позволяет педагогу реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности
Никто не станет отрицать, что физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.
Профессиональное здоровье педагога –
-совокупность физических, психических и личностных, духовных, социальных состояний педагога, позволяющих оптимальным образом осуществлять профессиональную деятельность, осуществляя сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды;
-это основа эффективной работы современной системы образования.
Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения психосоматических и невротических расстройств:
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
сердечно-сосудистые;
желудочно-кишечные;
нарушения опорно-двигательного аппарата;
болезни крови;
нарушение функции щитовидной железы.
Статистические данные показывают, что ежегодно заболевания возрастают.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата.
Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
- после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
- после 15-ти лет стажа – 40 %;
- после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия(близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.
Физическое благополучие
Физическое благополучие заключается в адаптированности организма к внешним условиям, слаженной работе всех его органов и систем.
Cостояние, при котором человек максимально удовлетворен возможностями своего тела, организма;
Возможность преодоления значительных психических и физических нагрузок с сохранением работоспособности;
Отсутствие хронических заболеваний и патологических изменений в организме;
Физическое благополучие обеспечивается занятиями физической культурой.
Психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях.
Слаженность психических процессов, гармония личности. удовлетворѐнность жизнью, целостность личности.
Как ресурсное состояние личности, включающего совокупность компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования.
Психологическое благополучие определяется не существующими условиями и жизненной ситуацией, а прежде всего восприятием собственной жизни, внутренней позицией в профессиональной деятельности, отношением к собственным возможностям, ощущением своей востребованности, оценкой реализованности своих возможностей, самореализацией.
Причины психологического дискомфорта
высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью;
эмоциональным возбуждением;
повышенной продолжительностью рабочего дня;
хронической перегруженностью;
отсутствием осознанной ценности собственного здоровья;
низкой удовлетворенностью профессиональным и социальным статусом.
Социальное благополучие – это умение человека достигать созидательных результатов в окружении его социальной сферы. Основами социального благополучия можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, вероятностью получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.
Социальное благополучие имеет внешний аспект и внешние проявления и внутренний (латентный) аспект и внутренние (латентные) проявления, т. е. оно всегда ощущается человеком как некое внутреннее состояние и одновременно проявляется внешне через поведение, в том числе, через профессиональную деятельность (в данном случае отношение к обучающимся).
К внешним проявления относятся:
принятие норм поведения в коллективе и обществе;
ощущение поддержки семьи и наличие референтной группы;
адекватный набор социальных ролей и соответствие ролевым ожиданиям;
высокий статус в социальной группе.
К внутренним проявлениям относятся:
соотнесенность личностной системы ценностей с общественной (интериоризация);
сформированная социальная и профессиональная идентичность;
сформированная личностная идентичность и принятие всех социальных ролей;
удовлетворенность статусом.
Формула здоровья
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:
Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.
50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.
Здоровье – это понятие многостороннее и как было сказано выше, огромное множество факторов оказывают влияние на его показатели, в большинстве случаев, зависящие от самого педагога. От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для своих обучающихся, и, безусловно, должендемонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности.
Сохранению и восстановлению здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между педагогом и обучающимися, и доброе отношение к детям - необходимые условия хорошего здоровья.
Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного и продуктивного образовательного процесса.
Потамошнева Наталья Алексеевна